2010 - ГОД УЧИТЕЛЯ!

 

 

ТГ "СДО"

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курагинская средняя общеобразовательная школа № 7

 

ПРИКАЗ

                                                                                                   

О создании творческой группы

В соответствии с планом работы образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год, с целью повышения качества образования.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать творческую группу учителей, осваивающих теорию и технологию Способа диалектического обучения и внедряющих его в учебный процесс

2. Назначить руководителем творческой группы Радостеву Наталью Алексеевну, учителя начальных классов.

3. В состав творческой группы включить  учителей согласно списка:

1. Буриличеву Татьяну Леонидовну

2. Болотову Нину Алексеевну

3. Орешникову Марину Александровну

4. Ткачёву Валентину Ивановну

5. Червоненко Тамару Яковлевну

6. Могильникова Евгения Владимировича

7. Ципушникова Александра Васильевича

8. Пугачёву Елену Владимировну

 

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе Пугачёву Елену Владимировну.

Принято                                                                                      Утверждаю:

Педагогическим советом                                                          Директор

Протокол № _____                                                                    МБОУ Курагинская СОШ № 7 

От «___» _______2015                                                              Голубкова О.А.

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о творческой группе учителей, осваивающих теорию и технологию Способа диалектического обучения и внедряющих его в учебный процесс

 

I.                  Общие положения

 

1.1.Творческой группой называется объединение педагогов Курагинской общеобразовательной школы № 7, занимающихся освоением теории и технологии принципиально нового подхода к учебному процессу — Способа диалектического обучения, опытно-экспериментальным путем реализующих его в своей педагогической практике и проводящих исследования в области выявления возможностей СДО в повышении качества образования как по отдельным учебным дисциплинам, так и в школьной практике в целом.

         Способ диалектического обучения (авторы — красноярские ученые А.И. Гончарук, В.Л. Зорина) запатентован в Международном центре педагогического изобретательства, Патент № 126 от 29.03.1996 г.

1.2.Под повышением качества образования понимается рост профессионализма учителей (в области философии, логики, теории и технологии СДО), который обеспечивает положительную динамику качества знаний обучающихся и уровня развития их мышления.

1.1.                    Творческая группа (ТГ) является структурным подразделением методической службы школы, объединяющим директора, его заместителей, учителей начальных классов, учителей-предметников, школьных психологов и дефектологов по их желанию.

1.2.                    Творческая группа отличается от других объединений  (предметные ШМО, РМО, методсоветы) тем, что ее работа строится на научно-исследовательской и опытно-экспериментальной основе в системе Способа диалектического обучения.

1.3.                    Работа творческой группы учителей позволяет привлечь максимальное число педагогов школы к решению проблемы повышения качества образования, проектированию как ключевых направлений развития школы, так и конкретных практических проблем, связанных с содержанием образования, методикой преподавания, введением Госстандартов нового поколения, развитием у обучающихся  логического и образного мышления и т.д.

1.4.                    Творческая группа организуется при наличии не менее 5 учителей по разным предметам, при этом они должны быть представителями не менее 2 школьных предметных объединений.

1.5.                    Руководит творческой группой один из его членов – носитель и транслятор идеи реализации СДО в учебном процессе (член Красноярского регионального общественного движения «За Способом диалектического обучения — будущее!»), имеющий высокий уровень теоретической подготовки и наибольший опыт работы с обучающимися в системе СДО, обладающий умением планировать и анализировать работу ТГ, оказывать методическую помощь коллегам, устанавливать взаимодействие с научным руководителем.

1.6.                    Руководитель ТГ назначается директором Курагинской школы № 7.

1.7.                    Научным руководителем ТГ назначается один из сотрудников центра «Теория и технология Способа диалектического обучения» ККИПКиППРО, имеющих ученую степень кандидата педагогических наук.

1.8.                    Научный руководитель участвует в планировании работы ТГ, проведении некоторых мероприятий. Осуществляет научно-методическое сопровождение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы ТГ:

— проводит обучающие мероприятия (курсы ПК, семинары);

— анализирует материалы, разработанные учителями ТГ;

— оказывает научно-методические консультации по разработке членами ТГ анкет для учащихся, учителей, родителей, проектов уроков; современного дидактического и диагностического инструментария познания; написанию аналитических материалов и статей; проведению мероприятий.

1.9.                    Деятельность ТГ основывается на педагогическом анализе, прогнозировании и  планировании процесса профессионального развития педагогов школы в области освоения СДО и внедрения его в учебный процесс для повышения качества образования.

1.10.               Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы ТГ определяются ее членами в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения.

1.11.               Состав творческой группы формируется после утверждения данного Положения.

 

II.               Цели и задачи творческой группы

 

2.1.                    Целью деятельности творческой группы учителей является создание условий для реального повышения качества учебного процесса в Курагинской общеобразовательной школе № 7 посредством эффективного освоения педагогами теории и технологии Способа диалектического обучения и внедрения его в учебный процесс.

2.2.         Деятельность ТГ направлена на решение задач

А) в области профессионального роста педагогов:

·                  обеспечить повышение квалификации учителей по программе «Теория и технология СДО» (как на базе ККИПКиППРО, так и на базе школы);

·                  повысить методологическую и технологическую компетентности учителей (профессиональный рост) посредством самообразования (изучения литературы по философии, логике, дидактике, СДО);

·                  проводить в образовательном учреждении различные мероприятия, позволяющие осуществлять обмен опытом, поиск решения проблем в области внедрения СДО в учебный процесс (открытые уроки, семинары, мастер-классы, педмастерские, конкурсы разработанного современного дидактического инструментария познания и пр.);

·                  разработать современный дидактический инструментарий познания в системе СДО, представляющий собой учебно-методический комплекс по различным учебным дисциплинам: сборники технологических карт уроков, сборники понятий, логические схемы, сборники словесных образов, комплекты карточек для развития у обучающихся логического мышления и усвоения предметного содержания;

·                  составить учителям ТГ индивидуальные программы профессионального развития (или роста) на основе выбранных методических (научно-исследовательских) тем

В) в области повышения качества знаний обучающихся:

·        обеспечить освоение обучающимися

— знаниями и умениями в области формальной логики, заложенными в Госстандартах нового поколения (определять понятия, делить (классифицировать), обобщать, ограничивать, сравнивать, анализировать, синтезировать и др.);

— общеучебными умениями формулировать проблемные вопросы (вопрос-понятие и вопрос-суждение), умозаключения, противоречия как при изучении нового материала, так и при повторении ранее изученного, как под руководством учителя, так и в процессе самостоятельной работы;

— алгоритма разработки современного дидактического инструментария познания и его применения при изучении любой дисциплины;

— приемами научного исследования, позволяющими проникать в глубинную сущность любой изучаемой дисциплины;

·        создать на уроках благоприятные условия для:

— положительной динамики уровня развития мышления у обучающихся;

— свободного и смелого выдвижения версий, предложения путей решения задач, проблем и противоречий;

— формирования у обучающихся объективной самооценки;

 

III.           Содержание деятельности Творческой группы

 

Содержание деятельности ТГ осуществляется на основе решения поставленной цели и задач, направленных на ее достижение, посредством составления программы (плана) работы.

Анализ деятельности ТГ представляется для обсуждения педагогической общественности на районной августовской конференции 2016 года.

 

IV.           Структура и организация деятельности Творческой группы

 

4.1.         Творческая группа состоит из групп учителей разных методических объединений школы.

4.2.                    В творческую группу школы может входить любое количество педагогов, включая руководителя ОУ, его заместителей, учителей начальных классов, учителей-предметников, психологов.

4.3.                    Программа (план работы) ТГ района составляется на 1 год с указанием сроков, места проведения, ответственных (руководителей). Он может корректироваться в процессе научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

4.4.                    В течение одного учебного года проводится не менее 2 мероприятий (разных по содержанию и форме), в которых участвует вся ТГ школы.

4.5.                    Содержание и форма проводимых мероприятий могут быть различными:

·        курсы повышения квалификации,

·        обучающие, разработческие и рефлексивно-аналитические семинары,

·        анкетирование (стартовое, промежуточное, итоговое) обучающихся, учителей, родителей;

·        дни открытых дверей,

·        методические недели (недели передового педагогического опыта),

·        открытые уроки,

·        мастер-классы,

·        педмастерские,

·        научно-практические конференции обучающихся, учителей – членов ТГ,

·        научно-педагогические фестивали, выставки,

·        конкурсы разработанного современного дидактического инструментария познания и пр.

V.               Документы и отчетность

5.1.               Положение о творческой группе.

5.2.                    Анализ состояния практики образовательного процесса на начальном этапе создания школьной ТГ с подробным описанием качества знаний обучающихся в школе, уровня профессионализма учителей, выявленных противоречий, проблем (актуальность создания ТГ) и пр.

5.3.                    Приказ директора Курагинской общеобразовательной школы № 7 о создании ТГ учителей, осваивающих теорию и технологию СДО и внедряющих его в учебный процесс.

5.4.                    Список членов ТГ района: ФИО, должность, преподаваемая дисциплина, информация о прохождении курсов, семинаров по СДО с указанием года, образование, квалификационная категория.

5.5.                    Сведения об опыте реализации СДО в своей педагогической практике: ФИО, открытые уроки (дата, предмет, тема, класс, уровень (школа, район, край), категория присутствующих), публикации (тема, где, когда), участие в других мероприятиях ТГ и пр.

5.6.                    Анализ полученных результатов (аналитические справки) на разных этапах работы ТГ.

5.7.               Материалы, обобщающие опыт работы членов ТГ школы.

5.8.               Аттестационные материалы членов ТГ.

5.9.                    Материалы, разработанные членами ТГ (современный дидактический (сборники технологических карт урока, сборники понятий, логические схемы, сборники образов, карточки) и диагностический (тесты) инструментарий, методические рекомендации, конкурсные работы, конспекты уроков и т.п.).

5.10.               Изданные статьи, методические пособия и брошюры.

5.11.          Анкеты, опросники для учителей, обучающихся, родителей.

5.12.               Таблицы результатов тестирования обучающихся экспериментальных и контрольных классов школы в системе СДО.

5.13.               Аналитические материалы, отражающие результаты анкетирования или опроса, диагностики качества знаний и уровня развития мышления обучающихся в экспериментальных и контрольных классах школ.

 

VI.           Критерии оценки работы Творческой группы

 

6.1.                    Программа (план) работы реализуется в соответствии с запланированными или откорректированными сроками.

6.2.                    Проводится научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа. Ее результаты отражены в аналитических материалах.

6.3.               Разработан УМК (банк) в системе СДО.

6.4.                    Результаты работы и исследований обсуждаются на педагогических советах школы, методических объединениях и др.

6.5.                    Наличие положительной динамики качества знаний и уровня развития мышления обучающихся в экспериментальных классах.

VII.        Контроль за деятельностью Творческой группы

 

7.1            Контроль за деятельностью школьной  ТГ осуществляется администрацией Курагинской средней общеобразовательной школы № 7.

 

VIII.    Научно-методическое обеспечение работы Творческой группы

 

1.                 Гегель, Г.В.Ф. Наука логики [Текст] / Г.В.Ф.Гегель. – М: Наука, 2007. – 802 с.

2.    Гетманова А.Д. Логика [Текст]: Учебник для студентов пед.вузов / А.Д. Гетманова. — М: Высшая школа,1986. — 288с.

3.    Глинкина, Г.В. Диалектика учебного процесса. Модуль «Единство понятия и образа в учебном процессе» [Текст]: учебное пособие к профессиональной образовательной программе «Преподаватель высшей школы» по курсу «Диалектика учебного процесса» для слушателей системы дополнительного и профессионального образования, аспирантов / Г. В. Глинкина, В. Л. Зорина, В. С. Нургалеев. — Красноярск: СибГТУ, 2007. — 168 с.

4.    Глинкина, Г.В. Способ диалектического обучения: Сборник лингвистических понятий: Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное [Текст] /Г.В. Глинкина, В.Л Зорина. — Красноярск: ККИПКРО, 2000. — 27 с.

5.    Глинкина, Г.В. Способ диалектического обучения. Подготовка учителя к формированию у учащихся системных знаний [Текст]: монография / Г.В. Глинкина, В.Л. Зорина. — Красноярск: ККИПКиППРО, 2010. — 232 с.

6.    Гончарук, А.И. Концепция школы XXI века [Текст] / А.И. Гончарук, В.Л. Зорина. – Красноярск: ККИПКРО, 1997. – 36 с.

7.    Диагностика уровня развития мышления учащихся в системе Способа диалектического обучения [Текст]. Тесты по русскому языку – 7; математике – 7,8; физике – 7; химии – 8-11; биологии – 6,7. — Красноярск: ККИПКРО, 2002. – 52 с.

8.    Диалектика учебного процесса. Диагностика уровня развития мышления учащихся начальных классов в системе Способа диалектического обучения [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов базовых школ лаборатории дидактики СибГТУ и центра «Теория и технология Способа диалектического обучения» ККИПКРО в 3 ч. Ч. 1. Тесты по русскому языку / В.Л.Зорина, Г.В.Глинкина, И.Д.Еремеевская, М.И.Ковель, М.А.Митрухина. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 148 с.

9.           Диалектика учебного процесса. Диагностика уровня развития мышления учащихся начальных классов в системе Способа диалектического обучения [Текст]: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов базовых школ лаборатории дидактики СибГТУ и центра «Теория и технология Способа диалектического обучения» ККИПКРО в 3 ч. Ч. 2. Тесты по математике / В.Л.Зорина, Г.В.Глинкина, И.Д.Еремеевская, Т.Н.Ищенко, М.И.Ковель, М.А. Митрухина. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 112 с.

10.                       Диалектика учебного процесса. Диагностика уровня развития мышления учащихся начальных классов в системе Способа диалектического обучения [Текст]: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов базовых школ лаборатории дидактики СибГТУ и центра «Теория и технология Способа диалектического обучения» ККИПКРО в 3 ч. Ч.3. Тесты по природоведению / В.Л.Зорина, Г.В.Глинкина, И.Д.Еремеевская, Р.Л.Нургалеева, М.И.Ковель, М.А.Митрухина. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 132 с.

11.      Еремеевская И.Д. Способ диалектического обучения: Сборник химических понятий (методические рекомендации учителей химии и студентов соответствующих специальностей) [Текст] / И.Д. Еремеевская, В.Л. Зорина, А.В. Дударева, М.А. Халяпина. — Красноярск: ККИПКРО, 1999. — 33 с.

12.                       Еремеевская, И.Д. Диалектика учебного процесса. Модуль «Философские основы межпредметных связей» [Текст]: Учебное пособие к профессиональной образовательной программе «Педагогика высшей школы» по курсу «Диалектика учебного процесса» / И.Д. Еремеевская, В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев. — Красноярск: СибГТУ, 2004. – 48 с.

13.                       Еремеевская, И.Д. Способ диалектического обучения: Комплект учебно-методических материалов по теме «Кислородсодержащие производные углеводородов» (подтема «Оксисоединения») [Текст]: Учебно-методическое пособие для учителей химии и студентов химических специальностей вузов/ И.Д. Еремеевская, В.Л. Зорина. — Красноярск ККИПКРО, 2002 — 26с.

14.                       Зорина, В.Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством Способа диалектического обучения [Текст]: Монография/ В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев. — 3-е изд., испр. и доп. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 168 с.

15.                       Зорина, В.Л. Сборник лингвистических понятий: Морфемы [Текст]. ВюЛ  Зорина, Л.И. Громова. — Красноярск: ККИПКРО, 2000. — 26 с.

16.                       Иванцова, В.И. К вопросу формирования понятийного аппарата в процессе преподавания химии [Текст] : Методические рекомендации / В.И. Иванцова, В.Л. Зорина, А.И. Гончарук.— Красноярск: КИУУ, 1997. — 26 с.

17.      Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить [Текст] : Книга для учащихся / А.А. Ивин. — М: Просвещение, 1986. — 224 с.

18.                       Кедров, Б.М. Беседы о диалектике [Текст] / Б.М. Кедров. – М: Политиздат, 1983.

19.                       Ковель, М.И. Диалектика учебного процесса. Модуль «Оценка и самооценка в учебном процекссе» [Текст]: уч. пособие к проф. обр. программе «Диалектика учебного процесса» для слушателей системы основного и дополнительного профессионального педагогического образования / М.И. Ковель, В.Л. Зорина, Г.В. Глинкина. — Красноярск, 2009. — 180 с.

20.                       Кондаков, Н.И. Логический словарь [Текст] /Н.И. Кондаков. — М: Наука, 1971 — 657с.

21.      Кумпф, Ф. Диалектическая логика [Текст]: Основные принципы и проблемы / Ф. Кумпф, Оруджев З. — М: Политиздат, 1979 — 286с.

22.                       Мартынец, М.С. Диалектика учебного процесса. Модуль «Единство языков в их многообразии» [Текст]: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования по программам переподготовки и повышения квалификации специалистов, аспирантов и студентов специальностей 020400 (030301) Психология и 030500 (050501) Педагог профессионального обучения / М. С. Мартынец, В. Л. Зорина. — Красноярск: СибГТУ, 2007. — 84 с.

23.                       Новиков Л.А. Искусство слова [Текст]. – 2-е изд., доп./ Л.А. Новиков — М.: Педагогика, 1991. — 144 с.

24.                       Поляруш, А.А. Единство в многообразии: Диалектический подход к учебному процессу [Текст]: учебное пособие – 2-е изд. испр. и доп. / А.А. Поляруш. — Красноярск: СибГТУ, 2006. — 116 с.

25.                       Удивительный мир диалектики. Способ диалектического обучения: проблемы, поиски, находки: материалы Межрегионального фестиваля [Текст] / под научной редакцией В.Л. Зориной. — Красноярск: ККИПКиППРО, 2006. — 188 с.

26.                       Ушинский К.Д. Первые уроки логики [Текст]. Собр. соч. Т.1./ К.Д. Ушинский — М, 1948.

 

 

 

План работы

творческой группы по внедрению в школьную практику

Способа диалектического обучения

МБОУ Курагинская СОШ №7, 2015-2016 учебный год

 

Целью деятельности творческой группы учителей является создание условий для реального повышения качества учебного процесса в Курагинской СОШ № 7 посредством эффективного освоения педагогами теории и технологии Способа диалектического обучения и внедрения его в учебный процесс.

 

Деятельность творческой группы направлена на решение задач

- обеспечить повышение квалификации учителей по программе «Теория и технология СДО»

- повысить методологическую и технологическую компетентности учителей (профессиональный рост) посредством самообразования (изучения литературы по философии, логике, дидактике, СДО);

- проводить в Курагинской СОШ № 7 мероприятия, позволяющие осуществлять обмен опытом, поиск решения проблем в области внедрения СДО в учебный процесс (открытые уроки, семинары, мастер-классы, педмастерские, конференции, конкурсы разработанного современного дидактического инструментария познания и пр.);

- разработать современный дидактический инструментарий познания в системе СДО, представляющий собой учебно-методический комплекс по различным учебным дисциплинам: сборники понятий, логические схемы, сборники словесных образов, комплекты карточек для развития у обучающихся логического мышления и усвоения предметного содержания.

 

Рассматриваемые вопросы

Ответственные

Формы проведения

Заседание №1

(октябрь)

Тема Теоретическое обоснование подготовки учителя к формированию у обучающихся системных знаний на основе Способа диалектического обучения

1.Формирование системных знаний как психолого-педагогическая проблема

Руководитель творческой группы

Обсуждение

2. Структура вопросов-понятий и вопросов-суждений.

 

Все участники группы

Педагогический практикум

Заседание №2

(декабрь)

Педагогическое обеспечение подготовки учителя к формированию у обучающихся системных знаний на основе Способа диалектического обучения

1. Взаимосвязь понятия и словесного образа на примерах предметов общеобразовательных предметов

Все участники группы

Круглый стол

2. Алгоритм разработки современного дидактического инструментария познания (сборники понятий)

Руководитель творческой группы

Выступление

Заседание №3

(февраль)

Педагогические условия подготовки учителя к формированию у обучающихся системных знаний на основе Способа диалектического обучения

1.Организация работы с карточками 1 - 6

Все участники группы

Педагогический практикум

2. Составление заданий в карточкам 1 - 6

Заседание №4

(апрель)

Способ диалектического обучения в действии

1. Посещение открытых уроков в начальной школе с целью анализа приемов Способа диалектического обучения

Все участники группы

Открытые уроки и их анализ

2. Планирование работы в системе Способа диалектического обучения в 5 – 6 классах средней школы

Все участники группы

обсуждение

 

 

 

 

Вернуться