ГОДОВОЙ ОТЧЕТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Общие сведения

 

I. Образование

 

 

высшее

Год окончания учебного заведения, полное название учебного заведения, серия, номер диплома

1.                  1992 г. Абаканский Государственный педагогический институт

2.                  2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

г. Москва

Специальность по диплому

 

1.                  Учитель русского языка и литературы

2.                  Олигофренопедагогика

Квалификация по диплому

1.                  Учитель русского языка и литературы

2.                  олигофренопедагог

II. Стаж:

 

Общий

22 года

Педагогический

22 года

Специальный (в должности учителя-дефектолога)

8 лет

III. Квалификационная категория, дата аттестации

Высшая квалификационная категория

Приказ МОиН Красноярского края № 280-04/2 от 16.11. 2012г

IV. Курсы повышения квалификации

2009г. Самарский Центр повышения квалификации «Психолого-педагогические основы проектирования индивидуальной образовательной траектории» (36ч.)

2010. Краевой семинар «Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении». Красноярск ИПК и ПРО

2012г. Красноярск ИПК и ПРО Краевой экспертно-аналитический семинар «Планирование и организация урока в условиях интегрированного обучения». Сертификат.

2013г. март. Московский психолого-социальный университет. «Основные направления и перспективы развития современного специального образования: региональный компонент» Сертификат.

2013г. май. Красноярск ИПК и ПРО « Реализация учебного плана специальных /коррекционных / школ учителями-предметниками общеобразовательных учреждений с интегрированным обучением » (72 ч.)

2013г. октябрь Московский ГППУ «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях». (36 часов).

 

 

 

 

            В МБОУ Курагинской СОШ № 7 в 2014-2015 учебном году обучались и воспитывались 232  учащихся. Обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – 29  (что составляет 12, 5 % от числа обучающихся),  начальное общее образование  7  учащихся  (4-легкая степень умственной отсталости; 1-УУО, 2- ЗПР); основное общее образование - 22 человека (19- легкая степень умственной отсталости; 3-УУО); 2 учащихся на дому с УУО.

            Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Инклюзивный подход делает образование более индивидуализированным. При этом важно, чтобы соблюдались следующие факторы:

·                    сотрудничество учителей и специалистов;

·                    приспособление программ под индивидуальные возможности учеников;

·                    все учащиеся должны иметь доступ к информации, знаниям и навыкам;

·                    обучение  для всех детей должно быть успешным. 

Большое  значение в системе инклюзивного образования имеет деятельность учителя-дефектолога.  Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах. Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

В сентябре 2014 года было проведено диагностическое обследование 38 обучающихся, с целью определения уровня актуального и "зоны ближайшего развития", причин и механизмов трудностей в обучении и воспитании, выявления детей, нуждающихся в специализированной помощи. Дефектологическое обследование обучающихся проводила с использованием стандартизированных методик. Это  практические материалы для проведения психолого-педагогического обследования детей Забрамной С.Д, Забрамной и Боровик О.В., материалы обследования Стребелевой Е.А. и др.   
      В обследовании выделила два аспекта: психологический и педагогический. 
 Психологический аспект является основанием для: квалификации школьных трудностей ребенка; определения соответствия уровня актуального развития ребенка его учебным достижениям.

Что включало в себя изучение:

·                     уровня умственного, речевого и моторного развития учащегося;

·                     особенностей гнозиса и праксиса;

·                     межанализаторного взаимодействия;

·                     пространственно-временных представлений;

·                     характера произвольной деятельности школьника.

      Педагогическое обследование строила на: выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков; определении этапа, на котором эти трудности возникли; определении условий их преодоления

     Для этого проводила:

·                      изучение уровня умственного развития ребенка;

·                     анализ письменных работ (качественная характеристика ошибок);

·                     наблюдение за учащимися в учебной деятельности.  

     

Обследование с учетом инициатора обращения за 2014-2015 учебный год.

 

1кл

2кл

3кл

4кл

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

Итого

Запрос педагога

4

4

3

1

4

7

3

2

-

28

Запрос родителя

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Запрос администрации

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

Запрос ПМПк

4

4

-

2

-

-

-

-

-

10

 

Результат обследования с учетом выявленных проблем

 

1кл

2кл

3кл

4кл

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

Итого

Социально-педагогическая задержка

1

-

-

1

-

-

-

-

-

2

ЗПР

3

2

-

1

-

-

-

-

-

6

УО

-

1

3

1

4

7

2

-

-

18

Умеренная УО

1

-

-

-

2

1

-

-

-

4

другие

-

-

-

-

-

-

 

-

-

-

 

По результатам педагогического обследования учащиеся были распределены на группы по ведущему нарушению и зачислены на индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия (16 детей).  В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы. На основе диагностических данных составлены индивидуальные программы развития на каждого обучающегося. Коррекционно-педагогическая работа, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строилась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.  

 

класс

I полугодие

II полугодие

1

Фролов Илья

Звизжулева Даша

Фролов Илья

Звизжулева Даша

2

Зеленецкий Иван

Гасымов Руслан

Зеленецкий Иван

Гасымов Руслан

3

Кузнецова Диана

Шорохова Анжела

Верясов Никита (предметы УП), + к.з

Кузнецова Диана

Шорохова Анжела

Верясов Никита (предметы УП), + к.з

4

Галустян Артур

Галустян Артур

5

Бирюкова Татьяна

Колесников Николай

Кольцова Виктория (предметы УП)

Бирюкова Татьяна

Колесников Николай

Кольцова Виктория (предметы УП)

6

Лазарева Анастасия

Лазарева Анастасия

 

Основной формой организации дефектологической работы являлось проведение уроков соответственно учебного плана в 3 классе, а также проведение  групповых  и индивидуальных занятий. В группы были зачислены дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьировалось в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 3 человек).

 

 

1 кл

2 кл

4 кл

5 кл

6 кл

3кл

Индивидуальная работа

(кол-во детей)

2

2

1

-

1

 

Групповая работа (кол-во групп и в них детей)

1 гр. по 2 чел.

1гр.

по 2 чел.

-

1 гр. по 2 чел.

-

1гр. по 3 чел.

 

            Занятия носили коррекционно-развивающую и предметную направленность. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражался в типовом классном журнале.

Направления коррекционно-развивающей работы:

-                   сенсорное и сенсомоторное развитие;

-                   формирование пространственно-временных отношений;

-                   развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;

-                   формирование универсальных учебных действий;

-                   формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;

-                   формирование и расширение представлений об окружающей действительности;

-                   развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;

-                   формирование навыков социального взаимодействия. 

Коррекционная работа по формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы строилась на материале разных учебных дисциплин. Формы и методы работы у каждого педагога свои,  но главное для этих детей – видеть малейшие успехи ребёнка, вовремя подбодрить его, помочь ему поверить в себя. На своих занятиях осуществляла индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития, учитывала особенности психической и эмоциональной сферы, деликатно оказывала помощь каждому ученику и воспитаннику, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы.

            В ходе проведенной работы реализованы следующие коррекционно-развивающие программы:

-                   "Коррекционно-развивающие занятия с детьми по преодолению трудностей в обучении" (2 класс);

-                   "Коррекционно-развивающие занятия с детьми с трудностями в развитии" (3-7 класс);

-                   Индивидуальные коррекционно-развивающие программы на детей с ОВЗ. 

            Эффективность коррекционного (дефектологического) воздействия на развитие учащихся в отражении динамики: 

                   В результате проведенной работы у 75% (18 детей) наблюдается положительная динамика, у 25 % (6 детей) незначительная динамика. 

 

Таким образом, за счет комплексной работы команды специалистов и учителей отмечается рост положительной динамики в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой степени).

Консультативная деятельность велась в течение всего учебного года с педагогами, специалистами и родителями. Консультации по развитию детей с ОВЗ проводились по запросу учителей; также поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом, учителем-логопедом, администрацией школы; совместное обсуждение  вопросов школьной неуспеваемости, взаимоотношений в классе осуществлялось в течение всего учебного года. Специалистами нашей школы проводилась просветительская работа с педагогами по вопросам индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ; оказывали консультативную помощь по вопросам взаимодействия с ребенком и их родителями.

 

 

2кл

3кл

4кл

5кл

6кл

7кл

Итого

Консультации

4

3

1

2

1

2

13

Рекомендации

4

4

1

4

8

2

23

 

 

                  Организационно - методическое направление работы реализовывалось в подготовке и участии в консилиумах, заседаниях методических объединений, а также оформлении документации, организации обследования отдельных обучающихся в ТПМПК района.

Вид деятельности

Количество за год

Тема выступления, сообщения

Школьный ПМПк

19

1. Рассмотрение коррекционно-развивающих программ для работы с обучающимися с ОВЗ.

2. Психофизические особенности учащихся 1 классов.. Выявление "Группы риска".

3. Промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы с учащимися 1-7 класса. Отслеживание динамики в развитии с внесением поправок в индивидуальные программы сопровождения.

4. Оценка динамики обучения и эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ. Выработка рекомендаций по составлению адаптированных общеобразовательных программ.

Школьное МО

5

 

Педагогический совет школы

5

.

Направление в ТПМПК

14 обучающихся

 

 

Название мероприятия

Степень участия

Форма участия

 

Организатор

Участник

Выступление

 

РМО

+

 

 

 

Февраль: районный  семинар:

" Разработка основ современной модели успешной социализации детей с комплексом условий, способствующих развитию, коррекции, социальной адаптации детей с ОВЗ в районе для учителей-дефектологов»

 

 

 

 

Март участие в краевом семинаре

 

 

Апрель РМО «Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения через реализацию индивидуальной программы развития учителем-дефектологом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

         +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс заседания ПМПк по теме: «Сопровождение учащихся с ОВЗ по программе коррекционной работы».

Открытое коррекционно-развивающее занятие

 

 

Представление работы

 

 

 

 

 

Открытое занятие, презентация модели сопровождения

 

Таким образом, анализируя проведенную работу за истекший период можно сказать, что работа за 2014-2015 учебный год была продуктивной, что подтверждается   результатами: 75% положительной динамики по результатам заключительной диагностики; годовой план организационно-методической, коррекционно-развивающей работы и  все поставленные задачи повышения эффективности дефектологической работы на учебный год выполнены.

В следующем учебном году необходимо:

- Продолжить работу по консультированию педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания, выстроить работу в соответствии с экспериментом по  внедрению ФГОС  обучающихся с умственной отсталостью.

 

Планирование работы учителя-дефектолога на 2015-2016  учебный год 

 

Направление работы

 

 

1.Диагностическое направление:

-изучение уровня умственного развития;

 

 

 

 

 

 

-определение способностей познавательной и учебной деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-динамическое наблюдение за  развитием учащихся;

 

 

 

 

-наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности;

 

 

-изучение программных знаний, умений и навыков (по основным предметам);

 

 

 

 

 

II. Составление по результатам анализа полученных данных индивидуальных карт динамического развития учащегося, планирование коррекционных мероприятий.

 

 

 

3.Коррекционное направление:

-сенсорное и сенсомоторное развитие;

-формирование пространственно-временных представлений;

-умственное развитие;

-нормализация деятельности школьника;

-формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

-формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;

-формирование приёмов умственной деятельности и способов учебной работы.

 

 

3.Аналитическое направление:

-анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценка его эффективности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

 

Педагоги:

-индивидуальные консультации;

-выступления на МО, совещаниях, пед.советах

 

Родители:

-выступления на родительских собраниях;

-индивидуальные консультации.

 

знакомство и обучение родителей приемам и некоторым методам оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии

 

Организационно-методическое направление:

 

-участие в заседаниях ПМПк;

-районных семинарах;

-оформление документации;

 

 

Класс

 

 

 

1 кл.,

2А,Б кл., 3 кл. 4Акл

5-8 класс(адаптированная образовательная программа)

 

 

 

1 кл.,

2А,Б кл., 3 кл. 4Акл

5-8

(адаптированная образовательная программа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся, посещающие занятия

 

 

 

 

1-4 кл

5-7 кл.

 

 

 

1-4 кл

5-7 кл.

 

 

 

 

 

 

1 кл.,

2А,Б кл., 3 кл. 4Акл

5-8

 

(адаптированная образовательная программа)

 

 

 

 

Учащиеся, посещающие занятия дефектолога

 

Цель проведения мероприятия

 

 

Определение соответствия выбранной программы, приёмов, методов работы в процессе обучения учащихся реальным возможностям ребёнка. Выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

 

 

 

 

Определение  исходного  уровня  обучаемости, т.е. овладение знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы

Определение причин трудностей в обучении; определение индивидуальных путей развития ребёнка, коррекции и компенсации нарушений; составление индивидуальной программы развития ребёнка; планирование коррекционных мероприятий. Составление рекомендаций для проведения индивидуальных коррекционных занятий с детьми, определение приёмов индивидуальной работы в процессе учебной деятельности.

 

Отслеживание динамики развития учащихся, корректировка индивидуальных коррекционных программ, приёмов и методов работы специалиста.

 

Определение характерных особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, особенностей их развития.

 

Определение и уточнение причин и квалификации трудностей ребёнка в процессе усвоения ЗУНов по различным предметам.

 

 

 

 

Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребёнка в условиях коррекционного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление индивидуальных программ развития в соответствии со структурой нарушения и развития учащихся.

 

Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР и УО.

 

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Корректировка планирования коррекционно-развивающих занятий с учётом достижений школьников.

 

Системный анализ личностного и познавательного развития учащегося.

Создание комплексных индивидуальных программ развития (совместно с педагогом-психологом, учителем-логопедом).

 

 

 

 

 

Оказание помощи родителям, педагогам в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

 

Профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребёнка; профилактика перегрузок учащихся, выбор адекватного психофизическому развитию учащегося режима труда и отдыха в школе и дома.

 

 

 

 

 

Составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приёмов и методов в работе с учащимися с ЗПР и УО.

 

Анализ наблюдений и результатов диагностики, отслеживание динамики развития учащихся.

 

 

Подготовка к ПМПконсилиумам, заседаниям МО.

Планирование содержания деятельности по всем направлениям работы.

 

Предполагаемые сроки

 

В течение года

(сентябрь, январь, май)

 

 

 

 

 

 

 

сентябрь

 

 

 

Сентябрь-октябрь

Апрель-май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь, январь, май

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь, декабрь, май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь, январь

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

В  течение года согласно утвержденному расписанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

Сентябрь, январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года согласно плану  работы школьного ПМПк

 

 

Назад