ГОДОВОЙ ОТЧЕТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Общие сведения
I. Образование
| высшее |
Год окончания учебного заведения, полное название учебного заведения, серия, номер диплома | 1. 1992 г. Абаканский Государственный педагогический институт 2. 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москва |
Специальность по диплому
| 1. Учитель русского языка и литературы 2. Олигофренопедагогика |
Квалификация по диплому | 1. Учитель русского языка и литературы 2. олигофренопедагог |
II. Стаж: |
|
Общий | 22 года |
Педагогический | 22 года |
Специальный (в должности учителя-дефектолога) | 8 лет |
III. Квалификационная категория, дата аттестации | Высшая квалификационная категория Приказ МОиН Красноярского края № 280-04/2 от 16.11. 2012г |
IV. Курсы повышения квалификации | 2009г. Самарский Центр повышения квалификации «Психолого-педагогические основы проектирования индивидуальной образовательной траектории» (36ч.) 2010. Краевой семинар «Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении». Красноярск ИПК и ПРО 2012г. Красноярск ИПК и ПРО Краевой экспертно-аналитический семинар «Планирование и организация урока в условиях интегрированного обучения». Сертификат. 2013г. март. Московский психолого-социальный университет. «Основные направления и перспективы развития современного специального образования: региональный компонент» Сертификат. 2013г. май. Красноярск ИПК и ПРО « Реализация учебного плана специальных /коррекционных / школ учителями-предметниками общеобразовательных учреждений с интегрированным обучением » (72 ч.) 2013г. октябрь Московский ГППУ «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях». (36 часов).
|
В МБОУ Курагинской СОШ № 7 в 2014-2015 учебном году обучались и воспитывались 232 учащихся. Обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – 29 (что составляет 12, 5 % от числа обучающихся), начальное общее образование 7 учащихся (4-легкая степень умственной отсталости; 1-УУО, 2- ЗПР); основное общее образование - 22 человека (19- легкая степень умственной отсталости; 3-УУО); 2 учащихся на дому с УУО.
Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Инклюзивный подход делает образование более индивидуализированным. При этом важно, чтобы соблюдались следующие факторы:
· сотрудничество учителей и специалистов;
· приспособление программ под индивидуальные возможности учеников;
· все учащиеся должны иметь доступ к информации, знаниям и навыкам;
· обучение для всех детей должно быть успешным.
Большое значение в системе инклюзивного образования имеет деятельность учителя-дефектолога. Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах. Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
В сентябре 2014 года было проведено диагностическое обследование 38 обучающихся, с целью определения уровня актуального и "зоны ближайшего развития", причин и механизмов трудностей в обучении и воспитании, выявления детей, нуждающихся в специализированной помощи. Дефектологическое обследование обучающихся проводила с использованием стандартизированных методик. Это практические материалы для проведения психолого-педагогического обследования детей Забрамной С.Д, Забрамной и Боровик О.В., материалы обследования Стребелевой Е.А. и др.
В обследовании выделила два аспекта: психологический и педагогический.
Психологический аспект является основанием для: квалификации школьных трудностей ребенка; определения соответствия уровня актуального развития ребенка его учебным достижениям.
Что включало в себя изучение:
· уровня умственного, речевого и моторного развития учащегося;
· особенностей гнозиса и праксиса;
· межанализаторного взаимодействия;
· пространственно-временных представлений;
· характера произвольной деятельности школьника.
Педагогическое обследование строила на: выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков; определении этапа, на котором эти трудности возникли; определении условий их преодоления
Для этого проводила:
· изучение уровня умственного развития ребенка;
· анализ письменных работ (качественная характеристика ошибок);
· наблюдение за учащимися в учебной деятельности.
Обследование с учетом инициатора обращения за 2014-2015 учебный год.
| 1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 5кл | 6кл | 7кл | 8кл | 9кл | Итого |
Запрос педагога | 4 | 4 | 3 | 1 | 4 | 7 | 3 | 2 | - | 28 |
Запрос родителя | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Запрос администрации | - | - | - | 2 | - | - | - | - | - | - |
Запрос ПМПк | 4 | 4 | - | 2 | - | - | - | - | - | 10 |
Результат обследования с учетом выявленных проблем
| 1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 5кл | 6кл | 7кл | 8кл | 9кл | Итого |
Социально-педагогическая задержка | 1 | - | - | 1 | - | - | - | - | - | 2 |
ЗПР | 3 | 2 | - | 1 | - | - | - | - | - | 6 |
УО | - | 1 | 3 | 1 | 4 | 7 | 2 | - | - | 18 |
Умеренная УО | 1 | - | - | - | 2 | 1 | - | - | - | 4 |
другие | - | - | - | - | - | - |
| - | - | - |
По результатам педагогического обследования учащиеся были распределены на группы по ведущему нарушению и зачислены на индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия (16 детей). В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы. На основе диагностических данных составлены индивидуальные программы развития на каждого обучающегося. Коррекционно-педагогическая работа, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строилась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.
класс | I полугодие | II полугодие |
1 | Фролов Илья Звизжулева Даша | Фролов Илья Звизжулева Даша |
2 | Зеленецкий Иван Гасымов Руслан | Зеленецкий Иван Гасымов Руслан |
3 | Кузнецова Диана Шорохова Анжела Верясов Никита (предметы УП), + к.з | Кузнецова Диана Шорохова Анжела Верясов Никита (предметы УП), + к.з |
4 | Галустян Артур | Галустян Артур |
5 | Бирюкова Татьяна Колесников Николай Кольцова Виктория (предметы УП) | Бирюкова Татьяна Колесников Николай Кольцова Виктория (предметы УП) |
6 | Лазарева Анастасия | Лазарева Анастасия |
Основной формой организации дефектологической работы являлось проведение уроков соответственно учебного плана в 3 классе, а также проведение групповых и индивидуальных занятий. В группы были зачислены дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьировалось в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 3 человек).
| 1 кл | 2 кл | 4 кл | 5 кл | 6 кл | 3кл |
Индивидуальная работа (кол-во детей) | 2 | 2 | 1 | - | 1 |
|
Групповая работа (кол-во групп и в них детей) | 1 гр. по 2 чел. | 1гр. по 2 чел. | - | 1 гр. по 2 чел. | - | 1гр. по 3 чел. |
Занятия носили коррекционно-развивающую и предметную направленность. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражался в типовом классном журнале.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;
- формирование универсальных учебных действий;
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;
- формирование и расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;
- формирование навыков социального взаимодействия.
Коррекционная работа по формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы строилась на материале разных учебных дисциплин. Формы и методы работы у каждого педагога свои, но главное для этих детей – видеть малейшие успехи ребёнка, вовремя подбодрить его, помочь ему поверить в себя. На своих занятиях осуществляла индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития, учитывала особенности психической и эмоциональной сферы, деликатно оказывала помощь каждому ученику и воспитаннику, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы.
В ходе проведенной работы реализованы следующие коррекционно-развивающие программы:
- "Коррекционно-развивающие занятия с детьми по преодолению трудностей в обучении" (2 класс);
- "Коррекционно-развивающие занятия с детьми с трудностями в развитии" (3-7 класс);
- Индивидуальные коррекционно-развивающие программы на детей с ОВЗ.
Эффективность коррекционного (дефектологического) воздействия на развитие учащихся в отражении динамики:
В результате проведенной работы у 75% (18 детей) наблюдается положительная динамика, у 25 % (6 детей) незначительная динамика.
Таким образом, за счет комплексной работы команды специалистов и учителей отмечается рост положительной динамики в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой степени).
Консультативная деятельность велась в течение всего учебного года с педагогами, специалистами и родителями. Консультации по развитию детей с ОВЗ проводились по запросу учителей; также поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом, учителем-логопедом, администрацией школы; совместное обсуждение вопросов школьной неуспеваемости, взаимоотношений в классе осуществлялось в течение всего учебного года. Специалистами нашей школы проводилась просветительская работа с педагогами по вопросам индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ; оказывали консультативную помощь по вопросам взаимодействия с ребенком и их родителями.
| 2кл | 3кл | 4кл | 5кл | 6кл | 7кл | Итого |
Консультации | 4 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 13 |
Рекомендации | 4 | 4 | 1 | 4 | 8 | 2 | 23 |
Организационно - методическое направление работы реализовывалось в подготовке и участии в консилиумах, заседаниях методических объединений, а также оформлении документации, организации обследования отдельных обучающихся в ТПМПК района.
Вид деятельности | Количество за год | Тема выступления, сообщения |
Школьный ПМПк | 19 | 1. Рассмотрение коррекционно-развивающих программ для работы с обучающимися с ОВЗ. 2. Психофизические особенности учащихся 1 классов.. Выявление "Группы риска". 3. Промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы с учащимися 1-7 класса. Отслеживание динамики в развитии с внесением поправок в индивидуальные программы сопровождения. 4. Оценка динамики обучения и эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ. Выработка рекомендаций по составлению адаптированных общеобразовательных программ. |
Школьное МО | 5 |
|
Педагогический совет школы | 5 | . |
Направление в ТПМПК | 14 обучающихся |
|
Название мероприятия | Степень участия | Форма участия
| |
Организатор | Участник | Выступление
| |
РМО | + |
|
|
Февраль: районный семинар: " Разработка основ современной модели успешной социализации детей с комплексом условий, способствующих развитию, коррекции, социальной адаптации детей с ОВЗ в районе для учителей-дефектологов»
Март участие в краевом семинаре
Апрель РМО «Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения через реализацию индивидуальной программы развития учителем-дефектологом» |
+ | +
+
+
|
Мастер – класс заседания ПМПк по теме: «Сопровождение учащихся с ОВЗ по программе коррекционной работы». Открытое коррекционно-развивающее занятие
Представление работы
Открытое занятие, презентация модели сопровождения |
Таким образом, анализируя проведенную работу за истекший период можно сказать, что работа за 2014-2015 учебный год была продуктивной, что подтверждается результатами: 75% положительной динамики по результатам заключительной диагностики; годовой план организационно-методической, коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности дефектологической работы на учебный год выполнены.
В следующем учебном году необходимо:
- Продолжить работу по консультированию педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания, выстроить работу в соответствии с экспериментом по внедрению ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.
Планирование работы учителя-дефектолога на 2015-2016 учебный год
Направление работы
1.Диагностическое направление: -изучение уровня умственного развития;
-определение способностей познавательной и учебной деятельности;
-динамическое наблюдение за развитием учащихся;
-наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности;
-изучение программных знаний, умений и навыков (по основным предметам);
II. Составление по результатам анализа полученных данных индивидуальных карт динамического развития учащегося, планирование коррекционных мероприятий.
3.Коррекционное направление: -сенсорное и сенсомоторное развитие; -формирование пространственно-временных представлений; -умственное развитие; -нормализация деятельности школьника; -формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; -формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков; -формирование приёмов умственной деятельности и способов учебной работы.
3.Аналитическое направление: -анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценка его эффективности;
IV.Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Педагоги: -индивидуальные консультации; -выступления на МО, совещаниях, пед.советах
Родители: -выступления на родительских собраниях; -индивидуальные консультации.
знакомство и обучение родителей приемам и некоторым методам оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии
Организационно-методическое направление:
-участие в заседаниях ПМПк; -районных семинарах; -оформление документации;
| Класс
1 кл., 2А,Б кл., 3 кл. 4Акл 5-8 класс(адаптированная образовательная программа)
1 кл., 2А,Б кл., 3 кл. 4Акл 5-8 (адаптированная образовательная программа)
Учащиеся, посещающие занятия
1-4 кл 5-7 кл.
1-4 кл 5-7 кл.
1 кл., 2А,Б кл., 3 кл. 4Акл 5-8
(адаптированная образовательная программа)
Учащиеся, посещающие занятия дефектолога
| Цель проведения мероприятия
Определение соответствия выбранной программы, приёмов, методов работы в процессе обучения учащихся реальным возможностям ребёнка. Выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.
Определение исходного уровня обучаемости, т.е. овладение знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы Определение причин трудностей в обучении; определение индивидуальных путей развития ребёнка, коррекции и компенсации нарушений; составление индивидуальной программы развития ребёнка; планирование коррекционных мероприятий. Составление рекомендаций для проведения индивидуальных коррекционных занятий с детьми, определение приёмов индивидуальной работы в процессе учебной деятельности.
Отслеживание динамики развития учащихся, корректировка индивидуальных коррекционных программ, приёмов и методов работы специалиста.
Определение характерных особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, особенностей их развития.
Определение и уточнение причин и квалификации трудностей ребёнка в процессе усвоения ЗУНов по различным предметам.
Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребёнка в условиях коррекционного обучения.
Составление индивидуальных программ развития в соответствии со структурой нарушения и развития учащихся.
Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР и УО.
Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся.
Корректировка планирования коррекционно-развивающих занятий с учётом достижений школьников.
Системный анализ личностного и познавательного развития учащегося. Создание комплексных индивидуальных программ развития (совместно с педагогом-психологом, учителем-логопедом).
Оказание помощи родителям, педагогам в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребёнка; профилактика перегрузок учащихся, выбор адекватного психофизическому развитию учащегося режима труда и отдыха в школе и дома.
Составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приёмов и методов в работе с учащимися с ЗПР и УО.
Анализ наблюдений и результатов диагностики, отслеживание динамики развития учащихся.
Подготовка к ПМПконсилиумам, заседаниям МО. Планирование содержания деятельности по всем направлениям работы.
| Предполагаемые сроки
В течение года (сентябрь, январь, май)
сентябрь
Сентябрь-октябрь Апрель-май
Октябрь, январь, май
В течение года
В течение года
Октябрь, декабрь, май
Сентябрь, январь
В течение года
В течение года согласно утвержденному расписанию
Январь
Сентябрь, январь
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года согласно плану работы школьного ПМПк
|