К У Р А Г И Н С К А Я Ш К О Л А №7
|
||||||||||||
|
ПОЛОЖЕНИЕ О БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ МБОУ КУРАГИНСКАЯ СОШ № 7
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом школы в соответствии ФГОС.
1.2. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения в 1 классе четырехлетней начальной школы.
1.3. Целью данного Положения является создание благоприятных условий для адаптации ребенка в условиях ФГОС к школе, обеспечивающих его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений в начальной школе.
2. Задачи:
- личностно ориентированное взаимодействие учителя и обучающихся;
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
- учет индивидуальных способностей обучающихся;
- развитие самостоятельности и активности обучающихся;
- формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся.
3. Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников
в условиях безотметочного обучения в соответствии с ФГОС.
3.1. В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе обучающегося запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.
3.2. Оцениванию не подлежат: темп работы обучающегося, его личностные качества, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
3.3. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг обучающегося, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки и устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение ребенка.
3.4. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовая диагностика;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- «портфолио» ученика.
3.5. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».
3.6. Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках данной учебной задачи.
3.5. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.
3.7. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.
3.8. «Портфолио» обучающегося представляет собой подборку личных работ обучающегося, в которые входят творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс обучения в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности обучающегося – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
3.9. Динамика обученности обучающихся фиксируется учителем.
3.10. Динамику формирования навыка чтения можно проанализировать, сравнивая скорость чтения одного и того же ребенка в течение учебного года, не сравнивая со скоростью других детей.
3.11. В первом классе домашние задания не задаются.
3.12. Безотметочное обучение устанавливается в 1 классе в течение всего учебного года.
4. Ведение документации.
4.1 Документация учителя:
4.1.1 По каждому предмету составляется рабочая программа на год, которая является основой планирования педагогической деятельности учителя.
4.1.2 Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки в 1 классе в классный журнал не выставляются.
4.1.3. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных листах индивидуальных достижений (Приложение 1).
4.1.4 В конце учебного года учитель составляет содержательный анализ своей педагогической деятельности, учитывая следующее:
-динамику развития обучающихся за учебный период;
- уровень сформированности универсальных учебных действий;
- выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.
5. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности
5.1 Между учителями, обучающимися, родителями обучающихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.
5.2 Права и обязанности обучающихся.
5.2.1. Обучающиеся имеют право:
- на собственную оценку своих достижений и трудностей;
- на оценку своей работы учителем;
- на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;
- на ошибку и время для ее ликвидации;
- на самостоятельный выбор уровня сложности проверочных заданий;
5.2.2. Обучающиеся обязаны:
- по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
- осваивать способы осуществления контроля и оценки;
- иметь рабочие тетради, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность ученика.
5.3 Права и обязанности учителя
5.3.1. Учитель имеет право:
- иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающихся;
- самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений обучающихся.
5.3.2. Учитель обязан:
- соблюдать основные положения безотметочного обучения;
- соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся;
- работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки;
- оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также уровень развития и степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;
- фиксировать динамику развития и обученности обучающегося только относительно его собственных возможностей и достижений;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи обучающихся.
5.4. Права и обязанности родителей
5.4.1. Родитель имеет право:
- знать о принципах и способах оценивания достижений в данной школе;
- получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка;
- получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в обучении своего ребенка.
5.4.2. Родитель обязан:
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.
6. Ответственность сторон.
6.1 Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной школы - становления учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников.
6.2 При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядком.
6.3 Нарушение правил оценочной деятельности, несоблюдение педагогического такта являются предметом административного разбирательства и общественного порицания.
Приложение
Порядок заполнения «Листа индивидуальных достижений»
В течение учебного года ежемесячно в «Листе индивидуальных достижений» фиксируется уровень освоения обучающимися предметных и метапредметных универсальных учебных действий.
Учитель может использовать на выбор шкалу успешности, 5-балльную или цветовую шкалу для фиксирования результатов освоения обучающимися предметных и метапредметных универсальных учебных действий. При заполнении сводного листа индивидуальных достижений по четвертям и за год целесообразнее использовать шкалу успешности.
Оценивание производится по признакам успешности
Уровень успешности | Шкала успешности | 5-балльная шкала | Цветовая интерпретация |
Не достигнут необходимый уровень
Не решена типовая, много раз отработанная задача | 0 | «2» - неудовлетворительно | Коричневый |
Необходимый уровень («хорошо») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания | 1 балл успешности Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения | «3» - удовлетворительно | Синий |
2 балла успешности Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | «4» - хорошо | Зелёный | |
Программный уровень («отлично»). Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые получаемые в данный момент знания; либо прежние знания и умения, но в новой непривычной ситуации | 3 балла успешности. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) | «4+» - приближается к «отлично» | Жёлтый |
4 балла успешности. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | «5» - отлично | Оранжевый | |
Необязательный уровень, фиксирующий исключительные успехи обучающихся | |||
Максимальный уровень «превосходно»). Решение задачи на неизученный материал, потребовавший либо самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний, либо новых самостоятельно приобретенных умений | 5 баллов успешности. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) | «5+» - превосходно | Розовый |
6 баллов успешности. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | «5 и 5» - превосходно | Красный |
Лист индивидуальных достижений
Ученицы (ка) ___________________________________________
МБОУ Курагинская СОШ № 7
1 класс, учитель ______________________________________________________
Формируемые навыки и умения | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |
Чтение | ||||||||||
Техника чтения | Темп (количество слов в минуту) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение слогов |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Чтение слов |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Правильная постановка ударения |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Чтение текстов |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Безошибочность чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Выразительность чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Понимание прочитанного | Ответ на прямой вопрос по прочитанному |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Словесное «рисование картин» к прочитанному |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Пересказ | С опорой на помощь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Без опоры на помощь |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Чтение наизусть |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Составление собственного рассказа |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Письмо Русский язык | ||||||||||
Знание прописных букв |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Перевод печатных букв в прописные |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Списывание текста без ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Соблюдение правил каллиграфии |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Употребление заглавной буквы в именах собственных |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Употребление заглавной буквы в начале предложения |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Постановка точки в конце предложения |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Деление слов на слоги |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Постановка ударения |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Нахождение букв, обозначающих гласные звуки |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Нахождение букв, обозначающих согласные звуки |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Нахождение букв, обозначающих твердые согласные звуки |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Нахождение букв, обозначающих мягкие согласные звуки |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Перенос слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Запись под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Употребление ь, обозначающего мягкость согласных |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Употребление разделительного ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Математика | ||||||||||
Обозначение цифрой числа предметов |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Сравнение однозначных чисел |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Сложение однозначных чисел в пределах 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Вычитание однозначных чисел в пределах 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Нумерация двузначных чисел |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Сравнение двузначных чисел |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Сложение однозначных чисел с переходом через разряд (таблица сложения в пределах 20) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Табличные случаи вычитания в пределах 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Название компонентов при сложении |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Название компонентов при вычитании |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Решение простых задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Решение составных задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Распознавание геометрических фигур |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сводный лист индивидуальных достижений
ученика (цы) 1 класса МБОУ Курагинская СОШ № 7
_________________________________________ на 20__-20__ учебный год
Учебные предметы | Период обучения | |||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | год | ||
Чтение | Осознанность |
|
|
|
|
|
Способ |
|
|
|
|
| |
Выразительность |
|
|
|
|
| |
Темп |
|
|
|
|
| |
Правильность |
|
|
|
|
| |
Речевые навыки |
|
|
|
|
| |
Умение работать с текстом |
|
|
|
|
| |
Русский язык | Звуковой анализ слова |
|
|
|
|
|
Анализ предложения |
|
|
|
|
| |
Деление слова на слоги |
|
|
|
|
| |
Постановка ударения |
|
|
|
|
| |
Каллиграфия |
|
|
|
|
| |
Орфография |
|
|
|
|
| |
Развитие устной речи |
|
|
|
|
| |
Математика | Устные вычислительные навыки |
|
|
|
|
|
Письменные вычислительные навыки |
|
|
|
|
| |
Умение решать простые задачи |
|
|
|
|
| |
Ориентировка в простейших геометрических понятиях |
|
|
|
|
| |
Ознакомление с окружающим миром | ||||||
ОУУН | Умение планировать |
|
|
|
|
|
| Умение работать с книгой |
|
|
|
|
|
| Уровень самооценки |
|
|
|
|
|