ШМО учителей коррекционных классов
МБОУ Курагинская СОШ № 7
МБОУ Курагинская СОШ № 7
Анализ работы
ШМО учителей, работающих по адаптированным программам
за 2015- 20156учебный год.
Методическая работа учителей, работающих по адаптированным программам в 2015-2016 году была спланирована и проводилась в соответствии с методической темой школы, реализацией пилотного проекта «Апробация внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» проекта «» и была направлена на решение проблемы «Повышение эффективности и качества образования учащихся по адаптированным программам в условиях введения ФГОС О УО».
Работа МО была направлена на повышение профессионального уровня учителя посредством получения знаний о новых технологиях, методиках, приемах, умениях и применение их в практической деятельности. Осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровней и регламентировалась рядом локальных актов, с учетом особенностей современного этапа развития общества, в условиях, когда возникла необходимость качественных изменений в образовании, а именно смены приоритетов «научить учиться».
В МО учителей на начало года работало 8 учителей. 4 педагога имеют высшее педагогическое образование, 2 педагога высшее непедагогическое, 1 – средне-специальное педагогическое,
1 – средне-специальное непедагогическое.
№п/п | Категория | Всего | Высшая категория | Первая категория | Соответствие занимаемой должности
|
1 | Учителя | 5 | - | 1 | 3 |
2 | Специалисты | 3 | 1 | 1 | - |
Анализ данных, приведённых в таблице, позволяет сделать вывод о том, что в коррекционных классах работают достаточно опытные специалисты сопровождения (дефектолог, логопед), преподавание в коррекционном классе осуществляет педагог, соответствующий занимающей должности.
С введением с 01.09.2016 года ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) педагоги стремились разработать адаптированные образовательные программы для детей с нарушением интеллекта в соответствии с примерными АООП. В связи с отсутствием нормативных документов, регламентирующих преподавание по адаптированным образовательным программам, преподавание велось по единому УМК под редакцией В.В. Воронковой (3-9 класс). В 1 и 2 классе обучение на основе примерной АООП с использованием методических рекомендаций под редакцией Воронковой В.В., также учителями использовались дополнительные методические разработки. Адаптированные рабочие программы были составлены в соответствии с базисным учебным планом, программой Министерства образования РФ под редакцией В.В. Воронковой, примерной АООП для детей с УО и отражают основной минимум знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть все учащиеся.
При планировании уроков решались познавательные, практические задачи. По итогам 2015-2016 учебного года программный материал и практическая часть выполнена каждым педагогом МО в полном объеме.
Записи в журнале соответствуют календарно- тематическому планированию.
Работа методической службы была ориентирована на реализацию и на решение задач, определенных в качестве приоритетных:
1. Активизировать работу по созданию условий для повышения профессиональной компетентности учителей.
2. Продолжить работу ШМО над проблемой успешного применения в УВП эффективных форм и приёмов воспитания и обучения школьников.
3. Совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний школьников.
При планировании методической работы были отобраны те формы, которые позволили решать проблемы и задачи, стоящие перед учителями. Среди них:
- Тематические заседания МО в форме организационного и теоретического семинаров;
- Работа учителей над темами самообразования;
- Открытые уроки, их анализ;
- Индивидуальные беседы и консультации;
- Курсовая подготовка;
-участие в семинарах.
Актуальность выбранных форм методической работы объясняется тем, что воспитать и обучить ребенка с особыми образовательными потребностями, способного успешно самореализоваться в жизни, востребованного на рынке труда, могут только учителя, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включается не только предметные, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога.
На 2015-2016 учебный год план МО выполнен .
В течение года проведено 5 заседаний, где рассматривались вопросы учебной, методической работы, подготовки УМК, обсуждалась работа учителей по вопросам самообразования, подготовка к тематическим
семинарам. Кроме обозначенной тематики на заседаниях МО были обсуждены результаты участия в районных конкурсах.
В коррекционных классах работают опытные учителя. У них собственный педагогический стиль преподавания, но педагоги не всегда мобильны в переосмыслении и переоценке задач профессиональной деятельности в современных условиях.
Поэтому МО активизировало работу по созданию условий для повышения профессиональной компетентности учителей.
Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:
· участие в работе школьного и районного методических объединений, районных, краевых семинарах, конференциях;
· работа над темой по самообразованию;
Участие в работе методического объединения, семинарах, конференциях
На заседаниях МО обсуждались многие вопросы, связанные с организацией и содержанием образовательного процесса, повышением качества образования и профессиональной подготовки, вопросы диагностирования и мониторинга. Активное участие на МО принимали психолог, логопед, дефектолог школы, демонстрируя наглядный материал в виде таблиц, схем, диаграмм, слайдов.
- На организационном семинаре утвердили план работы ШМО, согласовали рабочие программы и УМК на 2015-2016 учебный год, спланировали график проведения открытых уроков и занятий, утвердили контрольные работы по промежуточной аттестации по предметам. Утвердили итоговые экзаменационные материалы по технологии.
На теоретическом семинаре в ноябре на тему «Ключевые особенности ФГОС ОВЗ. Изучение нормативных документов» представила систему работы по переходу начальной школы на новые ФГОС ОВЗ Ястреб Н.А. Пескова Е.В. познакомила с материалом стандарта «Понятие БУД на уроке». О.Ю. Кыштымова познакомила с результатами проверки техники чтения обучающихся, дала рекомендации.
В Январе на заседании обсуждались вопросы «Требования к современному уроку. Требования ФГОС О УО к образовательным результатам». Эрбис С.В., Баскаков Н.И., Митряшкина Л.В. представили свои сообщения: «Разработка урока на основе технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в концепции ФГОС ОВЗ».
«Формы и приемы активизации деятельности обучающихся на уроках физической культуры», «Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
В марте состоялось заседание МО по «Формированию ключевых компетенций младших школьников с ОВЗ как основа личностно-ориентированных технологий. Деятельностный подход». Представлены сообщения:
1. «Коррекция познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка через создание проблемной ситуации» (Пескова Е.В.)
2. «Проектная и исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности» (Митряшкина Л.В.)
3. Упражнения по коррекции дисграфии на уроках русского языка у учащихся с ОВЗ. (Кыштымова О.Ю.)
4. Профилактика психофизической утомляемости у учащихся с ОВЗ. (Подосельникова Н.С.)
.
В мае были подведены итоги работы и определены проблемы, требующие решения в новом учебном году.
Регулярно на заседаниях отслеживались результаты контрольных работ, обсуждался уровень качества и способы его повышения.
Успешно приняли участие наши дети в районном конкурсе, проводимом районным методическим объединением учителей, работающих по адаптированным программам В школьном туре конкурса по окружающему миру приняли участие 12 учащихся, в районном туре - 5 учащихся.
Победители районного конкурса по окружающему миру
6 класс Бирюкова Татьяна (учитель Пескова Е.В..)
7 класс Пахалков Дима (учитель Пескова Е.В.)
В декабре на базе Курагинской СОШ № 3 прошел районный конкурс по технологии. Наша ученицаШунникова Юлия , 9 класс заняла 2 место (учитель Эрбис С.В.)
Основной проблемой для МО было и остается участие учителей в профессиональных конкурсах. В этом году она так и осталась не решенной.
Поставленная перед коллективом задача: совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний школьников, выполнена не полностью.
Уровень успешности во всех коррекционных классах составляет 100%.
Анализ успеваемости и качества знаний учащихся и выпускников,
обучающихся по адаптированным образовательным программам школы
Класс | Кол-во учащихся | Успеваемость | Качество | СОУ |
1 | 2 | 100% |
| 32% |
2 | 4 | 100% |
| 32% |
3 | 4 | 100% |
| 32% |
4 | 4 | 100% |
| 41% |
6 | 4 | 100% |
| 36% |
7 | 8 | 100% |
| 36% |
8 | 2 | 100% |
| 33,00% |
9 | 1 | 100% |
| 31% |
Поставленные задачи на 2015-2016 учебный год были выполнены.
Тематика проведенных заседаний МО была актуальной и востребованной, соотносилась с методической темой школы, способствовала реализации поставленных целей и задач.
Повышался профессиональный образовательный уровень педагогов: в течение года педагоги продолжали внедрять специальные (коррекционные) методы и приемы обучения в свою педагогическую практику. Эффективным оказалось внедрение в учебный процесс уроков с компьютерной поддержкой.
В новом учебном году МО учителей коррекционных классов необходимо в системе:
- изучать современные достижения педагогики, психологии и применять их на практике;
Внедрять ФГОС О УО;
-совершенствовать методы преподавания;
- привлекать учителей к участию в профессиональных конкурсах;
- усилить работу со слабоуспевающими учащимися;
Задачи на 2016-2017 учебный год:
1. Совершенствование уровня педагогического мастерства и компетенции в области образовательных и информационно-коммуникационных технологий;
2. Повышение качества ЗУН учащихся по предметам путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов и современных педагогических технологий;
3. Организация психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие каждого ученика в соответствии с их возможностями и индивидуально-типологическими особенностями.
4. Разработка урока на основе технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в концепции ФГОС ОВЗ.