ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ
Положение о научно - методической работе в школе разработано на основе Закона РФ «Об образовании» 273 ФЗ, ФГОС нового поколения, Устава МБОУ КСОШ № 7, а также на основании прогноза потребностей кадров в обучении в соответствии с деятельностью школы, изучения запросов педагогов школы в области повышения квалификации по наиболее актуальным проблемам развития образования.
Положение о методической работе в школе определяет цели, задачи, формы организации методической работы школы, способы получения информации о современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
1. Цели и задачи методической работы в школе
1.1. Целью методической работы в школе является повышение уровня профессиональной культуры учителя и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.
1.2. Задачи методической работы в школе:
· Оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности.
· Организация системы МР в школе с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.
· Пополнение информационного педагогического школьного банка данных о педагогическом опыте через обобщение и получение опыта работы своих коллег.
· Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.
· Оказание методической помощи учителям.
· Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте, обобщение опыта нескольких учителей, работающих по одной проблеме.
· Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.
· Вооружение педагогов школы наиболее эффективными способами образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.
2. Организация методической работы в школе
2.1. Структура методической работы в школе:
Методические объединения учителей:
· Гуманитарного цикла;
· Естественно- математического цикла;
· Начальных классов;
· Классных руководителей.
Творческие и проблемные группы;
Мастер- классы;
Районные методические площадки.
2.2. Формы проведения занятий в различных МО:
МО: не менее 4-х заседаний в год, лекции, практикумы, открытые уроки и внеклассные мероприятия по предметам, подготовка и разработка содержания проведения предметных недель, месячников, конкурсов, научно-практических конференций, методических фестивалей и других методических мероприятий в школе.
3. Участники методической работы школы
Основными участниками МР школы являются:
· учителя;
· классные руководители;
· руководители ШМО;
· администрация школы (директор, заместители директора);
· консультанты, научные руководители из ИПК и др.
4. Компетенция и обязанности участников методической работы школы
4.1. Компетенция участников МР
Учителя и классные руководители:
· участвуют в работе МО;
· обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег;
· участвуют в выборах руководителей МО;
· разрабатывают методические программы, технологии, приёмы и способы работы с учащимися;
· работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на МО и допущены к использованию решением Педагогического совета школы);
· участвуют в МР школы, района, края.
Руководители МО:
· организуют, планируют деятельность МО;
· обеспечивают эффективную работу участников МР в период занятий, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности;
· руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания;
· готовят методические рекомендации для педагогов школы;
· анализируют деятельность МО, участвуют в работе ПС;
· организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы своих коллег и достижений педагогической науки.
Администрация школы:
· разрабатывает вместе с участниками МО задания и методические материалы;
· определяет порядок работы всех форм методической работы;
· координирует деятельность различных МО и методических мероприятий;
· контролирует эффективность деятельности методических объединений;
· материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом.
Консультанты, научные руководители:
· проводят консультации с учителями школы;
· оказывают методическую помощь по подготовке методических материалов к обобщению педагогического опыта, методических мероприятий школы, района;
· читают лекции, проводят семинары и другие формы обучения с педагогами.
4.2. Обязанности участников методической работы
Учителя и классные руководители обязаны:
· проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия;
· систематически посещать занятия МО;
· анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения коллег, способы обучения;
· оказывать содействие в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний;
Руководители МО обязаны:
· стимулировать самообразование педагогов;
· организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных, групповых и т.д.;
· разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников МО;
· анализировать деятельность МО, школы;
· проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств, методик, технологий, программ обучения (их приложения: контрольные работы по предметам, билеты по технологии для учащихся, обучающихся по адаптированным программам);
· обобщать опыт работы педагогов школы.
Администрация обязана:
· создавать благоприятные условия для работы МО, обеспечивая их работу необходимым для этого учебно-методическим комплексом;
· оказывать всестороннюю помощь руководителям МО;
· содействовать тиражированию учебно-методических материалов для организации деятельности МО.
Консультанты, научные руководители обязаны:
· оказывать консультативную методическую помощь педагогам разного уровня с целью их профессиональной адаптации, обучению педагогическому проектированию и формированию индивидуального стиля педагогического поведения;
· готовить методические рекомендации и предложения, рецензии на разработанные педагогами методические материалы;
· проводить лекции и организовывать выездные тематические заседания на базе школы;
· поощрять и стимулировать педагогическую инициативу и творчество педагогов;
· проводить собеседования с учителями.
5. Документация
Участники МР в школе (см. п 3) оформляется документально в форме:
· планов, анализ работы МО;
· конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы семинары, пед.советы, круглые столы и др.);
· письменных материалов, (отражающих деятельность учителя, МО, по анализу и самоанализу педагогической деятельности);
· аналитических справок по вопросу уровня обученности обучающихся;
· рефератов, текстов докладов, сообщений, текстов;
· разработанных модифицированных, адаптированных методик, индивидуальных технологий и программ;
· обобщённых материалов о системе работы педагогов школы, материалов печати по проблемам образования;
· информации с окружных, районных, городских методических семинаров;
· дипломов, наград (являющихся общественным признанием результативности работы отдельных педагогов и учащихся, МО).