I. Общие положения
1.1. Положение о дополнительном образовании в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Курагинской СОШ № 7 разработано на основании Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196; Закона РФ «О дополнительном образовании» (Принят Государственной Думой 12 июля 2001 года); Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г. № 212, от 08.08.2003 № 470, Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации ''Об образовании", Устава МБОУ Курагинской СОШ № 7.
Настоящее положение регламентирует право обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Курагинской СОШ № 7 (далее – ОУ) на дополнительное образование и государственные гарантии по его реализации, определяет порядок организации дополнительного образования в ОУ.
1.2. Дополнительное образование детей (далее - ДОД) создается в целях формирования единого образовательного пространства ОУ для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. ДОД является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
1.3. ДОД предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.
1.4. ДОД организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
1.5. Руководство деятельностью студий, кружков, секций, творческих мастерских ДОД осуществляет заместитель директора по ВР, который организует работу и несет ответственность за ее результаты.
1.6. Содержание образования ДОД определяется образовательными программами – примерными (рекомендованными Министерством образования РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими.
1.7. Прием обучающихся в объединения ДОД осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ и регламентируется настоящим положением.
1.8. Структура ДОД определяется целями и задачами ОУ, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает студии, кружки, студии, секции, творческие мастерские.
2. Особенности дополнительного образования детей
2.1. Дополнительное образование детей предназначено для развития личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности.
2.2. ДОД направлено на решение следующих задач:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интереса детей, усиления их здоровья;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры школьников;
- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
2.3. Дополнительное образование детей организуется на основе следующих принципов:
- свободного выбора ребенком дополнительной образовательной программы в соответствии с его интересами, склонностями и способностями;
- многообразия дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;
- непрерывности дополнительного образования, преемственности дополнительных образовательных программ, возможности их сочетания, коррекции в процессе освоения;
- психолого-педагогической поддержки индивидуального развития ребенка;
- творческого сотрудничества педагога и детей;
- сохранения физического и психического здоровья детей.
2.4. В выборе ребенком дополнительной образовательной программы вправе принимать участие его родители (законные представители).
3. Содержание образовательной программы
3.1. Дополнительные образовательные программы и порядок разработки, утверждения дополнительных образовательных программ
3.1.1. Дополнительные образовательные программы определяют содержание дополнительного образования в ОУ.
3.1.2. В объединениях ДОД могут реализовываться программы дополнительного образования детей различного уровня: начального общего образования, основного общего и т.д.
3.1.3. Дополнительные образовательные программы детей могут иметь следующее направление:
- научно-техническое;
- спортивно-техническое;
- физкультурно-спортивное;
- художественно-эстетическое;
- туристско-краеведческое;
- эколого-биологическое;
- военно-патриотическое;
- социально-педагогическое;
- культурологическое;
- естественнонаучное.
3.1.4. Дополнительные образовательные программы не должны содержать пропаганды насилия, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, дискриминации по признаку пола.
3.1.5. Дополнительные образовательные программы разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.
3.1.6. Дополнительные образовательные программы, содержащие элементы военной подготовки, разрабатываются на основе примерных дополнительных образовательных программ и согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
3.1.7. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения, определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в Пояснительной записке программы.
3.2. Педагогические работники ДОД могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним, либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей.
3.3. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены 2 и более педагогов, распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе.
4. Порядок приема детей на обучение
по дополнительным образовательным программам
4.1. Основанием приема детей в объединения ДОД любого вида является заявление их родителей (законных представителей).
4.2. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
4.3. Зачисление обучающихся в ДОД осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы.
4.4. Преимущества, при прочих равных условиях, при приеме на обучение по дополнительным образовательным программам имеют:
- дети-сироты;
- дети из многодетных семей;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, если обучение по дополнительной образовательной программе по заключению учреждений медико-социальной экспертизы им не противопоказано;
- другие лица по решению Правительства Российской Федерации.
5.Организация образовательного процесса в объединениях ДОД
5.1. Работа ДОД осуществляется на основе годовых образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором ОУ.
5.2. Учебный год в ДОД начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено образовательными программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным.
5.3. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в ОУ.
5.4. Расписание составляется в начале учебного года заместителем директора по ВР, утверждается директором ОУ и согласуется с учреждениями дополнительного образования, реализующими образовательные программы на базе школы.
5.5. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации ДОД и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.
5.6. Численный состав объединения устанавливается, исходя из психофизической и педагогической целесообразности условий работы, с учетом площади помещений и на основании СанПиН 2.4.4.111251 – 03, СанПиН 2.4.1.2660 – 10:
- в группах музыкального направления – 1/8 (оптимальная наполняемость групп), 1/12 (допустимая);
- в группах других направлений – 10 (оптимальная), 15 (допустимая);
- в группах, при наличии детей двух возрастов (2 –3 года) - 8 человек.
Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.
5.7. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в ОУ.
5.8. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др.
5.9. В процессе обучения применяется безоценочная система. Освоение образовательных программ завершается итоговой аттестацией, отчетными концертами, творческими отчетами, зачетами, рефератами, выставками работ обучающихся.
5.10. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр и др.).
5.11.Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.