Творческая группа педагогов
Анализ работы
проблемной группы по введению государственного
образовательного стандарта начального общего образования
в МБОУ Курагинская СОШ №7 за 2015-2016 учебный год
Цель: проанализировать эффективность введения ФГОС в 1-4 классах, выявить проблемы и наметить пути их решения
Методическая тема творческой группы:
«Формирование учебной компетентности у учащихся начальной школы при реализации ФГОС второго поколения, формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие детской одаренности».
Цель:
создание условий для реализации педагогического мастерства, повышения уровня профессионального саморазвития учителей при реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников в рамках перехода на ФГОС второго поколения.
Задачи:
- систематизация нормативно-правовой и методической базы по введению ФГОС НОО;
- подготовка учителей начальных классов к реализации федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, ориентировка их на ценностные установки, цели и задачи, определенные данным стандартом;
- освоение педагогами новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся;
- совершенствовать систему мониторинга успешности обучения школьников с целью выявления отрицательной динамики качества знаний, своевременного устранения недостатков в работе;
- совершенствовать качество современного урока; повышать его эффективность, применять современные методы обучения и внедрять новые технологии;
- осваивать новые технологии обучения, способствующие активной деятельности обучающихся и сохранению их здоровья;
- воплощать основные направления модернизации начального обучения: гуманизацию, дифференциацию, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход к процессу обучения.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
- овладение учителями системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС НОО;
- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
В 2015-2016 учебном году обучение по новым ФГОС второго поколения велось в шести классах, в которых на конец года обучается 108 человек.. Во всех классах реализуется образовательная программа «Школа России». Учителя, работающие в 1-4 классах, осуществляют мониторинг достижений каждого ученика посредством ведения портфолио.
В первых классах наполнение портфолио осуществляется совместно с родителями и классным руководителем, начиная со второго класса, обучающиеся сами выбирают, какие материалы будут размещены в портфолио.
Во второй половине дня обучающиеся, занимающиеся в 1 смену, заняты внеурочной деятельностью; ребята – обучающиеся во вторую смены – занимаются в объединениях творческой направленности нулевыми уроками.
В течение учебного года было проведено 4 тематических заседаний, на которых обсуждались вопросы реализации ФГОС в классах начальной школы, проводился анализ взаимопосещенных уроков и занятий внеурочной деятельности.
Тематика заседаний такова:
Методическое сопровождение введения и реализации ФГОС
Творческая педагогическая лаборатория по освоению и внедрению в практику преподавания основных концептуальных положений ФГОС НОО
Урочная и внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС
Подведение итогов года.
По сравнению с прошлым годом увеличились показатели качества, успеваемости обученности и СОУ.
Выводы:
Первые результаты внедрения ФГОС показали, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях нашего образовательного учреждения.
Отмечается следующие положительные тенденции:
-положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно– измерительный инструментарий);
-использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
- ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;
-осознание необходимости педагогами перехода на развивающие системы обучения;
-возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами;
- положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности.
Руководитель творческой группы Радостева Н.А.
План работы творческой группы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО
Методическая тема:
«Формирование учебной компетентности у учащихся начальной школы при реализации ФГОС НОО, формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие детской одаренности».
Цель:
создание условий для реализации педагогического мастерства, повышения уровня профессионального саморазвития учителей при реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников в рамках перехода на ФГОС НОО.
Задачи:
· систематизация нормативно-правовой и методической базы по введению ФГОС НОО;
· подготовка учителей начальных классов к реализации федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, ориентировка их на ценностные установки, цели и задачи, определенные данным стандартом;
· освоение педагогами новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся;
Ожидаемые результаты работы:
· рост качества знаний обучающихся;
· овладение учителями системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС НОО;
· создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
План работы творческой группы на 2016-2017 учебный год.
Рассматриваемые вопросы | Ответственные
| Формы проведения |
Заседание №1 (август — сентябрь) | ||
1.Анализ работы ТГ за 2015-2016 учебный год. Утверждение плана работы ТГ на новый учебный год. | руководитель Творческой группы | Круглый стол |
2.Работа с документацией (инструктаж) Ведение журналов,(портфолио, конспектов уроков, тематического планирования) | руководитель Творческой группы Зам директора по УВР. | |
3.Согласование рабочих программ по предметам (с внесенными изменениями) на 2016-2017 учебный год. | руководитель ТГ | |
4. Место и роль итоговой комплексной работы в системе оценочной деятельности учителя. Итоги мониторинга предметных и метапредметных результатов учащихся 1-3 классов, обучающихся по ФГОС,4 класс -краевые контрольные работы. | Зам директора по УВР. Руководитель ТГ |
|
5. Современный урок в начальной школе. Конструирование и анализ уроков на основе системно — деятельностного подхода. | Радостева Н.А. |
|
6. Утверждение графика взаимопосещений уроков | Педагоги ШМО |
|
7. Анализ взаимопосещенных уроков. | Зам по УВР, руководитель ТГ |
|
8. Входная диагностика первоклассников. Входные контрольные работы 2-4 класс. | Зам по УВР, руководитель ТГ |
|
Заседание №2 (октябрь-ноябрь) | ||
1. Анализ стартовой диагностики учащихся 1 классов и входных контрольных работ, контрольных работ за 1 четверть во 2-4 классах. | зам.директора по УВР | Сообщение |
2. Преемственность между средним и начальным звеном. Мониторинг в 5 классе. | учитель русского языка, классный руководитель 5 класса, учитель математики, члены ТГ | Выступление |
3.Работа с одаренными и талантливыми детьми в условиях личностно — ориентированного образования. | Орешникова М.А. учитель начальных классов | Выступление |
4. Творческая лаборатория педагога «Мои методические находки» по проблеме реализации системно — деятельностного подхода на уроках . | учителя начальных классов и учителя среднего звена | Выступление |
5. Анализ посещенных уроков согласно графика. | зам.директора по УВР |
|
6. Приемы работы с текстом, обеспечивающие эффективность образовательного процесса в начальной школе. | Буриличева Т.Л. | Выступление |
7. Школьный тур олимпиад и подведение итогов данного мероприятия. | Руководитель ТГ |
|
Заседание №3 (декабрь-январь)
| ||
1.Круглый стол «Урок в системе деятельностной педагогики» | учителя начальных классов и среднего звена | Выступление |
2. Воспитание гражданина — патриота средствами урока и внеурочной деятельности | Оськина Л.Н. | Анализ уроков |
3. Взаимопосещения уроков и анализ этих уроков. | Учителя нач. классов | Презентации |
4. «Ярмарка педагогических идей». Внеурочная деятельность в начальной школе»(Издание электронного сборника) | учителя начальных классов |
|
5. Анализ контрольных работ за 1 полугодие. Мониторинг. Сформированность УУД. | Руководитель ТГ |
|
6. Анализ посещенных уроков и занятий внеурочной деятельности | Руководитель ТГ |
|
Заседание №4 (февраль -март) | ||
1.Развитие личности школьника в процессе системно — деятельностного подходов обучении. | Радостева Н.А. учитель начальных классов | Сообщение |
2. Выстраивание нового опыта и формулирование проблем по теме « Развитие УУД в системе начального общего образования» | Болотова Н.А. | Круглый стол |
3. Обсуждение и анализ взаимопосещенных уроков. | Буриличева Т.Л. | Сообщение |
4.Анализ контрольных работ по русскому языку, математике, литературному чтению за 3 четверть. | зам.директора по УВР | Справка |
5.Школьная научно-практичская конференция. Итоги и проблемы. | Радостева Н.А. |
|
Заседание №5 (апрель —май)
| ||
1. Обучение на основе предметных ситуаций.
| Радостева Н.А. учитель начальных классов | Выступление |
2.ФГОС. Содержание и анализ работы с портфолио учащихся 1- 4 классов | Руководитель ТГ |
|
3..Мониторинг уровня обученности за 2016-2017 учебный год. Сформированность УУД.
| Оськина Л.Н. учитель начальных классов | Выступление |
4.Анализ работы ТГ за 2016-2017 уч. г. | Руководитель ТГ начальных классов |
|
Протокол № 1
заседания творческой группы,
обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
в Курагинской СОШ № 7
от 27.08.2016
Присутствовало: 7 учителей
«Организационное заседание»
Повестка дня:
Ход заседания
Работа заседания осуществлялась в форме круглого стола.
По первому вопросу выступила председатель творческой группы Радостева Н.А. Она представила анализ работы творческой группы за 2015-2016 учебный год.
Творческой группой были вынесены предложения по организации работы на предстоящий год. Все замечания были учтены и внесены в план на 2016-2017 учебный год.
Вторым вопросом был проведен инструктаж по ведению журналов, портфолио обучающихся, оформлению конспектов уроков и тематического планирования.
Были согласованы рабочие программы по предметам на 2016-2017 учебный год в соответствии с ФГОС.
Проведен анализ итоговых комплексных работ учащихся 1 – 3-х классов, обучающихся по ФГОС.
Рассмотрены технологические карты уроков в начальных классах по ФГОС.
Утвержден график взаимопосещения уроков. Рассмотрены материалы диагностики будущих первоклассников и материалы входных контрольных работ по русскому языку и математике во 2 – 4-х классах.
Решение:
1. Утвердить план работы творческой группы на 2016-2017 учебный год
2. Утвердить рабочие программы по предметам за курс начальной школы
3. Утвердить график взаимопосещения уроков
Председатель: __________________ Радостева Н.А.
Секретарь __________________ Орешникова М.А.
Протокол № 2
заседания творческой группы,
обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
в Курагинской СОШ № 7
от 31.10.2016
Присутствовало: 7 учителей
«Преемственность между средним и начальным звеном обучения»
Повестка дня:
1. Проблема непрерывности и преемственности между начальной и средней школой.
2. Итоги диагностики адаптационных процессов у учащихся 1 класса
3. Анализ результатов срезовых контрольных работ (входной контроль 2 – 4-х классов).
Ход заседания
Заседание творческой группы началось с обсуждения вопроса о преемственности между начальной и основной школой. Несовпадение целей и результатов приводит к тому, что у учителя 5 класса возникают дополнительные трудности в процессе организации учебной и воспитательной работы коллектива обучающихся. По этому вопросу написано множество книг и статей, но проблема на данный момент не решена. Кроме того, различен и уровень подготовки детей, обучающихся по той или иной образовательной программе.
По второму вопросу психолог Логинова Е.А. ознакомила учителей с итогами диагностики адаптационных процессов у учащихся 1-х классов. Те дети, которые показали низкий уровень адаптации к школе будут дополнительно работать с психологом.
Председатель творческой группы Радостева Н.А.. представила результаты входных контрольных работ во 2 - 4-х классах. (аналитическая справка)
На предстоящий месяц спланирована работа с одаренными детьми – участие в международных конкурсах, школьных мероприятиях интеллектуальной направленности.
Решение:
Председатель: __________________ Радостева Н.А.
Секретарь __________________ Орешникова М.А.
Протокол № 1
заседания творческой группы,
обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
в Курагинской СОШ № 7
от 28.08.2015
Присутствовало: 7 учителей
Методическое сопровождение введения и реализации ФГОС
Повестка дня:
Ход заседания
Работа заседания осуществлялась в форме круглого стола.
По первому вопросу выступила председатель творческой группы Радостева Н.А. Она представила анализ работы творческой группы за 2014-2015 учебный год.
Творческой группой были вынесены предложения по организации работы на предстоящий год. Все замечания были учтены и внесены в план на 2015-2016 учебный год.
Вторым вопросом был проведен инструктаж по ведению журналов, портфолио обучающихся, оформлению конспектов уроков и тематического планирования.
Были согласованы рабочие программы по предметам на 2015-2016 учебный год в соответствии с ФГОС.
Проведен анализ итоговых комплексных работ учащихся 1 – 4-х классов, обучающихся по ФГОС.
Рассмотрены технологические карты уроков в начальных классах по ФГОС.
Утвержден график взаимопосещения уроков. Рассмотрены материалы диагностики будущих первоклассников и материалы входных контрольных работ по русскому языку и математике во 2 – 4-х классах.
Решение:
1. Утвердить план работы творческой группы на 2015-2016 учебный год
2. Утвердить рабочие программы по предметам за курс начальной школы
3. Утвердить график взаимопосещения уроков
Председатель: __________________ Радостева Н.А.
Секретарь __________________ Орешникова М.А.
Протокол № 2
заседания творческой группы,
обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
в Курагинской СОШ № 7
от 16.12.2015
Присутствовало: 7 учителей
Творческая педагогическая лаборатория по освоению и внедрению в практику преподавания основных концептуальных положений ФГОС НОО
Повестка дня:
1. Конструктор уроков в соответствии с ФГОС
2. Варианты конструирования целей урока.
3. Элементы педагогических технологий в преподавании учебных предметов в условиях введения ФГОС ООО (игровые технологии, использование ИКТ, портфолио, проектно – исследовательская деятельность, безотметочная и рейтинговая системы оценивания учащихся).
Ход заседания
Заседание творческой группы началось с обсуждения вопроса о конструкторе уроков в соответствии с ФГОС.
По второму вопросу учителя обсудили варианты конструирования целей урока с опорой на результат, который необходимо получить в итоге урока.
Председатель творческой группы Радостева Н.А.. представила результаты контрольных работ за 1 полугодие (см. Приложение к мониторингу)
На предстоящий месяц спланирована работа с одаренными детьми – участие в международных конкурсах, школьных мероприятиях интеллектуальной направленности.
Решение:
Председатель: __________________ Радостева Н.А.
Секретарь __________________ Орешникова М.А.
Протокол № 3
заседания творческой группы,
обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
в Курагинской СОШ № 7
от 18.02.2016
Присутствовало: 7 учителей
Урочная и внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС
Повестка дня:
1. Развитие личности школьника в процессе системно-деятельностного подходов в обучении.
2. Выстраивание нового опыта и формулирование проблем по теме «Развитие УУД в системе начального общего образования»
Ход заседания
По первому вопросу руководитель ШМО Радостева Н.А. Представила сообщение «Развитие личности школьника в процессе системно-личностного подходов в обучении».
Учитель 4А класса Орешникова М.А. организовала работу круглого стола по теме «Развитие УУД в системе начального общего образования». Учителя проанализировали результаты развития УУД по классам за текущий год.
Решение:
1. Учителям продолжить отслеживание уровня развития УУД по классам.
2. Продолжить работу по выстраиванию урочной и внеурочной деятельности в классе.
Председатель: __________________ Радостева Н.А.
Секретарь __________________ Орешникова М.А.
Протокол № 4
заседания творческой группы,
обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
в Курагинской СОШ № 7
от 20.05.2016
Присутствовало: 7 учителей
Подведение итогов года.
Повестка дня:
1. Обучение на основе предметных ситуаций.
2. ФГОС. Содержание и анализ работы с портфолио учащихся 1-4 классов
3. Мониторинг уровня обученности за 2015-2016 учебный год. Сформированность УУД.
4. Анализ работы ТГ за 2015-2016 учебный год.
Ход заседания
По первому вопросу выступила руководитель ШМО Радостева Н.А., она представила выступление по теме «Обучение на основе предметных ситуаций». Совместно с коллективом учителей начальной школы были рассмотрены примеры педагогических ситуаций. Происходящие на уроке, рассмотрен их воспитательный потенциал.
Проанализирован процесс наполнения портфолио обучающихся в течение года. Каждый класс работал по общему положению портфолио (оно разделено на разделы «Информация обо мне», «Учебные достижения», «Творческие достижения». Начиная со 2 класса ученики сами выбирают материалы, которые будут помещены в портфолио. В 1 классах данная работа осуществляется совместно с родителями и классным руководителем.
Мониторинг уровня обученности за 2015-2016 учебный год показал, что большинство обучающихся за текущий год научились работать самостоятельно или в группе, распределять обязанности, презентовать полученный продукт.
Руководителем ШМО был представлен анализ работы за 2015-2016 год, учителями были внесены предложения по поводу организации работы творческой группы на 2016-2017 учебный год.
Решение:
Председатель: __________________ Радостева Н.А.
Секретарь __________________ Орешникова М.А.