Творческая группа педагогов

Анализ работы

проблемной группы по введению государственного

образовательного стандарта начального общего образования

в МБОУ Курагинская СОШ №7 за 2015-2016 учебный год

 

Цель: проанализировать эффективность введения ФГОС в 1-4 классах, выявить проблемы и наметить пути их решения

Методическая тема творческой группы:

«Формирование учебной компетентности у учащихся начальной школы при реализации ФГОС второго поколения, формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие детской одаренности».

Цель:

создание условий для реализации педагогического мастерства, повышения уровня профессионального саморазвития учителей при реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников в рамках перехода на ФГОС второго поколения. 

Задачи:

- систематизация нормативно-правовой и методической базы по введению ФГОС НОО;

- подготовка учителей начальных классов  к реализации федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, ориентировка их на ценностные установки, цели и задачи, определенные данным стандартом;

- освоение педагогами новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся;

- совершенствовать систему мониторинга успешности обучения школьников с целью выявления отрицательной динамики качества знаний, своевременного устранения недостатков в работе;

- совершенствовать качество современного урока; повышать его эффективность, применять современные методы обучения и внедрять новые технологии;

- осваивать новые технологии обучения, способствующие активной деятельности обучающихся и сохранению их здоровья;

- воплощать основные направления модернизации начального обучения: гуманизацию, дифференциацию, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход к процессу обучения.

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний обучающихся;

- овладение учителями  системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС НОО;

- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.

 

В 2015-2016 учебном году обучение по новым ФГОС второго поколения велось в шести классах, в которых на конец года обучается 108 человек.. Во всех классах реализуется образовательная программа «Школа России».  Учителя, работающие в 1-4  классах, осуществляют мониторинг достижений каждого ученика посредством ведения портфолио.

В первых классах наполнение портфолио осуществляется совместно с родителями и классным руководителем, начиная со второго класса, обучающиеся сами выбирают, какие материалы будут размещены в портфолио.

Во второй половине дня обучающиеся, занимающиеся в 1 смену,  заняты внеурочной деятельностью; ребята – обучающиеся во вторую смены – занимаются в объединениях творческой направленности нулевыми уроками.

В течение учебного года было проведено 4 тематических заседаний, на которых обсуждались вопросы реализации ФГОС в классах начальной школы, проводился анализ взаимопосещенных уроков и занятий внеурочной деятельности.

Тематика заседаний такова:

Методическое сопровождение введения и реализации ФГОС

Творческая педагогическая лаборатория по освоению и внедрению в практику преподавания основных концептуальных положений ФГОС НОО

Урочная и внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС

Подведение итогов года. 

По сравнению с прошлым годом увеличились показатели качества, успеваемости обученности и СОУ.

Выводы:

Первые результаты внедрения ФГОС показали, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях нашего образовательного учреждения.

Отмечается следующие положительные тенденции:

-положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно– измерительный инструментарий);

-использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;

- ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;

-осознание необходимости педагогами перехода на развивающие системы обучения;

-возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами;

- положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности. 

Руководитель творческой группы Радостева Н.А.

 

  План работы творческой группы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО

Методическая тема:

«Формирование учебной компетентности у учащихся начальной школы при реализации ФГОС НОО, формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие детской одаренности».

 Цель:

создание условий для реализации педагогического мастерства, повышения уровня профессионального саморазвития учителей при реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников в рамках перехода на ФГОС НОО.

 

Задачи:

·        систематизация нормативно-правовой и методической базы по введению ФГОС НОО;

·        подготовка учителей начальных классов  к реализации федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, ориентировка их на ценностные установки, цели и задачи, определенные данным стандартом;

·        освоение педагогами новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся;

Ожидаемые результаты работы:

·         рост качества знаний обучающихся;

·         овладение учителями  системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС НОО;

·         создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.

 

План работы творческой группы на 2016-2017 учебный год.

Рассматриваемые вопросы

Ответственные

 

Формы проведения

Заседание №1

(август — сентябрь)

1.Анализ работы ТГ за 2015-2016 учебный год. Утверждение плана работы ТГ на новый учебный год.

руководитель Творческой группы

Круглый стол

2.Работа с документацией (инструктаж)

Ведение журналов,(портфолио, конспектов уроков, тематического планирования)

руководитель Творческой группы

Зам директора

по  УВР.

3.Согласование рабочих программ по предметам (с внесенными изменениями) на 2016-2017 учебный год.

руководитель ТГ

4. Место и роль итоговой комплексной работы в системе оценочной деятельности учителя. Итоги мониторинга предметных и метапредметных результатов учащихся 1-3 классов, обучающихся по ФГОС,4 класс -краевые контрольные работы.

Зам директора по УВР.

Руководитель ТГ

 

5. Современный урок в начальной школе. Конструирование и анализ уроков на основе системно — деятельностного подхода.

Радостева Н.А.

 

6. Утверждение графика взаимопосещений уроков

Педагоги ШМО

 

7. Анализ взаимопосещенных уроков.

Зам по УВР, руководитель ТГ

 

8. Входная диагностика первоклассников. Входные контрольные работы 2-4 класс.

Зам по УВР, руководитель ТГ

 

 

Заседание №2

(октябрь-ноябрь)

1. Анализ стартовой диагностики учащихся 1 классов и входных контрольных работ, контрольных работ за 1 четверть во 2-4 классах.

зам.директора по УВР

Сообщение

2. Преемственность между средним и начальным звеном. Мониторинг в 5 классе.

учитель русского языка, классный руководитель 5 класса,

учитель математики, члены ТГ

Выступление

3.Работа с одаренными и талантливыми детьми в условиях личностно — ориентированного образования.

Орешникова М.А. учитель начальных классов

Выступление

4. Творческая лаборатория педагога «Мои методические находки» по проблеме реализации системно — деятельностного подхода на уроках .

учителя начальных классов и учителя среднего звена

Выступление

5. Анализ посещенных уроков согласно графика.

зам.директора по УВР

 

6. Приемы работы с текстом, обеспечивающие эффективность образовательного процесса в начальной школе.

Буриличева Т.Л.

Выступление

7. Школьный тур олимпиад и подведение итогов данного мероприятия.

Руководитель ТГ

 

Заседание №3

(декабрь-январь)

 

1.Круглый стол «Урок в системе деятельностной педагогики»

учителя начальных классов и среднего звена

Выступление

2. Воспитание гражданина — патриота средствами урока и внеурочной деятельности

Оськина Л.Н.

Анализ уроков

3. Взаимопосещения уроков и анализ этих уроков.

Учителя нач. классов

Презентации

4. «Ярмарка педагогических идей». Внеурочная деятельность в начальной школе»(Издание электронного сборника)

учителя начальных классов

 

5. Анализ контрольных работ за 1 полугодие.

Мониторинг. Сформированность УУД.

Руководитель ТГ

 

6. Анализ посещенных уроков и занятий внеурочной деятельности

Руководитель ТГ

 

Заседание №4

(февраль -март)

1.Развитие личности школьника в процессе системно — деятельностного подходов обучении.

Радостева Н.А.

учитель начальных классов

Сообщение

2. Выстраивание нового опыта и формулирование проблем по теме « Развитие УУД в системе начального общего образования»

Болотова Н.А.

Круглый стол

3. Обсуждение и анализ взаимопосещенных уроков.

Буриличева Т.Л.

Сообщение

4.Анализ контрольных работ по русскому языку, математике, литературному чтению за 3 четверть.

зам.директора по УВР

Справка

5.Школьная научно-практичская конференция. Итоги и проблемы.

Радостева Н.А.

 

Заседание №5

(апрель —май)

 

1. Обучение на основе предметных ситуаций.

 

Радостева Н.А. учитель начальных классов

Выступление

2.ФГОС. Содержание и анализ работы с портфолио учащихся 1- 4 классов

Руководитель ТГ

 

3..Мониторинг уровня обученности за 2016-2017 учебный год. Сформированность УУД.

 

Оськина Л.Н. учитель начальных классов

Выступление

4.Анализ работы ТГ за 2016-2017 уч. г.

Руководитель ТГ начальных классов

 

 

Протокол № 1

заседания творческой группы,

обеспечивающей сопровождение введения ФГОС

в Курагинской СОШ № 7

от 27.08.2016

 

Присутствовало: 7 учителей

 

«Организационное заседание»

 

Повестка дня:

  1. Утверждение плана работы на 2016-2017 год (обзор новинок методической литературы, информация с августовского РМО учителей начальных классов).
  2. Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях перехода на стандарт второго поколения (анализ базисного учебного плана и системы учебников с позиции требований ФГОС; выбор образовательных технологий, направленных на формирование универсальных учебных действий)

 

Ход заседания

      Работа заседания осуществлялась в форме круглого стола.

По первому вопросу выступила председатель творческой группы Радостева Н.А. Она представила анализ работы творческой группы за 2015-2016 учебный год.

Творческой группой были вынесены предложения по организации работы на предстоящий год. Все замечания были учтены и внесены в план на 2016-2017 учебный год.

Вторым вопросом был проведен инструктаж по ведению журналов, портфолио обучающихся, оформлению конспектов уроков и тематического планирования.

Были согласованы рабочие программы по предметам на 2016-2017 учебный год в соответствии с ФГОС.

Проведен анализ итоговых комплексных работ учащихся 1 – 3-х классов, обучающихся по ФГОС.

Рассмотрены технологические карты уроков в начальных классах по ФГОС.

Утвержден график взаимопосещения уроков. Рассмотрены материалы диагностики будущих первоклассников и материалы входных контрольных работ по русскому языку и математике во 2 – 4-х классах.

               Решение:

1.      Утвердить план работы творческой группы на 2016-2017 учебный год

2.      Утвердить рабочие программы по предметам за курс начальной школы

3.      Утвердить график взаимопосещения уроков

Председатель:         __________________      Радостева Н.А.

Секретарь                __________________  Орешникова М.А.

 

Протокол № 2

заседания творческой группы,

обеспечивающей сопровождение введения ФГОС

в Курагинской СОШ № 7

от 31.10.2016 

Присутствовало: 7 учителей 

«Преемственность между средним и начальным звеном обучения» 

Повестка дня:

1.      Проблема непрерывности и преемственности между начальной  и средней школой.

2.      Итоги диагностики адаптационных процессов у учащихся 1 класса

3.      Анализ результатов срезовых контрольных работ (входной контроль 2 – 4-х классов).

Ход заседания

      Заседание творческой группы началось с обсуждения вопроса о преемственности между начальной и основной школой. Несовпадение целей и результатов приводит к тому, что у  учителя 5 класса возникают дополнительные трудности в процессе организации учебной и воспитательной работы коллектива обучающихся. По этому вопросу написано множество книг и статей, но проблема на данный момент не решена. Кроме того, различен и уровень подготовки детей, обучающихся по той или иной образовательной программе.

      По второму вопросу психолог Логинова Е.А. ознакомила учителей с итогами диагностики адаптационных процессов у учащихся 1-х классов. Те дети, которые показали низкий уровень адаптации к школе будут дополнительно работать с психологом.

      Председатель творческой группы Радостева Н.А.. представила результаты входных контрольных работ  во 2 - 4-х классах. (аналитическая справка)

На предстоящий месяц спланирована работа с одаренными детьми – участие в международных конкурсах, школьных мероприятиях интеллектуальной направленности.

Решение:

  1. Оказать помощь при дезадаптации ученикам 1 класса
  2. Спланировать работу по устранению ошибок, допущенных учащимися во входных контрольных работах.

      Председатель:         __________________      Радостева Н.А.

Секретарь                __________________  Орешникова М.А.

Протокол № 1

заседания творческой группы,

обеспечивающей сопровождение введения ФГОС

в Курагинской СОШ № 7

от 28.08.2015

 

Присутствовало: 7 учителей

 

Методическое сопровождение введения и реализации ФГОС

 

Повестка дня:

  1. Утверждение плана работы на 2015-2016 год (обзор новинок методической литературы, информация с августовского РМО учителей начальных классов).
  2. Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях перехода на стандарт второго поколения (анализ системы учебников с позиции требований ФГОС; выбор образовательных технологий, направленных на формирование универсальных учебных действий)

 

Ход заседания

      Работа заседания осуществлялась в форме круглого стола.

По первому вопросу выступила председатель творческой группы Радостева Н.А. Она представила анализ работы творческой группы за 2014-2015 учебный год.

Творческой группой были вынесены предложения по организации работы на предстоящий год. Все замечания были учтены и внесены в план на 2015-2016 учебный год.

Вторым вопросом был проведен инструктаж по ведению журналов, портфолио обучающихся, оформлению конспектов уроков и тематического планирования.

Были согласованы рабочие программы по предметам на 2015-2016 учебный год в соответствии с ФГОС.

Проведен анализ итоговых комплексных работ учащихся 1 – 4-х классов, обучающихся по ФГОС.

Рассмотрены технологические карты уроков в начальных классах по ФГОС.

Утвержден график взаимопосещения уроков. Рассмотрены материалы диагностики будущих первоклассников и материалы входных контрольных работ по русскому языку и математике во 2 – 4-х классах.

               Решение:

1.      Утвердить план работы творческой группы на 2015-2016 учебный год

2.      Утвердить рабочие программы по предметам за курс начальной школы

3.      Утвердить график взаимопосещения уроков

Председатель:         __________________      Радостева Н.А.

Секретарь                __________________  Орешникова М.А.

 

Протокол № 2

заседания творческой группы,

обеспечивающей сопровождение введения ФГОС

в Курагинской СОШ № 7

от 16.12.2015

 

Присутствовало: 7 учителей

 

Творческая педагогическая лаборатория по освоению и внедрению в практику преподавания основных концептуальных положений ФГОС НОО

Повестка дня:

1.      Конструктор уроков в соответствии с ФГОС

2.      Варианты конструирования целей урока.

3.      Элементы педагогических технологий в преподавании учебных предметов в условиях введения ФГОС ООО (игровые технологии, использование ИКТ, портфолио, проектно – исследовательская деятельность, безотметочная и рейтинговая системы оценивания учащихся).

 

Ход заседания

      Заседание творческой группы началось с обсуждения вопроса о конструкторе уроков в соответствии с ФГОС.

      По второму вопросу учителя обсудили варианты конструирования целей урока с опорой на результат, который необходимо получить в итоге урока.

      Председатель творческой группы Радостева Н.А.. представила результаты контрольных работ за 1 полугодие (см. Приложение к мониторингу)

На предстоящий месяц спланирована работа с одаренными детьми – участие в международных конкурсах, школьных мероприятиях интеллектуальной направленности.

Решение:

  1. Оказать помощь при дезадаптации ученикам 1 класса
  2. Спланировать работу по устранению ошибок, допущенных учащимися контрольных работах.

 

 

    Председатель:         __________________      Радостева Н.А.

Секретарь                __________________  Орешникова М.А.

 

 

 

 

Протокол № 3

заседания творческой группы,

обеспечивающей сопровождение введения ФГОС

в Курагинской СОШ № 7

от 18.02.2016

 

Присутствовало: 7 учителей

Урочная и внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС

Повестка дня:

1.                  Развитие личности школьника в процессе системно-деятельностного подходов в обучении.

2.                  Выстраивание нового опыта и формулирование проблем по теме «Развитие УУД в системе начального общего образования»

Ход заседания

            По первому вопросу руководитель ШМО Радостева Н.А. Представила сообщение «Развитие личности школьника в процессе системно-личностного подходов в обучении».

            Учитель 4А класса Орешникова М.А. организовала работу круглого стола по теме «Развитие УУД в системе начального общего образования». Учителя проанализировали результаты развития УУД по классам за текущий год.

           

Решение:

1.                  Учителям продолжить отслеживание уровня развития УУД по классам.

2.                  Продолжить работу по выстраиванию урочной и внеурочной деятельности в классе.

 

 

 

      Председатель:         __________________      Радостева Н.А.

Секретарь                __________________  Орешникова М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол № 4

заседания творческой группы,

обеспечивающей сопровождение введения ФГОС

в Курагинской СОШ № 7

от 20.05.2016

 

Присутствовало: 7 учителей

Подведение итогов года.

Повестка дня:

1.                  Обучение на основе предметных ситуаций.

2.                  ФГОС. Содержание и анализ работы с портфолио учащихся 1-4 классов

3.                  Мониторинг уровня обученности за 2015-2016 учебный год. Сформированность УУД.

4.                  Анализ работы ТГ за 2015-2016 учебный год.

Ход заседания

         По первому вопросу выступила руководитель ШМО Радостева Н.А., она представила выступление по теме «Обучение на основе предметных ситуаций». Совместно с коллективом учителей начальной школы были рассмотрены примеры педагогических ситуаций. Происходящие на уроке, рассмотрен их воспитательный потенциал.

        Проанализирован процесс наполнения портфолио обучающихся в течение года. Каждый класс работал по общему положению портфолио (оно разделено на разделы «Информация обо мне», «Учебные достижения», «Творческие достижения».  Начиная со 2 класса ученики сами выбирают материалы, которые будут помещены в портфолио. В 1 классах данная работа осуществляется совместно с родителями и классным руководителем.

        Мониторинг уровня обученности за 2015-2016 учебный год показал, что большинство обучающихся за текущий год научились работать самостоятельно или в группе, распределять обязанности, презентовать полученный продукт.

        Руководителем ШМО был представлен анализ работы за 2015-2016 год,  учителями были внесены предложения по поводу организации работы творческой группы на 2016-2017 учебный год.

 

Решение:

  1. Деятельность творческой группы за 2015-2016 учебный год признать удовлетворительной.
  2. Утвердить план работы на 2016-2017 учебный год с дополнениями.

 Председатель:         __________________      Радостева Н.А.

Секретарь                __________________  Орешникова М.А.

 

 

 

Вернуться