1.Общие положения.
1.1.Настоящее положение разработано с целью определения порядка формирования, структуры и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах
1.2..Положение разработано на основании Закона об образовании в РФ, Федерального государственного стандарта начального общего образования, Устава общеобразовательного учреждения.
1.3.Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, коммуникативной, социальной, спортивной и др.
2.Цели и задачи.
2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений в рамках ФГОС.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации образования ученика;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребёнка;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
3.Порядок формирования портфолио.
3.1.Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2.Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
3.3.Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
3.4.Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребёнка.
4.Структура, содержание и оформление портфолио.
4.1.Портфолио ученика имеет:
4.1 Титульный лист. Содержит основную информацию ( фотография, фамилия, имя и отчество, учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика) и который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником;
4.2 Раздел «Мой мир». Здесь помещается информация, которая интересна и важна для ребёнка. Например «Моя фамилия», 1.«Моя семья», 2. «Какой я», 3. «Мои друзья», 4. «Мои увлечения», «Мои любимые школьные предметы».
4.3 Раздел «Моя учёба» - в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Этот раздел заполняется удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, творческими работами. 1.«Контрольные и проверочные работы», 2. «Моя учёба по четвертям», 3. «Техника чтения», 4. «Сведения об участии в олимпиадах», 5. «Интересные проекты».
4.4. Раздел «Моя общественная работа». Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности школьника по реализации ФГОС по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, обще интеллектуальное, социальное, духовно-нравственное. Роль в школьном спектакле, чтение стихов на торжественной линейке, выступление на утреннике. Раздел заполняется с использованием фотографий.
4.5 Раздел «Моё творчество». Здесь помещаются творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объёмная поделка, то помещается её фотография. Если работа принимала участие в выставке или конкурсе, необходимо дать информацию об этом мероприятии.
4.6 Раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, дипломы, похвальные листы, благодарственные письма, итоговые аттестационные листы.
4.7 Раздел «Отзывы и пожелания». В нём помещаются положительные оценки педагогов стараниям ученика, а также пожелания и рекомендации по итогам четвертого года обучения.
4.2 Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.
4.1 При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
4.2 При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
- систематичность и регулярность ведения портфолио (раз в четверть);
- достоверность сведений, представленных в портфолио;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- разборчивость при ведении записей;
- наглядность.
5.Критерии оценки достижений учащихся.
5.1.Портфолио учащихся оценивается классным руководителем в конце учебного года по следующим критериям:
Раздел | Индикатор | Баллы |
Титульный лист, раздел «Мой мир», «Работы, которыми я горжусь», «Содержание» | - красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото | - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям; - 3 балла - незначительные замечания |
Раздел «Моя учеба» | -наличие проектов, творческих работ и т.д. | - 5 баллов - от 3 и больше работ по каждому предмету; - 3 балла – 1-2 работы по каждому предмету; - 1 балл – нет работ |
Раздел «Моя общественная работа» | - наличие поручений, фото, сообщений и т.п. | - 5 баллов - наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от5 и больше) - 3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4); - 1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений
|
Раздел «Мое творчество» | - наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ | - 5 баллов – наличие от 5 и больше работ; - 3 балла – количество работ составляет 3-4; - 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика |
«Мои достижения» | Наличие грамот, дипломыов похвальных листов, благодарственных писем, итоговых аттестационных листов. |
|
«Отзывы и пожелания» |
|
|
6. Заполнение портфолио и учёт документов, входящих в портфолио ученика.
6.1 Заполняет портфолио учащийся сначала с помощью родителей, затем самостоятельно, под руководством классного руководителя.
6.2 Классный руководитель несёт ответственность за правильность заполнения портфолио и учёт документов, входящих в портфолио. Заполняет раздел «Отзывы и пожелания».
6.3 Зам. директора по УВР контролирует работу классных руководителей по учёту документов, входящих в портфолио.
6.4 Участие и информация о присвоении призовых мест в конкурсах, соревнованиях должны быть подтверждены документально (грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения и т.п.)