Положение о системе оценивания, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся на ступени начального общего образования в условиях перехода на ФГОС в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Курагинскя средняя общеобразовательная школа № 7
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся на уровне начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования и является обязательным для исполнения.
1.2 Цель создания положения заключается в разъяснении принципов и особенностей организации оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся на уровне начального общего образования в условиях реализации ФГОС.
1.3 Положение о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 –ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного стандарта начального общего образования, Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Курагинская СОШ № 7.
1.4 Настоящее Положение рассматривается педагогическим советом школы, и утверждается директором школы. Настоящее Положение устанавливает требования к оценке учебных достижений, а также порядок, формы, периодичность текущего и промежуточного контроля обучающихся на уровне начального общего образования. Настоящее Положение обязательно для обучающихся на уровне начального общего образования и педагогических работников школы.
1.5 Система оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся на ступени начального общего образования направлена на реализацию требований стандарта начального общего образования. Оценка отражает уровень достижения поставленных целей и выполнения требований образовательного стандарта.
1.6 Основными видами контроля являются:
- стартовый контроль; имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года. Цель - зафиксировать начальный уровень подготовки обучающегося на уровне начального общего образования, имеющиеся у него знания, умения и универсальные действия, в том числе и метапредметные связанные с предстоящей деятельностью;
- текущий контроль; осуществляется поурочно, после изучения темы, раздела. Цель - контроль предметных знаний и универсальных действий;
- рубежный контроль; проводится в конце четверти. Цель - контроль предметных знаний и универсальных действий;
- итоговый контроль; предполагает проверку образовательных результатов, в том числе и метапредметных, в конце учебного года.
1.7. Основными функциями оценки являются:
- мотивационная – поощряет образовательную деятельность обучающегося и
стимулирует ее продолжение;
- диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных
достижений обучающегося;
- воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку
учебной деятельности обучающегося;
- информационная – свидетельствует остепени успешности обучающегося в
достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, о развитии его способностей, личностных образовательных приращениях.
2. Контроль и оценка обучения и развития обучающихся.
2.1. Основным показателем развития обучающихся является уровень
сформированности предметных, метапредметных и личностных
результатов. Метапредметные результаты включают совокупность
регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных
учебных действий.
2.2. На персонифицированную итоговую оценку на уровне начального общего
образования, результаты которой используются при принятии решения о
возможности или невозможности продолжения обучения на следующем
уровне общего образования, выносятся только предметные и
метапредметные результаты, описанные в разделе планируемых результатов
начального общего образования.
2.3.Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования
в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой
оценке. Их оценка осуществляется в ходе внешних и внутренних
неперсонифицированных мониторинговых исследований.
2.4. Динамика обучения и развития учащихся фиксируется учителем начальных классов.
3. Контроль и оценка планируемых результатов обучающихся, формы промежуточной аттестации обучающихся.
3. 1. Контроль и оценка планируемых результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
3.3. Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку.
3.4. Объектами контроля являются знания, умения, навыки, универсальные учебные действия.
3.5. Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:
· стартовые диагностические работы на начало учебного года;
· интегрированные (комплексные) контрольные работы в конце учебного года;
· тематические проверочные (контрольные) работы;
· проекты;
· практические работы;
· творческие работы.
3.6.Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Стартовые работы проводятся, начиная с первого класса. По результатам стартовой работы проводится анализ, в котором фиксируется уровень готовности первоклассников к школе, уровень овладения знаниями за предыдущий год обучающимися 2-4 классов. Результаты стартовой работы не учитываются при выставлении оценки за четверть.
3.7 Тематическая проверочная (контрольная) работа проводится по ранее изученной теме перед изучением следующей темы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал и учитываются при выставлении оценки за четверть.
3.8. Проекты разрабатываются и защищаются обучающимися по предметам, согласно программе. Оценка за проект выставляется в журнал.
3.9.Практические работы выполняются согласно программе. Оценка выставляется в журнал.
3.10. Количество творческих работ по каждому предмету определено в рабочей программе учителя. Обучающие и контрольные творческие работы оцениваются двойной оценкой. Оценки выставляются в классный журнал.
3.11. Итоговые контрольные работы проводятся по математике и русскому языку в конце апреля – середине мая и включают требования ключевых тем учебного периода. Результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале и учитываются при выставлении оценки за год.
3.12. Интегрированная контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет уровень сформированности у обучающегося универсальных учебных действий. Оценка за интегрированную контрольную работу фиксируется учителем в классном журнале и учитывается при выставлении оценки за год.
4. Порядок промежуточной аттестации обучающихся.
4.1. Содержанием промежуточной аттестации являются две стандартизированные контрольные работы: по математике и русскому языку (в 1-4 классах) и одна интегрированная контрольная работа (в 4 классе).
4.2. Промежуточная аттестация обучающихся 2-4 классов по учебным предметам, осуществляется также путем выведения годовых отметок успеваемости на основе четвертных отметок успеваемости, выставленных обучающимся в течение соответствующего учебного года.
4.3. Мониторинг сформированности личностных результатов проводится в мае психологом и имеет неперсонифицированный характер. Диагностика проводится с согласия родителей.
4.4. Содержание диагностических материалов представляется психологом, обсуждается на педагогическом совете и утверждается директором школы.
4.5. Содержание итоговых контрольных работ по предметам разрабатывается методическим объединением и утверждается директором школы.
4.6. Оценивание младших школьников начинается со 2 класса. Для оценивания предметных результатов используется оценка в виде отметок «5», «4», «3», «2». Текущая оценка по результатам урока в виде отметки выставляется в классный журнал и учитывается при оценивании за четверть. В журнал выставляются отметки за тематические (контрольные), работы по итогам четверти, за проекты, творческие работы, практические работы, полные устные ответы, за выразительное чтение наизусть, пересказы.
4.7. Количество тематических, проектных и итоговых работ установлено по каждому предмету в соответствии с рекомендациями к программам учебно- методических комплексов. (Приложение 1)
4.8. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса осуществляется посредством заполнения листа индивидуальных достижений.
Четвертные и годовые отметки успеваемости по учебным предметам обучающимся 1 класса не выводятся. В первом классе текущее оценивание предметных результатов осуществляется также в форме словесных качественных оценок на критериальной основе (например, «хорошо», «молодец»).
Самооценка. Светофор. Ученики на полях закрашивают круг.
Зелёный цвет – доволен своей работой;
Желтый цвет – еще надо постараться;
Красный цвет – не доволен своей работой.
Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».
4.8. Итоговые предметные результаты заносятся классным руководителем в раздел сведения об успеваемости в личной карточке обучающегося которая хранится в личном деле.
4.9. Метапредметные результаты (степень сформированности тех или иных УУД) заносится в ведомость сформированности метапредметных результатов в сентябре, мае.
4.10. Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой, включающей совокупность критериев освоения программы первого класса. Качественная оценка выражается оценкой «программа освоена».
5. Оценочные шкалы.
5.1.Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 классов оценивается по пятибалльной шкале.
Перевод в шкалу осуществляется по соответствующей схеме.
Качество освоения программы | Уровень достижений | Отметка в 5 балльной шкале |
90-100% | высокий | «5» |
66 -89% | повышенный | «4» |
50 -65 % | средний (базовый) | «3» |
меньше 50% | ниже среднего (риск) | «2» |
5.2. В журнале ставится отметка в пятибалльной шкале.
По итогам четверти, начиная со второго класса, в журнал выставляется отметка в пятибалльной шкале. Она вычисляется, исходя из нахождения среднего значения результатов выполнения тематических, творческих и итоговых работ.
Итоговая оценка по предметам вычисляется, исходя из нахождения среднего значения результатов учебных четвертей и результатов итоговых контрольных работ, выставляется в журнал.
6. Ведение документации.
6.1. Действия учителя:
- по каждому предмету составляется рабочая программа на учебный год, которая является основой педагогической деятельности учителя.
- классный журнал является главным документом учителя. Классный журнал заполняется соответственно рабочей программе учителя (календарно - тематическому планированию).
- для тренировочных работ используется рабочая тетрадь. Самостоятельные и проверочные работы выполняются в рабочих тетрадях, контрольные работы – в тетрадях для контрольных работ или в печатных бланках.
6.2.Администрация школы управляет процессом контрольно - оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основе данного положения.
5.5. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий
Критерии оценки образовательных достижений | Методы и формы | Способ | Частота | Уровни |
Сформированность УУД | Лист наблюдений | балл | Раз в полугодие |
Низкий Средний Высокий |
Лист образовательных достижений (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) | Символ Качественный анализ | Раз в год по данным листов наблюдений по итогам года | ||
Интегрированная | В баллах | Раз в год по итогам года | ||
Проект | Зачтено/незачтено | Раз в год |
Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
5.6. Предметные результаты.
Критерии оценки образовательных достижений | Методы и | Способ | Частота
| Уровни | |
Сформированность ЗУН по предметам | Оценочный лист (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир) | 1 класс
Символ, в процентах, Зачтено / | 2 класс
В процентах, отметка | По числу проверочных и контрольных работ (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) |
Ниже среднего Средний Повышенный Высокий
|
Лист образовательных достижений 1 класс (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) | Раз в год по итогам |
5.7. Личностные результаты.
Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии, которые могут быть представлены в форме универсальных учебных действий. Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:
· самоопределение — сформированность внутренней позиции школьника — принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
· смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;
понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;
· морально – этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости развитие этических чувств — стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
Оценка личностных результатов обучающихся начальной школы осуществляется только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации Учреждения) при согласии родителей (законных представителей).
6. Ведение документации
6.1. Учитель:
По каждому предмету составляется учебно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
В учебно-тематическом плане отражаются цели, сроки, виды и формы контроля.
Классный журнал является главным документом учителя.
Классный журнал заполняется соответственно программе и тематическому планированию.
Самостоятельные и контрольные работы выполняются учащимися в тетрадях для контрольных работ и на оценочных листах.
Итоговые оценки выставляет в дневник учащегося классный руководитель. Текущие оценки в форме «волшебных линеек», значков « +», «-», «?», письменных заключений фиксируются в тетради ученика, текущие оценки в виде отметок (со второго класса) могут фиксироваться в тетради, в дневнике, в классном журнале. Контроль за соответствием оценок, выставленных в классном журнале оценкам, выставленным в дневнике ученика, осуществляет классный руководитель.
6.2. Администрация школы
Администрация школы управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного Положения.
Вид промежуточ-ной аттестации | Цель | Периодичность | Методы и формы оценки образовательных результатов | Способы выставления оценки |
Стартовая | Предварительная диагностика знаний, умений и универсальных учебных действий, связанных с предстоящей деятельностью. | В начале учебного года, начиная со второго года обучения (с первого – при наличии в ОУ психолога) | Диагностические работы; самоанализ и самооценка; собеседование
| Результаты фиксируются в специальной тетради учителя для учета в работе, включаются в портфолио. Оценка результатов в классном журнале не фиксируется. |
Текущая | Контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока | Поурочно | Самоанализ и самооценка; устная или письменная критериальная оценка; проекты
| Результаты фиксируются в форме «волшебных линеечек», «лесенок успеха», значков «+», «-», «?», письменного анализа в тетрадях обучающихся. Со второго класса оценка результатов в виде отметок «5», «4», «3», «2» может фиксироваться в тетрадях, дневниках обучающихся, в классном журнале. |
Рубежная: тематическая четвертная полугодовая | Контроль предметных знаний и метапредметных результатов темы, раздела, курса, четверти | По итогам изучения темы, раздела, курса, четверти | Тематические проверочные (контрольные) работы; стандартизированные письменные и устные работы; проекты; практические работы; творческие работы (изложения, сочинения); диктанты, контрольные списывания; тесты; интегрированные контрольные работы (при наличии инструментария) | Оценка выставляется в классный журнал в виде отметки «5», «4», «3», «2»; в виде процентов выполнения объема работы оценка фиксируется в специальной тетради учителя.
Оценка метапредметных результатов выставляется на специально отведенной странице классного журнала в виде отметки«5», «4», «3», «2» ; в виде процентов выполнения объема работы оценка фиксируется в специальной тетради учителя. |
Годовая | Комплексная проверка образовательных результатов, в т.ч. и метапредметных | В конце учебного года | Стандартизиро-ванные письменные работы; интегрированные контрольные работы; проекты | Оценка выставляется в классный журнал в виде отметки «5», «4», «3», «2» ; в виде процентов выполнения объема работы оценка фиксируется в специальной тетради учителя. Оценка метапредметных результатов выставляется на специально отведенной странице классного журнала в виде отметки«5», «4», «3», «2»; в виде процентов выполнения объема работы оценка фиксируется в специальной тетради учителя. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ученика (цы) 1 класса МБОУ СОШ №4
______________________________________
Навыки | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Предметные результаты | ||||
Математика | ||||
Умение читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа |
|
|
|
|
Знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10 |
|
|
|
|
Знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20 |
|
|
| |
Письменные случаи выполнения арифметических действий |
|
|
| |
Умение решать простые уравнения |
|
|
| |
Умение анализировать и решать задачи |
|
|
| |
Сравнение чисел (запись при помощи знаков) |
|
|
| |
Умение чертить прямую, луч, отрезок, ломаные линии, многоугольники и обозначать их |
|
|
| |
Умение чертить отрезки, определять длину |
|
|
| |
Знание единиц измерения длины и соотношения | ||||
Умение выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение |
|
|
| |
Умение вычислять значение числового выражения |
|
|
| |
Русский язык | ||||
Умение характеризовать звуки русского языка |
|
|
| |
Умение применять правила правописания. Проверка орфограмм по курсу. |
|
|
| |
Умение находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. |
|
|
| |
Грамотное списывание |
|
|
| |
Письмо под диктовку |
|
|
| |
Каллиграфическое письмо |
|
|
| |
Знание словарных слов |
|
|
| |
Оформление предложений |
|
|
| |
Развитие письменной речи - изложение текста |
|
|
| |
- восстановление деформированного текста |
|
|
|
|
- сочинение по опорным словам |
|
|
|
|
Литературное чтение: | ||||
Темп чтения |
|
|
|
|
Способ чтения |
|
|
|
|
Осознанность чтения |
|
|
|
|
Правильность чтения |
|
|
|
|
Выразительность чтения |
|
|
|
|
Интерес к чтению, книге |
|
|
|
|
Домашнее чтение |
|
|
|
|
Умение читать по ролям литературное произведение |
|
|
|
|
Умение давать характеристику героя |
|
|
|
|
Окружающий мир: | ||||
Проявление любознательности в познании окружающего мира |
|
|
|
|
Умение узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы |
|
|
|
|
Умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде |
|
|
|
|
Умение описывать на основе плана объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки |
|
|
|
|
Умение формулировать вопросы |
|
|
|
|
Метапредметные результаты | ||||
Умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям |
|
|
|
|
Умение устанавливать причинно-следственные связи |
|
|
|
|
Умение устанавливать аналогии |
|
|
|
|
Умение делать выводы |
|
|
|
|
Чтение. Работа с текстом | ||||
Умение выделять информацию из текста |
|
|
|
|
Умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию |
|
|
|
|
Умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос |
|
|
|
|
Умение высказывать свою точку зрения о прочитанном тексте |
|
|
|
|
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся | ||||
Умение находить и обрабатывать информации при помощи средств ИКТ |
|
|
|
|
Умение вводить различные виды информации в компьютер |
|
|
|
|
Умение создавать, редактировать, сохранять и передавать сообщения на компьютере |
|
|
|
|
Регулятивные универсальные учебные действия | ||||
Умение принимать и сохранять учебную задачу, цель урока |
|
|
|
|
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
|
|
|
|
Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
|
|
|
|
Умение работать по плану |
|
|
|
|
Умение давать оценку своей работе на уроке (самооценка) |
|
|
|
|
Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей |
|
|
|
|
Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения |
|
|
|
|
Умение отличать верно выполненное задание от выполненного неверно |
|
|
|
|
Самостоятельность в работе |
|
|
|
|
Коммуникативные универсальные учебные действия | ||||
Умение слушать и понимать речь других |
|
|
|
|
Умение вступать в беседу на уроке и в жизни (диалоговая форма коммуникации) |
|
|
|
|
Умение задавать вопросы |
|
|
|
|
Умение выполнять различные роли в группе (сотрудничество) |
|
|
|
|
Умение договариваться по возникшим противоречиям |
|
|
|
|
Личностные универсальные учебные действия | ||||
Положительное отношение к школе |
|
|
|
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
|
|
|
|
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение |
|
|
|
|
Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения |
|
|
|
|
Уважение к окружающим людям |
|
|
|
|
Критерии оценки достижений:
Н - базовый уровень не сформирован
Б — сформирован базовый уровень
П — сформирован повышенный уровень
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Количество контрольных и проверочных работ по годам обучения,
принятое на заседании МО учителей начальных классов
Русский язык
| 1кл | 2кл | 3кл | 4кл |
Словарный диктант 1 раз в 2недели | ||||
Контрольный словарный диктант 1 раз в четверть в тетради для контрольных работ | ||||
изложение | - | 1ч-2 2ч-1 3ч-2 4ч-2 | 1ч-2 2ч-1 3ч-2 4ч-2 | 1ч-2 2ч-1 3ч-2 4ч-2 |
сочинение | - | 1ч-1 2ч-1 3ч-2 4ч-1 | 1ч-2 2ч-1 3ч-2 4ч-2 | 1ч-2 2ч-1 3ч-2 4ч-2 |
Тестирование по теме: включено в урок на усмотрение учителя | ||||
Проверочная работа по теме: после темы на весь урок | 2 | 8 | 7 | 6 |
Диктант | 2 | 1ч-3 2ч-2 3ч-4 4ч-2 | 1ч-3 2ч-2 3ч-4 4ч-3 | 1ч-3 2ч-2 3ч-4 4ч-2 |
Контрольное списывание 1 в полугодие | 2 | 2 | 2 | 2 |
Математика
| 1кл | 2кл | 3кл | 4кл |
Математический диктант 1 раз в месяц | 2 в 4 четверти | 9 | 9 | 9 |
Тестирование по теме: в урок По усмотрению учителя | ||||
Контрольная работа | 2 | 1ч-2 2ч-2 3ч-3 4ч-2 | 1ч-3 2ч-2 3ч-3 4ч-2 | 1ч-3 2ч-2 3ч-3 4ч-2 |
Проверочная работа по теме: | 5 | 6 | 4 | 3 |
Проверка знаний | 1 | 1 | 1 | 1 |
Чтение
| 1кл | 2кл | 3кл | 4кл |
Проверка техники чтения 1раз в месяц |
| 9 | 9 | 9 |
Проверочная работа по теме: |
| 10 | 13 | 12 |
Тестирование по теме: в урок | По усмотрению учителя |
Окружающий мир
| 1кл | 2кл | 3кл | 4кл |
Проверочная работа по разделу: | 4 | 6 | 2 | 2 |
Количество контрольных и практических работ может варьироваться по усмотрению учителя.