МО ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Анализ работы МО гуманитарного цикла МБОУ КСОШ №7 за 2015 – 2016 учебный год.
Цели анализа:
*выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач; наметить план работы
МО на новый учебный год.
Предмет анализа: результат учебной и методической работы членов МО.
МО гуманитарного цикла в этом учебном году работало над методической темой «Использование технологии СДО в рамках внедрения ФГОС ООО на уроках гуманитарного цикла» . Данная тема не противоречит теме работы образовательного учреждения и способствует созданию условий для повышения качества обучения по предметам : русский язык, литература, иностранный язык, история , обществознание, мировая художественная культура.
Цель: Создание условий для эффективной методической работы членов МО по внедрению Федерального государственного Стандарта второго поколения в основной школе.
Направления работы МО:
· программно – методическое обеспечение преподавания учебных предметов;
· работа над формированием у учащихся ключевых компетенций через предметное содержание;
· индивидуальная работа с одарёнными детьми;
· педагогическое сопровождение слабоуспевающих обучающихся;
· распространение личного педагогического опыта;
· внеклассная работа по предмету;
· мониторинг качества знаний обучающихся.
Задачи работы МО:
· повышение творческого потенциала членов МО;
· улучшение психологической, технической, методической подготовки обучающихся 11 класса по гуманитарным предметам;
· отработка технологий подготовки 9 класса к ОГЭ по гуманитарным предметам;
· повышение интереса обучающихся к изучению учебных предметов и их мотивации к учебному труду;
· разработка и внедрение программ элективных курсов для обучающихся 9 и 11 классов;
· развитие интеллектуально – эвристических способностей обучающихся.
Условия для решения поставленных задач :
· рабочие программы по предметам;
· план работы МО и ШНОУ «Эрудит»;
· деятельность работы МО строится на диагностической основе.
Выполнению поставленных задач способствовала работа всех членов МО. Намеченные мероприятия были выполнены. Программы учебных курсов по предметам:
· русский язык * основы регионального развития
· литература * мировая художественная
· художественная культура Красноярского края культура
· история * иностранные языки
· история Красноярского края * основы мировых религиозных
· обществознание культур
выполнены полностью, о чём свидетельствуют записи в классных журналах и мониторинг выполнения учебных программ по предметам, заполняемый каждым учителем на отчётный период. Все факультативные занятия проводились в соответствии с программами курсов.
В 2015 – 2016 учебном году в состав МО гуманитарного цикла входили учителя русского языка, литературы, истории, обществознания, мировой художественной культуры, английского языка.
Банк данных членов МО.
ФИО | Должность | Квалификационная категория | Образование | Год повышения квалификации |
Ципушников Александр Васильевич | учитель: русский язык, литература | высшая | высшее | 2015 год |
Ткачёва Валентина Ивановна | учитель: история, обществознание | высшая | высшее | 2015год 2016 год |
Донина Римма Михайловна | учитель: русский язык, литература | без категории | высшее | 2015год 2016 год |
Ревенко Надежда Владимировна | учитель: английский язык | без категории | среднее |
|
Герасимова Алёна Васильевна | учитель: история, обществознание | первая | высшее |
|
Радостева Наталья Алексеевна | учитель: основы мировых религиозных культур | высшая | высшее | 2015год 2016 год |
В соответствии с поставленной целью и задачами деятельность МО осуществлялась по следующим направлениям :
* заседания МО как метод коллективной методической деятельности;
* повышение квалификации, педагогического мастерства;
* взаимодействия с другими МО как способ групповой деятельности;
*диагностико – аналитическая деятельность.
В 2015 – 2016 учебном году было проведено 5 плановых заседаний , направленных на расширение профессиональных знаний и совершенствование практических умений учителей в области внедрения инновационных педагогических технологий в условиях ФГОС ООО.
Заседание 1. Август
1. Анализ работы МО за 2014 – 2015 учебный год.
2. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2015 – 2016 учебный год.
3. Обсуждение и утверждение рабочих программ.
Межсекционная работа.
1. Составление и проведение входных контрольных работ по русскому языку, иностранному языку, истории, обществознанию.
2. Подготовка к проведению конкурса «Русский медвежонок».
3. Подготовка к проведению и проведение внутри школьных олимпиад по предметам гуманитарного цикла.
Заседание 2. Ноябрь – декабрь
1.Итоги входных контрольных работ.
2. Итоги проведения школьных олимпиад.
3. Выступление. Улучшение работы с одарёнными детьми – одно из основных требований ФГОС.
Межсекционная работа.
1. Проведение конкурса « Русский медвежонок».
2. Проведение предметной недели музыки, МХК и ИЗО.
3. Участие в районных предметных олимпиадах.
4. Проведение тренировочной экзаменационной работы в 9 классе ОГЭ.
5. Взаимопосещение уроков.
Заседание 3. Январь – февраль
1. Анализ успеваемости обучающихся за первое полугодие.
2. Результаты районных олимпиад.
3. Выступление. Отличие учебно – исследовательской от проектной деятельности как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективной учебной деятельности.
Межсекционная работа.
1. Проведение предметной недели русского языка и литературы.
2. Проведение предметной недели иностранного языка.
3. Проведение мероприятий в рамках месячника патриотического воспитания.
4. Взаимопосещение уроков.
5. Проверка соблюдения орфографического режима.
Заседание 4. Март – апрель
1. Выступление. Методика обучения написания сочинениям.
2. Результаты проверки техники чтения.
3. Результаты проверки орфографического режима.
4. Обсуждение проведения предметной недели.
Межсекционная работа.
1.Подготовка учащихся к промежуточной и итоговой аттестации.
2. Проведение мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне.
3. Подготовка материала к промежуточной аттестации в 5 – 8 классах.
Заседание 5. Май
1.Отчёты членов МО о проделанной работе.
2. Планирование работы на 2016 – 2017 учебный год.
3. Результаты внеурочной деятельности по предметам.
Заседания МО были продуктивны, имели теоретическую и практическую направленность. Особое место в деятельности МО было уделено применению новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми, целью которой является повышение интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.
Обучающиеся участвовали в федеральных, краевых, районных конкурсах:
* Тишина Екатерина 7 класс – диплом за участие в Российском конкурсе – игре « Зимние
интеллектуальные игры» ( учитель : Ткачёва В. И.)
* Тишина Екатерина 7 класс - 1 место в Международном игровом конкурсе « Пегас»
(учитель: Ткачёва В. И. )
* Тишина Екатерина 7 класс – грамота за участие в муниципальном этапе Всероссийской
Олимпиады школьников по технологии ( учитель : Эрбис С. В. )
* Ткачёва Елизавета 7 класс – диплом за 7 место в Общероссийском конкурсе Мультитест
по истории ( институт развития школьного образования) ( учитель: Ткачёва В. )
* Ткачёва Елизавета 7 класс - грамота за участие во Всероссийском конкурсе « Живая
классика»
* Ковалёва Яна 6 класс - участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса
« Живая классика» (учитель: Донина Р. М.)
* Вяткин Олег 6 класс - участие в Международном игровом конкурсе « Пегас»
(учитель: Донина Р. М.)
* Какошкин Вадим 11 класс - 2 место в муниципальном конкурсе « Шоу талантов»
(учитель: Ревенко Н. В.)
* Какошкин Вадим 11 класс - 1 место в районной научно – практической конференции
по информатике ( учитель: Ципушников А. В.)
* Бусуркина Ирина 9 класс – участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса
« Живая классика» ( учитель: Герасимова А. В. )
· Мухамадиева Мария 6 класс - номинация в районной научно – практической
конференции за работу « Берегиня – кто она?» (учитель: Герасимова А. В.)
* Нагаева Анастасия, Каминская Софья, Девятиярова Мария 7 класс - благодарность за
участие в районном конкурсе « Живое слово» ( учитель: Герасимова А. В.)
Одним из направлений деятельности МО является организация исследовательской деятельности учащихся при подготовке к школьному , муниципальному и краевому туру НПК. К сожалению, в этом учебном году
только двое учителей подготовили учащихся к НПК: Ципушников А. В. , Герасимова А. В. В следующем учебном году необходимо всем учителям, входящим в МО гуманитарного цикла, подготовить учащихся к НПК.
Вывод: работа с одарёнными детьми ведётся недостаточно продуктивно.
По результатам ОГЭ по русскому языку из 15 обучающихся освоили программу 14 обучающихся , не справился 1( Оськин Е.) . 9 обучающихся справились на 4 (хорошо), 5 обучающихся справились на 3 (удовлетворительно) ( учитель: Донина Р. М.) Обучающиеся 11 класса по русскому языку набрали баллов от 41 до 70 .( учитель : Ципушников А. В.)
Обществознание (экзамен по выбору ) выбрали 8 обучающихся . 5 обучающихся освоили программу на 3(удовлетворительно), 3 обучающихся программу не освоили , получили 2 (неудовлетворительно).
Вывод: необходимо обратить внимание не только на успеваемость обучающихся , но и на качество выполненных работ. Поэтому подготовку к ОГЭ и ЕГЭ нужно начинать с начальных классов. Более качественно готовить обучающихся к промежуточной и итоговой аттестациям, что скажется на результатах ОГЭ и ЕГЭ.
Одним из направлений работы МО является мониторинг профессиональной деятельности педагога.. Процедура мониторинга включает курсовую подготовку членов МО. В этом учебном году курсовую подготовку прошли:
1. Ципушников А. В. по теме: « Теория и технология Способа диалектического обучения» (144 часа)
2. Ткачёва В. И. по теме: « Теория и технология Способа диалектического обучения» (144 часа)
по теме: « ФГОС: содержание и деятельностные технологии обучения
обществознанию» (108 часов)
по теме : « Организация обучения в условиях ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) и
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (72 часа)
3. Донина Р. М. по теме: « Формирование УУД на уроках русского языка в рамках коммуникативно –
дятельностного подхода» (108 часов)
по теме: « Организация обучения в условиях ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) и ФГОС
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (72 часа).
4. Радостева Н. А. по теме: « Теория и технология Способа диалектического обучения» (144 часа)
по теме: « Организация обучения в условиях ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) и ФГОС
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (72 часа).
Все члены МО :
· владеют организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;
· создают на уроках атмосферу творчества;
· владеют программным материалом;
· умеют создавать комфортный климат на уроке.
Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной. Это элективные курсы по обществознанию, русскому языку, работа по подготовке к конкурсам и олимпиадам. Для развития способностей обучающихся широко использовались в работе внеклассные мероприятия:
· встреча с ветеранами локальных войн;
· участие во Всероссийском конкурсе « Живая классика»;
· участие в митинге, посвящённом 9 Мая ;
· участие обучающихся в « Бессмертном полку»;
· проведение предметных недель.
Эти мероприятия были направлены на повышение культуры общения обучающихся , культуры речи, быть активными.
Ткачёва В. И. и Герасимова А. В. обучались на вебинаре по теме: « От трудных вопросов к диалогу в истории» и получили сертификат .
Выводы:
1. Благодаря сотрудничеству учителей, задачи, поставленные в начале учебного года, решались успешно.
* К проблемам МО можно отнести взаимопосещаемость учителями уроков с целью обмена опытом.
Одна из причин , не позволяющая привести процесс взаимопосещения уроков в систему, -
большая нагрузка учителей и плотное расписание уроков. Также недостаточно ведётся работа по
подготовке одарённых обучающихся к предметным олимпиадам.
В начале следующего учебного года на заседании МО необходимо обсудить вопрос организации
дополнительных занятий с одарёнными детьми с целью их подготовки к предметным
олимпиадам и конкурсам.
Руководитель МО: Ткачёва В. И.
План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла
на 2016 – 2017 учебный год.
Тема: использование технологии СДО в рамках внедрения ФГОС ООО на уроках
гуманитарного цикла.
Задачи:
1. Повышение квалификации педагогов по проблемам:
- через курсовую подготовку;
- проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у обучающихся системы ключевых компетенций;
- внедрить в практику работы учителей МО технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: СДО, технологию проблемного обучения, игровые технологии;
- накапливать дидактический материал, соответствующий новым ФГОС;
- совершенствовать формы работы с одарёнными обучающимися;
- осуществлять психолого - педагогическую поддержку слабоуспевающих обучающихся.
2. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, их профессионального уровня посредством:
- выступления на методических советах;
- выступления на педагогических советах;
- работы по теме самообразования;
- творческих отчётов;
- открытых уроков для учителей предметников;
- проведения недели гуманитарного цикла;
- участия в конкурсах педагогического мастерства;
- участия в вебинарах.
3. Вести целенаправленную работу среди обучающихся по подготовке и успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Цель: реализация современных технологий обучения на уроке в условиях перехода на новые ФГОС ООО.
Основные направления деятельности:
- работа с нормативными документами;
- работа над методической темой « Использование технологии СДО в рамках внедрения ФГОС ООО на уроках гуманитарного цикла»
- повышение квалификации педагогов;
- выявление , изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- работа с одарёнными обучающимися ( олимпиады, конкурсы);
- информационная деятельность;
- аналитическая деятельность
Заседание1 Август.
Организационные вопросы работы МО на 2016 – 2017 учебный год. Предметы гуманитарного цикла в структуре общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
1. Анализ деятельности МО за 2015 – 2016 учебный год и утверждение плана работы МО на 2016 – 2017 учебный год.
2. Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ за 2015 – 2016 учебный год.
3. Информирование учителей об основных требованиях к новой аттестации учителей и обучающихся:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 07 апреля 2014 года « Об утверждении порядка проведения аттестации» ( изменения)
- Письмо министерства образования и науки РФ « Об итоговом сочинении»
4. Обсуждение и утверждение рабочих программ.
5. Утверждение заданий для входных контрольных работ по русскому языку, истории, иностранному языку, обществознанию.
6. Подготовка к проведению и проведение внутри школьных олимпиад по предметам гуманитарного цикла.
7. Стандарт учителя в условиях перехода к новым образовательным стандартам. Знакомство с методическими письмами по предметам. Корректировка планов.
Работа между заседаниями МО.
1. Анализ проведённой входной диагностики по предметам гуманитарного цикла.
2. Организация подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
3. Подготовка к школьной и районной олимпиадам по предметам гуманитарного цикла.
4. Планирование работы по проектно – исследовательской деятельности.
Заседание 2 Ноябрь.
Новые образовательные стандарты в преподавании предметов гуманитарного цикла. Организация сетевого взаимодействия со школами района.
1. Сообщение с презентацией по теме: « Создание оптимальных условий для реализации системно – деятельностного подхода в обучении предметам гуманитарного цикла в реализации основных направлений ФГОС»
2. Информирование членов МО о новинках методической литературы.
3. Изучение методических рекомендаций и критериев оценивания сочинения, являющегося для обучающихся 11 класса допуском к государственной итоговой аттестации.
4. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы.
5. Виды языкового анализа на функционально – семантической основе ( т.е. с учётом семантической характеристики языкового явления и его функциональных особенностей)
6. Систематизация работы и историческими источниками и документами.
Работа между заседаниями МО
1. Обсуждение проведённого экзамена по литературе – итогового сочинения в рамках промежуточной аттестации.
2. Анализ контрольных работ за первое полугодие.
3. Отчёт о работе со слабоуспевающими обучающимися
4. Об итогах репетиционных ОГЭ и ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла.
5. Об итогах школьной и районной олимпиад
Заседание 3 Март.
Современный урок на основе СДО ( в условиях внедрения ФГОС ООО)
1. Урок как форма организации учебно – воспитательного процесса в школе: ключевые позиции современного урока:
- отличие современного урока от традиционного;
- структура педагогического процесса на уроке;
- деятельность учителя при разработке и проведении урока;
- деятельность обучающихся на уроке;
- учебные задачи и условия , позволяющие создать для обучающегося проблемную ситуацию;
- основные подходы к анализу урока.
2. Открытые уроки
3. Анализ успеваемости за третью четверть:
- анализ взаимо посещённых уроков;
- планирование недели гуманитарного цикла.
4. Обмен опытом участия в Интернет – ресурсах
5. О ходе подготовки обучающихся 9 и 11 классов к экзаменам.
Заседание 4 Май.
1.Анализ деятельности МО по реализации намеченных планов 2016 – 2017 учебном году.
2. Отчёт учителей о работе в рамках МО:
- участие в конкурсах;
- в проведении открытых уроков;
- внеклассная работа по предмету;
- итоги пополнения протфолио;
- итоги промежуточной аттестации;
- отчёт по самообразованию;
- поощрение творческих учителей – предметников.
Руководитель: Ткачёва В. И.