Школьный ПМПк
Анализ работы школьного ПМПк
МБОУ Курагинской СОШ № 7 за 2014-2015 учебный год
ПМПк действует на основании приказа №
Цель ПМПк: обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Задачи:
· выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;
· профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
· создание условий для успешного прохождения программы детей, стоящих на сопровождении ПМПк;
· выявление резервных возможностей развития;
· определение характера, продолжительности и эффективности коррекционной помощи;
· подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитее ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
В его состав входят: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, учителя-предметники (по запросу)
Специалисты | ФИО
| Цель работы |
Педагог-психолог | Кыштымова Оксана Юрьевна
| осуществляет психологическое диагностико-коррекционное сопровождение детей с отклонениями в развитии
|
Педагог-психолог
| Подосельникова Наталья Сергеевна | осуществляет психологическое диагностико-коррекционное сопровождение детей с отклонениями в развитии
|
Учитель-логопед | Кыштымова Оксана Юрьевна | занимается предупреждением, выявлением и устранением речевых нарушений |
Учитель-дефектолог | Ястреб Наталья Александровна
| занимается формированием общеучебных навыков, ликвидацией пробелов в знаниях учащихся; подбирает оптимальную учебную программу; развивает сенсорно-перцептивные сферы
|
Социальный педагог | Дашинимаева Цибегмит Мункуевна | социальная адаптация обучающегося в обществе |
Медицинский работник | Ануприенко Вера Юрьевна
| Диагностика, коррекция и профилактика различных нарушений психофизического развития школьников |
Согласно плану работы школьного ПМПк на 2014-2015 учебный год были проведены следующие мероприятия:
Направление | Цели и задачи | Класс | Сроки | Ответственный |
Сентябрь |
| |||
Выявление детей с проблемами в развитии, обучающихся в 1-м классе. Определение путей психолого – медико - педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии. Составление индивидуальной комплексной коррекционно-развивающей программы развития учащихся 1-го класса | · Изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи; разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания. · Выработка решения по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями каждого ребёнка | 1 А 1 Б
| сентябрь | Члены ПМПк, учителя 1-х классов |
Организация обучения учащихся по адаптированным образовательным программам (УО, ЗПР, УУО) | Организация обучения учащихся по адаптированным образовательным программам, решение проблем, связанных с обучением учащихся. Разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания. | 2кл 3А 4кл 5-7 кл | сентябрь | Председатель ПМПк, учителя |
Октябрь |
| |||
Реализация программы и её периодическая корректировка | Анализ первичных результатов в процессе коррекционно-развивающей работы за сентябрь-октябрь (индивидуально с каждым специалистом) | 1-7 классы | В течение месяца | Члены ПМПк, учителя |
Декабрь |
| |||
Промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы с учащимися: · учащиеся «группы риска»; · учащиеся, обучающиеся по адаптированным образовательным программам | Мониторинг психического развития (функциональный, личностный, речевой).
Анализ промежуточных результатов в процессе коррекционно-развивающей работы.
Динамическая оценка состояния детей и коррекция ранее намеченной программы. | 1-9 классы | В течение месяца | Члены ПМПк, учителя |
Май |
| |||
Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися
| Анализ результатов психолого - медико - педагогического сопровождения учащихся | 1-9 классы | В течение месяца | Члены ПМПк, учителя |
Решение вопроса об изменении образовательных маршрутов. | Подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления на психолого - медико-педагогическую комиссию. | 1-4 классы | В течение месяца | Члены ПМПк, учителя |
Внеплановые консилиумы
Итого за год проведено 19 заседаний ПМПк.
Плановых – 8
Внеплановых -11
Выявлены основные проблемы у детей: низкий уровень звукопроизношения, сформированности лексико-грамматического строя речи, низкий уровень развития мелкой моторики; трудности в усвоении программного материала, обусловленные недоразвитием психических процессов, низким уровнем осведомленности об окружающей действительности.
Специалистами ПМПк были даны рекомендации педагогам: постоянный индивидуализированный контроль, оречевление производимых действий, учет индивидуально-типологических особенностей ребенка при организации учебно-воспитательного процесса, использование различных форм взаимопомощи, индивидуальных пакетов учебно-методического оснащения, поддерживающего мотивацию достижения успеха обучающегося.
Члены консилиума вели контроль над реализацией коррекционных программ, проводили консультации с педагогами и родителями.
Анализ проведенной работы позволяет говорить о том, что специалистами осознается важность своевременной помощи детям, имеющим различного вида нарушения в развитии. Важно отметить своевременную и качественную подготовку документов специалистами школьного ПМПк.
№ п/п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
Диагностическое направление | |||
1 | Наблюдение и обследование вновь поступивших учащихся с целью определения дальнейшей помощи. | В течение года | Члены ПМПк |
| |||
4 | Обследование первоклассников, с целью определения коррекционно-развивающей помощи. | до 15 сентября
| Члены ПМПк |
5 | Диагностика и тестирования по вопросам школьной зрелости первоклассников. | до 15 сентября
| Члены ПМПк |
6 | Обследование эмоционально – волевой сферы обучающихся 5 классов. | до 15 сентября
| Члены ПМПк |
7 | Адаптация пятиклассников к школьному обучению. Выявление проблем адаптационного периода. | Октябрь | Члены ПМПк |
8 | Обследование учащихся 4 классов с целью подготовки к переходу в 5 класс. Готовность учащихся начальной школы к переходу на вторую ступень обучения. | Апрель - май | Члены ПМПк Педагог-психолог |
9 | Выявление проблем самоопределения и профессиональной направленности выпускников 9 классов | Февраль-март | Члены ПМПк |
10 | Наблюдение и обследование обучающихся, воспитанников с целью выявления проблем в развитии и поведении. | По необходимости, по требованию | Члены ПМПк |
11 | Осуществление психолого-педагогической диагностики учащихся, выявление резервных возможностей развития.
| По необходимости, по требованию | Члены ПМПк |
Консультативное направление | |||
РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) | |||
1 | Индивидуальное консультирование родителей, по данным диагностического обследования. | По итогам диагностики | Члены ПМПк |
2 | Консультирование родителей по вопросам сопровождения дошкольников.(консультационный пункт) |
|
|
3 | Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения обучающихся, воспитанников с нарушениями развития. | В течение года | Члены ПМПк |
4 | Консультирование по вопросам подготовки дошкольников с нарушением развития к школьному обучению (консультационный пункт) | В течение года | Члены ПМПк |
5 | Индивидуальные консультации для родителей на тему: «Трудности первоклассников, которые не посещали детский сад» | В течение года | Члены ПМПк |
6 | Индивидуальные консультации с родителями по организации обучения с использованием дистанционных технологий | В течение года | Члены ПМПк |
7 | Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций. | В течение года | Члены ПМПк |
ПЕДАГОГИ | |||
1 | Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования. | В течение года | Члены ПМПк |
2 | Индивидуальное консультирование педагогов по организации и планированию работы с обучающимися, имеющими нарушения в развитии. | В течение года | Члены ПМПк |
3 | Индивидуальное консультирование родителей по организации занятий с детьми, имеющих нарушения в развитии. | В течение года | Члены ПМПк |
4 | Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций. | В течение года | Члены ПМПк |
ОБУЧАЮЩИЕСЯ, ВОСПИТАННИКИ | |||
1 | Индивидуальное консультирование по адекватному взаимодействию с взрослыми и сверстниками. | В течение года | Члены ПМПк |
2 | Индивидуальное консультирование по профессиональному выбору. | В течение года | Члены ПМПк |
3 | Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций. |
|
|
Психолого-медико-педагогическое сопровождение | |||
1 | Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решения консилиума. | В течение года | Кл. руководители |
2 | Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми школьного возраста | В течение года | Учитель-логопед, учитель-дефектолог педагоги-психологи |
3 | Проведение занятий по адаптации с учениками 1 класса | I полугодие | Педагог-психолог |
4 | Проведение занятий по адаптации с учениками 5 класса | I полугодие | Педагог-психолог |
5 | Проведение занятий с обучающимися 4–го класса по предупреждению проблем школьной дезадаптации. | II полугодие | Педагог-психолог |
6 | Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми «группы риска» | В течение года | Педагог-психолог |
7 | Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с нарушением речи. | В течение года | Учитель-логопед |
8 | Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с интеллектуальными нарушениями | В течение года | Учителя-дефектологи |
Просветительское направление | |||
РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) | |||
1 | Цикл лекций для родителей будущих первоклассников: - организация обучения с использованием дистанционных технологий; - особенности обучения учащихся, имеющие различные нарушения; - особенности обучения учащихся, имеющие нарушения зрения; - причины и последствия детской агрессии; - влияние родительского стиля воспитания детей на формирование личности; - наказание и поощрение в семье; - трудности будущих первоклассников, которые не посещают детский сад.
|
По плану |
Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед Социальный педагог |
2 | Проблема адаптации первоклассников в школе
| По графику | Члены ПМПк |
3 | Физическое развитие младшего школьника | По графику | Члены ПМПк |
ПЕДАГОГИ | |||
1 | Организация и планирование работы с обучающимися, имеющими нарушения в развитии. Особенности детей с ОВЗ. | По графику | Члены ПМПк |
2 | Преемственность в обучении и воспитании I и II ступеней. | декабрь | Председатель ПМПк |
3 | Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму. | октябрь | Учитель-логопед |
ОБУЧАЮЩИЕСЯ, ВОСПИТАННИКИ | |||
1 | Дальнейшее самоопределение выпускников 9 классов. Выбор профессии | По графику | Кл. руководитель Педагог-психолог |
Экспертное направление | |||
1 | Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума |
|
|
2 | Анализ диагностического материала по итогам обследований и наблюдений. | В течение года | Члены ПМПк |
3 | Экспертная оценка параметров развития обучающихся, воспитанников | В течение года | Члены ПМПк |
4 | Экспертная оценка параметров развития ребенка после первичного и вторичного обследования | В течение года | Члены ПМПк |
5 | Экспертная оценка коррекционной помощи, оказанной ребенку с нарушением развития. | В течение года | Члены ПМПк |
6 | Участие в супервизии особых случаев из практики | По необходимости | Члены ПМПк |
7 | Составление характеристик на обучающихся, воспитанников. | В течение года | Члены ПМПк |
8 | Экспертиза ИУП, индивидуальных адаптированных рабочих программ учебной, внеурочной деятельности, учебных предметов | Август-сентябрь | Члены ПМПк |
9 | Анализ работы ПМПк за истекший учебный год | В течение года | Члены ПМПк |
Организационно-методическое направление | |||
1 | Изучение федеральных законов, инструктивных писем, приказов МО РФ. | В течение года | Члены ПМПк |
2 | Составление отчетной документации за прошедший год | В течение года | Члены ПМПк |
3 | Написание характеристик на обучающихся, воспитанников. | В течение года | Члены ПМПк |
4 | Написание протоколов ПМПк | В течение года | Секретарь ПМПк |
5 | Комплектование классов, согласно заключениям ПМПК и заявлений родителей. | Август | Председатель ПМПк |
6 | Систематический подбор диагностического и коррекционно-развивающего материала по различным проблемам | В течение года | Члены ПМПк |
7 | Разработка коррекционно-развивающих программ. | В течение года | Члены ПМПк |
8 | Разработка рекомендаций по работе с особо трудными детьми. | В течение года | Члены ПМПк |
9 | Разработка индивидуальных стратегий психологического сопровождения школьников и их последующая реализация. | В течение года | Члены ПМПк |
10 | Разработка индивидуальных стратегий логопедического, дефектологического сопровождения | В течение года | Члены ПМПк |
Темы заседаний ПМПк
№ п/п | Тематика заседаний (плановые) | Ответственные |
I ЗАСЕДАНИЕ - Август | ||
1. | Утверждение плана ПМПк на 2015-2016 учебный год. | Ястреб Н.А. |
2. | Инструктаж по выполнению функциональных обязанностей членов школьного ПМПк | Председатель ПМПк |
3. | Комплектование классов согласно заключениям ПМПК и заявлений родителей. ИУП обучающихся | Председатель ПМПк |
II ЗАСЕДАНИЕ - до 15 сентября | ||
1. | Проведение экспертизы ИУП, индивидуальных адаптированных рабочих программ, рабочих программ учебной, коррекционной, внеурочной деятельности, факультативных курсов, учебных предметов | Председатель ПМПк Члены ПМПк |
2. | Определение исходного потенциала при поступлении учащихся в школу. Выделение «группы риска». | Учитель-дефектолог Учитель-логопед Педагог-психолог Соц. педагог
|
III ЗАСЕДАНИЕ - Октябрь | ||
1 | Адаптационный период учащихся 1-х и 5-х классов. Осуществление психолого-педагогической диагностики учащихся, выявление резервных возможностей развития. | Председатель ПМПк Члены ПМПк |
2 | Преемственность в обучении и воспитании I и II ступеней. Выявление проблем адаптационного периода. | Члены ПМПк |
IV ЗАСЕДАНИЕ - Декабрь | ||
1 | Оценка эффективности и анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися, воспитанниками за I полугодие. | Председатель ПМПк |
2 | Промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы с учащимися «группы риска» образовательных классов. | Члены ПМПк |
3 | Контроль развития обучающихся, воспитанников, находящихся на надомном обучении. Динамика развития обучающихся в процессе обучения и воспитания. | Члены ПМПк |
V ЗАСЕДАНИЕ - Март | ||
1 | Контроль развития обучающихся 4–х классов. Обсуждение готовности к обучению в среднем звене. Предупреждение проблем школьной дезадаптации. | Члены ПМПк |
2 | Рассмотрение представлений специалистов на обучающихся, воспитанников, подлежащих представлению на районную ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута. | Члены ПМПк |
VI ЗАСЕДАНИЕ - Апрель | ||
1 | Возможности дальнейшего самоопределения. Профессиональная ориентация и личностный рост выпускников. | Члены ПМПк |
VII ЗАСЕДАНИЕ - Май | ||
1 | Оценка эффективности и анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися, воспитанниками за II полугодие. | Члены ПМПк |
2 | Оценка эффективности и анализ результатов ПМП сопровождения учащихся. Составление плана на следующий учебный год. | Председатель ПМПк |
Внеплановые консилиумы
Внеплановые заседания консилиума проходят по запросам педагогов, родителей (законных представителей) по мере необходимости.
№ п/п | Тема | Сроки |
1 | Изменение формы обучения | По необходимости |
2 | Обсуждение проблем в обучении или воспитании. | По необходимости |
3 | Определение формы обучения для вновь прибывших в течение года учащихся | По необходимости |
4 | Работа с педагогами, классными руководителями по проблемам детей «группы риска». | По необходимости |
Октябрь |
| |||
Реализация программы и её периодическая корректировка | Анализ первичных результатов в процессе коррекционно-развивающей работы за сентябрь-октябрь (индивидуально каждым специалистом) | 1-8 классы | В течение месяца | Члены ПМПк, учителя |
Декабрь, январь |
| |||
Промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы с учащимися: · учащиеся «группы риска»; · учащиеся, обучающиеся по адаптированным образовательным программам | Мониторинг психического развития (функциональный, личностный, речевой).
Анализ промежуточных результатов в процессе коррекционно-развивающей работы.
Динамическая оценка состояния детей и коррекция ранее намеченной программы. | 1-8 классы | В течение месяца | Члены ПМПк, учителя |
Март |
| |||
|
|
|
| Члены ПМПк, учителя |
|
|
|
| Члены ПМПк, учителя |
Апрель, май |
| |||
Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися
| Анализ результатов психолого - медико - педагогического сопровождения учащихся | 1-8 классы | В течение месяца | Члены ПМПк, учителя |
Решение вопроса об изменении образовательных маршрутов. | Подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления в психолого - медико-педагогическую комиссию.
| 1-4 классы | В течение месяца | Члены ПМПк, учителя |