2010 - ГОД УЧИТЕЛЯ!

 

 

 

Учебный план

по ФГОС образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Вариант 1.

на 2016-2017 учебный год 

Учебный план разработан в соответствии с:

 - Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015 г.);

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Учебный план для учащихся 1 класса в условиях  внедрения  ФГОС для детей с ОВЗ, реализующего АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение в 1–ом классе и учебным предметам.

     Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В соответствии с требованиями ФГОС, который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет, годовой и недельный учебные планы представлены в 1 варианте ― I-IV.  Выбор варианта срока обучения школа осуществила с учетом:

- особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; - наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно- развивающая область. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение в течение первого года обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей: Предметная область «Язык и речевая практика». Учебные предметы: Русский язык, Чтение, Речевая практика.

Основные задачи реализации содержания:

 Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.

Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.

Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

Предметная область «Математика».

Учебный предмет: Математика. Основные задачи реализации содержания. Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. В различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.

Предметная область «Естествознание». Учебный предмет: Мир природы и человека. Основные задачи реализации содержания: Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязям, существующим между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Предметная область «Искусство». Учебные предметы: Изобразительное искусство, Музыка. Основные задачи реализации содержания: Изобразительное искусство. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве. Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.

Предметная область «Физическая культура». Учебный предмет: Физическая культура. Основные задачи реализации содержания. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

Предметная область «Технологии». Учебные предметы: Ручной труд. Основные задачи реализации содержания. Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.

Количество учебных занятий составляет: в 1-ом классе – 693 ч.

Коррекционно-развивающая область представлена Ритмикой и коррекционными занятиями (логопедические и психокоррекционные занятия). Коррекционно-развивающее направление является обязательным; оно поддерживает процесс освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержания АООП. Его содержание регламентируется содержанием коррекционно-развивающей области, представленной в учебном плане.

Основные задачи реализации содержания.

Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности.

Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Психологические занятия направлены на формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.

Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.

Внеурочная деятельность организуется по направлению «Основы безопасности жизнедеятельности» в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, соревнования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет: в 1 классе − 132 часа. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса. Обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ОО определяется расписанием учебных занятий и графиком работы кружков и секций школы. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.

Максимальная нагрузка учащихся соответствует нормативным требованиям Сан-Пин 2.4.2.2821-10 и составляет в 1 классе 21 час в неделю. Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет 40  минут при пятидневной рабочей неделе. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 33 учебных недели.. С целью профилактики утомления, нарушения зрения и осанки обучающихся, на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз при обучении русскому языку, чтению и математике.

 

Образовательные

области

Учебные предметы

 

 

1 класс

 

Кол-во часов

 

 

1. Язык и речевая практика

1.1. Русский язык

 

3

99

 

1.2. Чтение

3

99

1.3. Речевая практика

2

66

2. Математика 

2.1. Математика

3

99

 

3.Естествознание

3.1. Мир природы и человека

2

66

 

4. Искусство

4.1. Музыка

2

66

 

4.2.Изобразительное искусство

1

33

5. Физическая культура

5.1. Физическая культура

3

99

 

6. Технологии

6.1. Трудовое обучение (Ручной труд)

2

66

 

ИТОГО

21

693

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

-

 

 

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной рабочей неделе)

21

 

 

Коррекционно-развивающая работа (коррекционные занятия и ритмика)

6

 

198

 

 

Ритмика

1

33

 

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия:

5

 

 

Логопедические занятия

2

66

 

Занятия по психомоторике и сенсорному развитию

2

66

 

Дефектологические занятия

1

33

 

Внеурочная деятельность:

 

4

132

 

Общекультурное

1

33

 

Социальное (основы безопасности жизнедеятельности)

1

33

 

Социальное

1

33

 

Нравственное

1

33

 

ВСЕГО К ФИНАНСИРОВАНИЮ

31

1023

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение  для  обучающихся 1 класса

на 2016-2017 учебный год

 

Образовательные области

Наименование предмета

кол-во часов в неделю

Учебно-методическое обеспечение

 

Язык и речевая практика

Чтение

3

Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. Просвещение, 2008

Русский язык

3

Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. Просвещение, 2008

Речевая практика

2

Комарова С.В., Устная речь. Просвещение, 2011.

 

Математика

Математика

3

Алышева Т.В. Математика. Просвещение,  2010

Естествознание

Мир природы и человека

2

Кудрина С.В. Окружающий мир ВЛАДОС, 2010

Искусство

Музыка

2

Критская Е.Д.. Музыка 1 кл. Просвещение, 2011

Изобразительное искусство

1

Неменская Л.А., ИЗО. Ты изображаешь, украшаешь и строишь 1 кл. Просвещение, 2011

Физическая культура

Физическая культура

3

 

Технологии

Трудовое обучение (ручной труд)

2

Кузнецова Л.А. Технология. Просвещение, СПб, 2010

 

 

 

Учебный план

МБОУ Курагинская СОШ № 7

для детей с нарушением интеллекта

(легкая степень умственной отсталости)

2016-2017 учебный год

 

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения; регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов в каждом классе.

            Учебный план для обучающихся с нарушением интеллекта (легкая степень умственной отсталости)  разработан в соответствии с:

·         Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

·         Приказом  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г  № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

·         Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями;

·         письма  Министерства образования и науки Красноярского края от 17 июня 2013 г. № 5429 « О формировании учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья».

·         Письма Минобрнауки России от 11.03. 2016 г. № ВК-45207 «О введении ФГОС ОВЗ». Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО.

·         Разъяснений Минобрнауки России от 11 августа 2016года № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

·         Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Учебный план рассчитан на 5 дневную  учебную неделю и сохраняет в необходимом количестве перечень предметов и количество часов, являющихся обязательными, отражает коррекционную направленность образовательного процесса и определяет соотношение нагрузки между образовательными и коррекционными курсами.

     Учебный план для детей с нарушением интеллекта включает общеобразовательные учебные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно отсталых обучающихся и предметов коррекционной направленности. Кроме того план содержит индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию имеющихся нарушений.

Основная форма организации учебного процесса - урок продолжительностью 40 минут.

Продолжительность учебного года – 34 недели.

Режим работы определяется по пятидневной  неделе в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.3286-15. Учебная нагрузка обучающихся устанавливается с учетом санитарно-гигиенических требований.

Учебный план предусматривает 9-летний срок обучения как наиболее оптимальный для получения учащимися общего образования и профессионально-трудовой переподготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.

Во 2 – 4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором  общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Проводится всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности обучающихся, прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию обучающихся, коррекции нарушений моторики, эмоционально-волевой сферы и поведения. Обучение общеобразовательным учебным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом.

            Обучающиеся 5 – 9 классов получают знания по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность, и соответствующие их психофизическим возможностям навыки по различным профилям труда.

            Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

            Общеобразовательные обязательные предметы:

«Русский язык» (2 – 9кл.), «Литературное чтение» (2 – 4кл.), «Литература» (5 – 9кл.) являются ведущими учебными предметами, так как от их усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Данные предметы имеют практическую и коррекционную направленность, способствуют повышению уровня общего и речевого развития учащихся, формированию элементарных навыков грамотного письма, формированию коммуникативных навыков. Содержание обучения данной области строится на принципах коммуникативного подхода, который  направлен на развитие контекстной устной и письменной речи. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности умственно отсталых обучающихся, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий. Изучение данных предметов расширяет лексику, позволяет преодолеть речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, способствует освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.

 «Математика» (2 – 9кл.) представлена элементарной математикой и в ее структуре – геометрическими понятиями. «Математика» имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных  знаний, умений и навыков обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. Математика  способствует повышению уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности.

«Окружающий мир» (2 – 4кл.) призван дать обучающимся естественнонаучное образование, которое строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Раздел «Человек» позволяет изучить не только строение, функции органов человека, но прежде всего – вопросы профилактики различных заболеваний.

«Природоведение» (5кл.), «Биология» (6 – 9кл.), «География» (6 – 9кл.) способствуют формированию у обучающихся мировоззренческих навыков, позволяют понять и изучить окружающую действительность, формируют запас знаний о многообразии объектов и явлений природы, воспитывают экологическую культуру и бережное отношение к родной природе. Основной коррекционной задачей является преодоление инертности психических функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Изучение данных предметов способствует формированию практических навыков взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Особое место в учебном предмете «География» отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-эстетическому воспитанию.

     «История Отечества» (7 - 9кл.), «Обществознание» (8 – 9кл.) формируют систему знаний о самых значимых исторических событиях, позволяют изучить социальные и общественные явления, формируют нравственные и правовые нормы жизни в обществе. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, мысленное планирование) не позволяют выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен наиболее яркими ключевыми событиями эволюции России как государства, явлениями, обогатившими науку, производство, культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, формированию простейших обществоведческих представлений: о религиях, видах и структуре государственной власти, морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества и др.

        «Изобразительное искусство» (2 – 5 кл.), «Музыка» (2 – 5 кл способствуют эстетическому воспитанию учащихся, развивают зрительное и слуховое восприятие, моторику, художественный вкус, снимают эмоциональное напряжение. Данные предметы предполагают овладение школьниками элементарными навыками рисования, слушания музыки и пения. Предмет «Искусство» направлен на получение учащимися элементарных представлений о музыкальных жанрах и жанрах изобразительного искусства.

        «Физическая культура» (2 – 9кл.) направлена на коррекцию психофизического развития учащихся, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы спортивной подготовки, формирует двигательные умения школьников, способствует укреплению здоровья. Введение дополнительного третьего часа физической культуры продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании школьников, увеличение объема их двигательной активности, развития физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.

        «Информатика, ИКТ» (7 – 9 кл) способствует принципу коррекционной направленности образовательного процесса, который является ведущим. Особое внимание будет уделено использованию информационных технологий в жизни. Предмет дает целенаправленную подготовку обучающихся к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности. На уроках учащиеся делятся на подгруппы с учетом индивидуальных возможностей.

       «Технология» (2 – 9кл.) дает возможность учащимся овладеть элементарными общетрудовыми умениями и навыками, развивает самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности. Учащиеся осваивают основные приемы работы с различными материалами, учатся работать по технологическим картам, осваивают технические термины, получают навыки ручной обработки материалов.

Учебный предмет «Технология» имеет общетехнический характер, проводится на базе учебных мастерских. На уроках учащиеся 4 – 9 классов делятся на 2 группы: мальчики, девочки. Комплектование групп по профилям «Швейное дело, столярное дело» осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей учащихся и рекомендаций врача. Программы реализуются в двух направлениях: теоретическом и практическом. Обучающиеся применяют полученные теоретические знания на практическом опыте в условиях школьных мастерских. Данные профили в школе ведутся традиционно, исходя из материально-технической базы учреждения.

С 4 класса начинается активная профориентационная работа с детьми, знакомство с различными видами профессий.

В 8 – 9 классах «Технология» дополнительно проводится во внеурочное время.

«Основы религиозных культур и светской этики» введены в 4 классе с целью формирования у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 

 

  

Учебный план для 1-4 классов для детей с нарушением интеллекта

(легкая степень умственной отсталости)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

 

Обязательная часть

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Филология

Русский язык

5

5

5

5

Литературное чтение

5

5

4

3

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

(человек, природа, общество)

1

1

2

2

Искусство

Музыка

1

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

Технология

Технология

1

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

 

1

ИТОГО

 

21

21

21

21

Обязательные занятия  по выбору

Технология

 

2

2

2

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

23

23

23

Коррекционная работа

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия

 

2

2

2

Логопедические занятия

4

4

4

2

ЛФК/ Ритмика

1

1

1

1

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

Итого

28

31

31

30

 

Учебный план для 1-4 классов для детей с нарушением интеллекта

(легкая степень умственной отсталости)

 

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

 

Обязательная часть

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Филология

Русский язык

165

170

170

170

Литературное чтение

165

170

170

136

Математика и информатика

Математика

132

170

170

170

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

(человек, природа, общество)

33

34

68

68

Искусство

Музыка

33

34

34

34

Изобразительное искусство

33

34

34

34

Технология

Технология

33

34

34

34

Физическая культура

Физическая культура

33

102

102

102

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

 

34

ИТОГО

 

627

714

748

782

Обязательные занятия  по выбору

Технология

 

34

34

102

Максимально допустимая недельная нагрузка

693

782

782

884

Коррекционная работа

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия

 

68

68

68

Логопедические занятия

132

136

136

102

ЛФК

33

34

34

34

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

33

68

68

68

Итого

198

234

238

204

 

 

 

 

Учебный план для 5-9  классов

 

 

Учебный план для детей с нарушением интеллекта

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

5

класс

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс

всего

Филология

Русский язык

4

4

4

4

4

20

Литература

4

4

3

3

3

17

Математика и информатика

Математика

4

4

3

3

3

17

Информатика, ИКТ

 

 

1

1

1

3

Общественно-научные предметы

История

 

 

2

2

2

6

География

 

2

2

2

2

8

Природоведение

2

2

2

2

2

10

Искусство (музыка и ИЗО)

Музыка

1

 

 

 

 

1

ИЗО

2

1

1

 

 

4

Технология

и социально-бытовая

ориентировка

Технология

6

6

7

9

9

37

 

Социально-бытовая ориентировка

1

2

2

2

2

9

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

Количество часов обязательной части

27

28

30

31

31

147

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

2

2

2

2

2

10

Технология

2

2

2

2

2

 

Итого

29

30

32

33

33

157

Коррекционная работа

 

 

 

 

 

 

Логопедия

3

2

2

 

 

7

Индивидуальные и групповые занятия

1

1

1

 

 

3

 

 

 

Учебный план для детей с нарушением интеллекта

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

5

класс

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс

всего

Филология

Русский язык

136

136

136

136

136

680

Литература

136

136

102

102

102

17

Математика и информатика

Математика

136

136

102

102

102

17

Информатика, ИКТ

 

 

34

34

34

3

Общественно-научные предметы

История

 

 

68

68

68

6

География

 

68

68

68

68

8

Природоведение

Биология

68

 

68

 

68

 

68

 

68

68

68

 

10

Искусство (музыка и ИЗО)

Музыка

34

 

 

 

 

1

ИЗО

68

34

34

 

 

4

Технология

и социально-бытовая

ориентировка

Технология

204

204

240

306

306

37

Социально-бытовая ориентировка

34

68

68

68

68

9

Физическая культура

Физическая культура

102

102

102

102

102

15

Количество часов обязательной части

27

28

30

31

31

147

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

68

68

68

68

68

10

Технология

68

68

68

68

68

 

Итого

29

30

32

33

33

157

Коррекционная работа

 

 

 

 

 

 

Логопедия

102

68

68

 

 

7

Индивидуальные и групповые занятия

34

34

34

 

 

3

Часть, формируемая участниками образовательного процесса: представлен предметом «Технология»

Коррекционная работа:

Каждый образовательный предмет учебного плана имеет ярко выраженную коррекционную направленность. Однако особенность обучения детей с нарушением интеллекта предполагает необходимость коррекционно-развивающей работы с ними,  что обеспечивается внесением в учебный план групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Не всегда фронтальные занятия дают положительный эффект. Каждый ребенок обладает лишь ему присущим комплексом медицинских диагнозов и ограничений, личностных отклонений, элементов психического недоразвития. Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или малыми группами учащихся ( 2 - 4 класс), причем состав групп может меняться. Эти занятия не являются обязательными для посещения всеми учащимися, проводятся как параллельно с основными занятиями (ЛФК, логопедические занятия, коррекционно-развивающие занятия), так и во второй половине дня после перерыва вне сетки школьного расписания. Таким образом, эти занятия, учитывая дефект каждого конкретного ребенка, направлены на его индивидуальное сопровождение, коррекцию и педагогическую поддержку.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем-дефектологом на специальных занятиях. Коррекционные занятия проводятся индивидуально и по подгруппам. Группы комплектуются  с учетом однородности психофизических, речевых нарушений.

Основные  направления  в работе учителя-дефектолога:

·         совершенствование движений и сенсомоторного развития;

·         коррекция отдельных сторон психической деятельности;

·         развитие основных мыслительных операций;

·         развитие различных видов мышления;

·         развитие речи;

·         расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

·         коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В рамках коррекционных занятий возможно проведение игротерапии. Основные задачи занятий: коррекция внимания и памяти, развитие логического мышления, повышение уровня общего развития детей через включение их в игровую деятельность.

Коррекционные индивидуальные и групповые занятия проводятся с теми учениками, которые имеют более выраженные нарушения  речевого развития, общей моторики, сенсорных процессов. Их продолжительность: индивидуальная – 15 - 20  минут, групповая – 30 минут.

«Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» (2 – 7кл.) способствуют коррекции и компенсации дефектов интеллектуального и личностного развития, развивают моторику, речь, мышление, внимание, память.

«Логопедические занятия» (2 – 7кл.) способствуют коррекции речевых недостатков и формированию речевых средств коммуникации.

 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (2 – 4кл.) способствует коррекции сенсорного развития и психомоторной деятельности. Формируются, развиваются и совершенствуются двигательные навыки, аналитико-синтетическая деятельность, пространственно-временные отношения, восприятие, память.

 Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (1 – 7 классы), ЛФК (1 - 4 классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1 - 4классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными и другими нарушениями. Группы комплектуются с учётом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК  в соответствии с медицинскими рекомендациями.

При итоговой, промежуточной аттестации используются следующие формы: контрольный диктант, контрольное списывание, тест по русскому языку, контрольная работа по математике.

     Обучение завершается итоговой аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологического изготовления изделия. Выпускникам выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования – свидетельство об обучении.

 

Учебный план 

МБОУ Курагинская СОШ № 7

для детей с умеренной умственной отсталостью

(форма обучения – индивидуальная на дому)

2016-2017 учебный год

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Обязательная часть

 

6 класс

Филология

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык (графика и письмо)

1

Литературное чтение (альтернативное чтение)

1

Математика

Математика (математические представления и конструирование)

1,5

Обществознание и естествознание

Окружающий мир (человек, природа, общество)

1

Искусство

Изобразительное искусство

0,5

Технология

Технология (ручной труд)

0,5

Итого:

 

5,5

Коррекционная работа

 

 

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

 

0,5

Итого

 

6

 

Учебный план составлен на основе:

·         Федерального  закона  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

 

 

Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных  предметов их распределение по годам обучения с учётом специфики обучения умственно отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов:

Чебыкин Сергей  7 класс

 Сергей  передвигается самостоятельно, движения не ограничены, владеет гигиеническими навыками и элементарным самообслуживанием. Проявляет агрессивные действия, упрямство, отказ от послушания. Частичный и кратковременный интерес к предметному окружению (книги,  игрушки, вкладки). Речи нет, но  хорошо понимает обращенную речь и  указательные жесты, например:  «возьми это» и др.

    Простейшие интеллектуальные действия совершает по показу: сличение по форме, цвету, величине. Совершаемые действия стереотипны, прослеживается эффект «заученных действий».

  Утомляемый, с низким уровнем произвольного внимания и быстрой пресыщаемостью.

    

        Учитывая особенности психофизического развития и возможности ребёнка, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, был составлен индивидуальный учебный план, который направлен на общее развитие учащегося, коррекцию недостатков  познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей ученика.

Основополагающим принципом организации учебного процесса для данного ребенка является гибкость учебного плана, который разработан на основе примерного учебного плана для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Учебно-воспитательный процесс направлен на :

- формирование  социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;

- развитие предметно-практических навыков, бытовой и трудовой деятельности;

- формирование навыка самостоятельности;

- совершенствование качества жизни учащегося.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося.

Раздел «Филология»  представлен предметами: русский язык (графика и письмо) и литературное чтение (альтернативное чтение) и направлен на узнавание зрительных образов наиболее частотных названий, что поможет распознавать вывески на учреждениях  («Продукты», «Аптека» и др.); этикетки на товарах (мыло. Молоко, сахар и др.)

Раздел «Математика»  представлен учебным предметом:  математика (математические представления и конструирование), где происходит формирование пространственно-временных понятий,  представлений о размере,  форме, величине, цвете на доступном уровне восприятия.

Раздел «Обществознание и естествознание» представлен предметом Окружающий мир (человек, природа, общество)  и направлен на расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.

 Большое значение для воспитания учащегося с умеренной  умственной отсталостью, особенно его  эмоционально-волевой сферы, имеет такой  учебный предмет как рисование. На уроках рисования развивается координация движений, общая моторика, моторика мелких мышц руки. Большое внимание уделяется воспитанию чувств. Ребенок  учится различать основные цвета, их оттенки, учится понимать красивое, эмоционально воспринимать его.

Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности, осуществляется учителем через систему  специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включает большое количество  игровых и занимательных моментов.

Обучение ведется  по адаптированным   образовательным программам для детей с умеренной умственной отсталостью. Успешность обучения фиксируется в индивидуальных диагностических картах по учебным дисциплинам. По отдельным предметам (технология (ручной труд), ИЗО) определяется результатами продуктивной деятельности обучающихся (поделки, рисунки).

Отметки за качество знаний выставляются в соответствии с оцениванием и нормами оценок.

Формами итогового контроля выступают:

- письменный (контрольные работы);

-ежедневные наблюдения за формированием умений, навыков по изучаемым дисциплинам.

Контрольные работы проводятся: диагностическая – в начале учебного года, итоговые – в конце каждой четверти.

 

 

 

Учебный план 

МБОУ Курагинская СОШ № 7

для детей с умеренной умственной отсталостью

(форма обучения – индивидуальная на дому)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Обязательная часть

 

2 класс

Филология

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык (графика и письмо)

2

Литературное чтение (альтернативное чтение)

2

Математика

Математика (математические представления и конструирование)

2

Обществознание и естествознание

Окружающий мир (человек, природа, общество)

1

Искусство

Изобразительное искусство

0,5

Технология

Технология (ручной труд)

0,5

Итого:

 

8

Коррекционная работа

 

 

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

 

1

Логопедические занятия

 

1

Итого

 

10

 

Учебный план составлен на основе:

·         Федерального  закона  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

 Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных  предметов их распределение по годам обучения с учётом специфики обучения умственно отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов:

Фролов Илья 2 класс

 Илья   передвигается самостоятельно, движения не ограничены, владеет гигиеническими навыками и элементарным самообслуживанием. Проявляет агрессивные действия, упрямство, отказ от послушания. Частичный и кратковременный интерес к предметному окружению (книги,  игрушки, вкладки). Речь практически отсутствует, присутствуют звукокомплексы,  но  хорошо понимает обращенную речь и  указательные жесты, например:  «возьми это» и др.

    Простейшие интеллектуальные действия совершает по показу: сличение по форме, цвету, величине. Совершаемые действия стереотипны. Малокорригируемое  недоразвитие познавательной деятельности с низким уровнем коммуникативной компетенции и адаптивного поведения; грубая несформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи.

  Утомляемый, с низким уровнем произвольного внимания и быстрой пресыщаемостью.

    

        Учитывая особенности психофизического развития и возможности ребёнка, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, был составлен индивидуальный учебный план, который направлен на общее развитие учащегося, коррекцию недостатков  познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей ученика.

Основополагающим принципом организации учебного процесса для данного ребенка является гибкость учебного плана, который разработан на основе примерного учебного плана для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Учебно-воспитательный процесс направлен на :

- формирование  социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;

- развитие предметно-практических навыков, бытовой и трудовой деятельности;

- формирование навыка самостоятельности;

- совершенствование качества жизни учащегося.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося.

Раздел «Филология»  представлен предметами: русский язык (графика и письмо) и литературное чтение (альтернативное чтение) и направлен на узнавание зрительных образов наиболее частотных названий, что поможет распознавать вывески на учреждениях  («Продукты», «Аптека» и др.); этикетки на товарах (мыло. Молоко, сахар и др.)

Раздел «Математика»  представлен учебным предметом:  математика (математические представления и конструирование), где происходит формирование пространственно-временных понятий,  представлений о размере,  форме, величине, цвете на доступном уровне восприятия.

Раздел «Обществознание и естествознание» представлен предметом Окружающий мир (человек, природа, общество)  и направлен на расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.

 Большое значение для воспитания учащегося с умеренной  умственной отсталостью, особенно его  эмоционально-волевой сферы, имеет такой  учебный предмет как рисование. На уроках рисования развивается координация движений, общая моторика, моторика мелких мышц руки. Большое внимание уделяется воспитанию чувств. Ребенок  учится различать основные цвета, их оттенки, учится понимать красивое, эмоционально воспринимать его.

Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности, осуществляется учителем через систему  специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включает большое количество  игровых и занимательных моментов.

Обучение ведется  по адаптированным   образовательным программам для детей с умеренной умственной отсталостью. Успешность обучения фиксируется в индивидуальных диагностических картах по учебным дисциплинам. По отдельным предметам (технология (ручной труд), ИЗО) определяется результатами продуктивной деятельности обучающихся (поделки, рисунки).

Отметки за качество знаний выставляются в соответствии с оцениванием и нормами оценок.

Формами итогового контроля выступают:

- письменный (контрольные работы);

-ежедневные наблюдения за формированием умений, навыков по изучаемым дисциплинам.

Контрольные работы проводятся: диагностическая – в начале учебного года, итоговые – в конце каждой четверти. 

 

  

 

Учебный план

МБОУ Курагинская СОШ № 7

для  детей с умеренной умственной отсталостью

на 2016-2017 учебный год

 

Пояснительная записка

Учебный план является нормативным документом,  определяющим структуру и содержание  образования детей с умеренной  умственной отсталостью. Он регулирует минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов и разработан в соответствии с:

·         Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

·         Приказом  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г  № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

·         Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями;

·         письма  Министерства образования и науки Красноярского края от 17 июня 2013 г. № 5429 « О формировании учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья».

·         Письма Минобрнауки России от 11.03. 2016 г. № ВК-45207 «О введении ФГОС ОВЗ». Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО.

·         Разъяснений Минобрнауки России от 11 августа 2016года № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

·         Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

 

Цели образования детей с  умеренной умственной отсталостью определяются необходимостью реализации прав личности на создание максимально благоприятных условий  для решения следующих задач:

·         Формирование и развитие коммуникативных умений;

·         Развитие устной речи и ее понимание;

·         Ориентация в окружающей среде;

·         Безопасное поведение в природе;

·         Развитие предметно-практических навыков, бытовой и трудовой деятельности  .

Учебный план для детей с умеренной умственной отсталостью  определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет время, отводимое на  освоение общеобразовательных  учебных  предметов, содержание которых адаптировано  к возможностям  данной категории обучающихся и предметов коррекционной направленности. Кроме того план содержит индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию  имеющихся нарушений.

Начало и продолжительность учебного года, каникул устанавливается в сроки, действующие для всех общеобразовательных учреждений. Продолжительность учебного года в 1 классе  - 33 учебные недели, во 2 – 10 классах – 34 учебные недели. (СаНПИН п. 2.8.4).

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

Продолжительность урока в 1 классе – 35 минут, во 2 – 10 классе – 40 минут учебного времени (СаНПИН п. 2.8.13).

 Учебный план для обучающихся предусматривает девятилетний  срок обучения как наиболее оптимальный  для получения элементарных знаний, формирования практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально-значимых качеств личности.

Особенности развития учащихся с умеренной степенью умственной отсталости, связанные с основным заболеванием в сочетании с различными социальными условиями, в которых воспитываются дети и подростки, затрудняют стандартизацию их образования, так как каждый учащийся нуждается в специальных образовательных условиях. Это предполагает наличие для отдельных детей и подростков:

гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений и особые образовательные потребности; разноуровневых программ, адаптированных для индивидуального обучения;

поддержку и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности образования; интегративное изучение отдельных дисциплин.

В условиях общеобразовательного учреждения обучение для таких детей должно осуществляться индивидуально или малыми группами (не более трех человек).

Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость индивидуального учебного плана, который разрабатывается на основе учебного плана учреждения. Индивидуальный учебный план для каждого учащегося должен быть основан на психолого-медико-педагогических рекомендациях. Предполагается согласование индивидуального образовательного маршрута учащегося с его родителями или лицами, их заменяющими.

Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, с характером протекания заболевания.

Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определяется для каждого учащегося индивидуально и зависит от уровня усвоения им минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов, но не превышает максимально допустимую нагрузку в соответствии с классом обучения.

Учебно-воспитательный процесс имеет целью:

формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;

формирование максимально возможного навыка самостоятельности;

совершенствование качества жизни учащихся.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося.

Учебный план включает:

перечень учебных предметов, обязательных для изучения учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

рекомендации по распределению минимального учебного времени между учебными предметами.

Обязательные занятия по выбору и коррекционная работа  включаются  в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.

Особенности развития учащихся с умеренной умственной отсталостью, связанные с основным заболеванием в сочетании с различными социальными условиями, в которых воспитываются дети и подростки, затрудняют стандартизацию их образования, так как каждый учащийся нуждается в специальных образовательных условиях. Это предполагает наличие разноуровневых программ, адаптированных для индивидуального обучения.

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не может быть единого образовательного стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны

   Обучение имеет коррекционно-направленный характер, максимально индивидуализировано как в части отбора содержания образования, так и в части организации образовательного процесса.

Содержание учебных дисциплин имеет:

-  четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;

- учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;

- используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия;

- увеличивается частота обращения к одной и той же учебной информации на разных учебных предметах;

- планируется усиление использования межпредметных связей, с 5 класса- с социально-бытовой ориентировкой (СБО).

Трудовое обучение является приоритетным. Одной из главных задач обучения и воспитания является подготовка детей с умственной отсталостью к трудовой занятости, в доступной для них сфере деятельности.

 Трудовая подготовка включает в себя:

- выработку определенных трудовых навыков;

- способность к длительным трудовым усилиям;

-формирование отношения к труду как нравственной норме и источнику средств существования;

- воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости;

- умение соотносить свои желания и собственные возможности;

-умение действовать по инструкции;

- обучение культуре труда и служебных отношений.

 Подготовка к труду в процессе обучения представляет собой систему и включает целый цикл предметов, направленных на привитие ребенку элементарных трудовых навыков, с учетом его психофизических особенностей.

Учебный план основан на психолого-медико-педагогических рекомендациях и согласовывается   с родителями учащегося или лицами, их заменяющими.

Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определяется для каждого учащегося индивидуально и зависит от уровня усвоения им минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов, но не превышает максимально допустимую нагрузку в соответствии с классом обучения. Учебно-воспитательный процесс имеет целью:

формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;

формирование максимально возможного навыка самостоятельности;

совершенствование качества жизни учащихся.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей относится к пропедевтическому уровню образованности и определяет  содержание обучения, которое направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося и представлена обязательной частью общеобразовательных  предметов:

-          Русский язык (графика и письмо).

-          Литературное чтение (альтернативное чтение).

-          Математика (математические представления и конструирование).

-          Окружающий мир (человек, природа, общество).

-          Изобразительное искусство.

-          Музыка.

-          Технология (ручной труд)

-          Физическая культура (адаптивная физическая культура).

И национально-региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения:

- Социально-бытовая ориентировка.

 Все учебные предметы для учащихся со сложной структурой дефекта имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы,

В 5 - 9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам, начинается трудовое обучение.

 Занятия коррекционно-развивающей области являются обязательными для учащихся. Коррекционная подготовка представлена уроками ЛФК, логопедии, развитие психомоторики и сенсорных процессов, ремесло, направленными на коррекцию внеречевых процессов, нарушений двигательной сферы, ритмико-мелодиционной стороны речи.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия (логопедические, развитие психомоторики и сенсорных процессов, ЛФК и другие) проводятся  во второй половине дня; их продолжительность составляет 15-25 минут. Занятия проводятся учителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами.    Учебный процесс строится на основе разработки индивидуальных коррекционно-реабилитационных программ, обеспечивающих лечебно-охранительный и санитарно-гигиенический режимы в зависимости от психического состояния и физического здоровья ребенка. Все индивидуальные коррекционные занятия проводятся вне расписания.

Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей, осуществляются учителем через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.

Коррекционная работа в классах проводится в виде индивидуально-групповых занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются учителем исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния детей.

 

Индивидуальный учебный план

учащегося 3 класса

Фролова Ильи Викторовича

Предметные области

Учебные предметы

3 класс

 

Обязательная часть

 

Филология

Русский язык (графика и  письмо)

3

Литературное чтение (альтернативное чтение)

3

Математика

Математика (математические представления и конструирование)

3

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

(человек, природа, общество)

2

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

2

Технология

Технология (ручной труд)

2

Физическая культура

Физическая культура (адаптивная физическая культура)

3

ИТОГО

19

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

2

Технология

2

Предельно допустимая нагрузка

21

Коррекционная работа

 

Логопедические занятия

3

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

Индивидуальные коррекционные занятия

2

Итого

29

 

Предметные области

Учебные предметы

3класс

 

Обязательная часть

 

Филология

Русский язык (графика и  письмо)

102

Литературное чтение (альтернативное чтение)

102

Математика

Математика (математические представления и конструирование)

102

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

(человек, природа, общество)

68

Искусство

Музыка

34

Изобразительное искусство

68

Технология

Технология (ручной труд)

68

Физическая культура

Физическая культура (адаптивная физическая культура)

102

ИТОГО

595

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

68

Технология (ручной труд)

68

Предельно допустимая нагрузка

735

Коррекционная работа

 

Коррекционная работа

 

Логопедические занятия

102

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

68

Индивидуальные коррекционные занятия

68

Итого

298

Индивидуальный учебный планучащейся 7 класса

Кольцовой Виктории Григорьевны

Предметные области

Учебные предметы

7 класс

 

Обязательная часть

 

Филология

Русский язык (графика и  письмо)

3

Литературное чтение (альтернативное чтение)

3

Математика

Математика (математические представления и конструирование)

3

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

(человек, природа, общество)

2

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Технология

Технология (ручной труд)

5

Физическая культура

Физическая культура (адаптивная физическая культура)

3

ИТОГО

21

Национально-региональный компонент образовательного учреждения

4

Технология

2

СБО

2

Предельно допустимая нагрузка

25

Коррекционная работа

 

Логопедические занятия

1

технология

4

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

1

Индивидуальные коррекционные занятия

1

Итого

32

 

Предметные области

Учебные предметы

7 класс

 

Обязательная часть

 

Филология

Русский язык (графика и  письмо)

 

Литературное чтение (альтернативное чтение)

102

Математика

Математика (математические представления и конструирование)

102

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

(человек, природа, общество)

68

Искусство

Музыка

34

Изобразительное искусство

68

Технология

Технология (ручной труд)

102

Физическая культура

Физическая культура (адаптивная физическая культура)

102

ИТОГО

595

Национально-региональный компонент образовательного учреждения

4

СБО

68

технология

68

Коррекционная работа

 

Логопедические занятия

136

Технология

170

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

34

Итого

315

 

Индивидуальный учебный план учащейся 8 класса

Кольцовой Кристины  Григорьевны

Предметные области

Учебные предметы

8 класс

Обязательная часть

 

Филология

Русский язык (графика и  письмо)

2

Литературное чтение (альтернативное чтение)

2

Математика

Математика (математические представления и конструирование)

3

Обществознание и естествознание

Окружающий  природный мир

Человек

2

1

Искусство

 

 

Изобразительная деятельность

2

Технология

Технология (домоводство)

6

Физическая культура

Физическая культура (адаптивная физическая культура)

3

ИТОГО

23

Национально-региональный компонент образовательного учреждения

4

Технология

2

СБО

2

Предельно допустимая нагрузка

27

Коррекционная работа

 

Логопедические занятия

1

Технология

4

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

1

Индивидуальные коррекционные занятия

2

Итого

35

 

Предметные области

Учебные предметы

7  класс

Обязательная часть

 

Филология

Русский язык (графика и  письмо)

102

Литературное чтение (альтернативное чтение)

102

Математика

Математика (математические представления и конструирование)

102

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

(человек, природа, общество)

68

Искусство

Музыка

34

Изобразительное искусство

34

Технология

Технология (ручной труд)

170

Физическая культура

Физическая культура (адаптивная физическая культура)

102

ИТОГО

745

Национально-региональный компонент образовательного учреждения

4

Технология

34

СБО

34

Предельно допустимая нагрузка

885

Коррекционная работа

 

Логопедические занятия

102

Индивидуальные коррекционные занятия

68

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

68

Технология (ручной труд)

170

Итого

408

 

Обучение ведется  по адаптированным рабочим  образовательным программам с использованием учебников для учащихся с легкой умственной отсталостью.

  Успешность обучения фиксируется в индивидуальных диагностических картах по учебным дисциплинам. По отдельным предметам (технология (ручной труд), ИЗО) определяется результатами продуктивной деятельности обучающихся (поделки, рисунки).

Отметки за качество знаний выставляются в соответствии с оцениванием и нормами оценок.

Формами итогового контроля выступают:

- письменный (контрольные работы);

- устный опрос (собеседование), а так же ежедневные наблюдения за формирование знаний, умений, навыков по изучаемым дисциплинам.

Контрольные работы проводятся: диагностическая – в начале учебного года, итоговые – в конце каждой четверти. 

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не может быть единого образовательного стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы с данной группой учащихся, направленной на личностное развитие каждого учащегося, его потенциальных возможностей и способностей.  

Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей, осуществляются учителем через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.  

Коррекционная работа в классах проводится в виде фронтальных и индивидуально-групповых занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются учителем, исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния детей.

Учащийся с умеренной умственной отсталостью не может быть оставлен на повторное обучение в одном и том же классе. В случае неусвоения учащимся какого-либо общеобразовательного курса или трудового обучения его дальнейшее обучение максимально индивидуализируется или предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору и др.).. 

По окончании 9-ти классов обучающиеся, способные по своим интеллектуальным и психофизическим возможностям, сдают государственную итоговую аттестацию по ремеслу (трудовому обучению) и получают документ установленного образца об обучении.  Обучающиеся, которые по своему интеллектуальному развитию и психофизическому состоянию не могут пройти итоговую аттестацию, получают справку об обучении.

 

 

 

Вернуться