Рекомендации логопеда


СЕНСОРНАЯ КОМНАТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

                                   Уважаемые родители!

         Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия.

         Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

       1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

       2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

      3-й этап — автоматизация  - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

      4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков

 (в случаях замены одного звука другим).

      5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи  - в монологах, диалогах, играх, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

        Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!

        Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

        Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.

                           Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!

      Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!                                                                   

                                                                         Учитель – логопед: Кыштымова О.Ю.

 

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей

с речевыми проблемами.

Общие рекомендации:

  • Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

  • Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

  • Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

  • Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

  • Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

  • Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

  • Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

  • Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

  • Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

  • Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.

  • Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

  • Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже

         поддается коррекции. 

                                                                                                                                         Учитель – логопед: Кыштымова О.Ю.

 

 

      ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ 

    1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

       2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.    

      3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

      4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.    

 5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.      

6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.    

7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности.  Книга объединяет поколения.

     8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

     9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

     10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть

                                                                                                                                                                     Учитель – логопед: Кыштымова О.Ю.

Если в детском коллективе есть дети с особенностями развития?

 

Дети обычно очень открыты и легко принимают в свой круг детей с отклонениями, даже с серьезными.

У большинства из них еще не сложилось на этот счет никаких предрассудков.

Кроме того, вы очень скоро убедитесь сами, что дети с отклонениями – это, прежде всего, просто дети. Сходства между ними и типично развивающимися детьми гораздо больше, чем различия.

Как предотвратить проблему?

*      Прочитайте вместе с детьми книжки, где говорится о детях с разными отклонениями, например: «Цветик-семицветик», «Карлик-нос», и поговорите об индивидуальных особенностях людей.

*      Всегда отвечайте на вопросы, которые будут вам задавать дети о своих товарищах с отклонениями, прямо, конкретно и просто. Если кто-то спросит: «А почему он не умеет ходить?», посоветуйте обратиться прямо к тому, кто не ходит. Если этот ребенок сам не сможет ответить, дайте самый простой ответ: «Когда он родился, его ноги не смогли заработать. Зато сейчас он ловко передвигается на коляске».

*      Многие дети задают такие вопросы не из любопытства, а из боязни, что и с ними может случиться такое же или что они могут заразиться. Их нужно подбодрить и успокоить.

*      На конкретных примерах покажите детям, как сильно мы отличаемся друг от друга и насколько при этом похожи.

*      Займите активную позицию и постарайтесь убедить детей отказаться от неверных стереотипов в отношении людей с особенностями. Всякий раз, когда дети высказывают неправильный взгляд, обязательно поправляйте их.

*      Обязательно говорите детям об их хороших чертах, достижениях каждого ребенка, не выделяя никого намеренно, но и не обделяя вниманием.

*      Постарайтесь, чтобы у ребенка с особенностями были равные, по возможности, права и обязанности.

 

Учитель-логопед: Кыштымова О.Ю.

        

Интегрированный урок педагога – психолога и учителя – логопеда по коррекции навыка чтения во 2-м классе 

Тема: Путешествие по сказке «Бременские музыканты».

Цели:

Коррекция пространственного восприятия, зрительной памяти, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, подвижности артикулярного аппарата.

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Формирование навыка беглого, безошибочного чтения, эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.  

Оборудование:  

1.      Организационный момент.

Звучит мелодия из сказки «Бременские музыканты». Дети входят в класс, встают в круг.

Приветствие с добрым словом.

Ребята, а вы узнали мелодия из какой сказки звучит?

Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке «Бременских музыкантов». А наш путь будет освещать волшебный фонарь. Сказочное тепло волшебного фонаря поможет вам научиться быстро и правильно читать, составлять предложения и слова, быть доброжелательными и внимательными друг к другу. 

А кто скажет? Какие герои встречаются в сказке?

- Давайте пригласим героев этой сказки к нам на занятие.

   (проходят за парты)

     2.  Коррекция мелкой моторики.

Психолог :

– У вас на партах, лежат разрезанные картинки. Соберите из частей целое и узнайте имя нашего первого гостя. (Дети собирают картинку кота.)

Это КОТ. 

      4. Упражнения на координацию рук.

Логопед:

Почему кошку называют чистюлей?

Давайте покажем, как кошка умывается: левой лапкой моем лоб, правой – щечку: на счет 1,2,3,4. Трём сильнее; а теперь поменяем руки.

Артикуляционная гимнастика. 

Логопед:

– Теперь покажем, как кошка чистит зубки (возьмите зеркала). Язычком чистим зубки:

верхние;

нижние;

за верхними;

за нижними;

кот моет верхнюю губу: 3 раза;

нижнюю губу: 3 раза;

язычком тянемся к левой щеке, к подбородку, к правой щеке.   

     5. Развитие слухового восприятия восприятия.

Психолог :

А теперь ребята послушайте, какие какие вещи взял кот с собой к нам в гости?

Загадки

– А вы любите заниматься спортом?

– Кому из вас нравятся уроки физкультуры?

– Кто делает по утрам зарядку?

(Заслушиваются ответы детей.)

Психолог : Молодцы, тот, кто будет дружить со спортом, непременно вырастет сильным, смелым и здоровым.     

       6. Физкультминутка.

Логопед:

–  Наш гость Кот предлагает заняться спортом вместе с ним и разучить такую физкультминутку:

Котик лапки напрягает
Котик штангу поднимает
1, 2, 3, 4, 5
Можно штангу опускать.
 

      7. Развитие зрительно-моторной координации.

Психолог :

2 класс – «Рисование по точкам»

4 класс – «Графический диктант» 

Логопед: Кто появился у вас на листочках? СОБАКА. Значит к нам в гости спешит собака. Логопед: Молодцы, ребята, помогли собаке. Все справились с заданием. 

     8. Формирование грамматического строя речи.

Логопед:

«Скажи правильно». 

     9. Развитие фонематического восприятия.

Логопед:

– Посмотрите на картинки. По первым звукам каждого слова составьте имя нашего следующего гостя:

2 класс

– попугай 1 звук – П;

– ель – Е;

– тигр – Т;

– улитка – У;

– хомяк – Х.

4 класс – «Составь предложение»

Логопед: Петух нес важное сообщение, но по дороге проголодался и склевал две буквы. Давайте восстановим слова и прочитаем, что у нас получится.  СКОРО ЛЕТО

2 класс-

4 класс-

Логопед:

– Действительно, посмотрите на улицу, сегодня последний день осени, а погода уже по-зимнему холодная. И птицы нуждаются в вашей помощи. Не забудьте повесить кормушки! А птицы потом вас отблагодарят веселой песней.       

        10. Расширение поля зрения.

Логопед:

–Буквы, составляющие имя нашего последнего гостя, разбежались и попрятались на доске. Отыщите их и составьте слово: ОСЁЛ.     

  11. Фонематическая разминка.

Логопед:

– Герои сказки отправились в город Берн, чтобы стать настоящими артистами. Давайте попробуем спеть так, как поют они.

ОСЁЛ: ИА_ ИА _ИА _ИА

КОТ: МЯУ_ МЯУ _ МЯУ _МЯУ

СОБАКА: ГАВ _ ГАВ _ ГАВ _ ГАВ

ПЕТУХ: КУ _ КА _ РЕ _ КУ

Наденьте маски и попробуйте превратиться в наших героев: но петь будет только тот, кого я назову: по очереди:

СОБАКИ

КОТЫ

ОСЛЫ

ПЕТУХИ

СОБАКИ И ОСЛЫ

КОТЫ И ПЕТУХИ

СОБАКИ И ПЕТУХИ

ПЕТУХИ И ОСЛЫ

ВСЕ ВМЕСТЕ

Психолог :

– Мне больше всего понравилось, когда вы пели все вместе. Всегда все дела выполняйте вместе, и тогда у вас всё хорошо будет получаться.

    12. Звукобуквенный анализ слов (по героям сказки).

   

     13. Итог с психооценкой.

Психолог:

– Ребята, мне очень вы понравились, вы очень хорошо работали. А вам понравился наш урок?  А что вам больше всего понравилось? Какой герой запомнился больше? А сейчас я вам предлагаю нарисовать пальчиками на песке веселые эмоции.

Я вижу, что на всех ваших эмоциях появились весёлые улыбки и в нашем классе сразу стало светлее и уютнее. Я думаю, пора погасить наш фонарь. Давайте возьмёмся за руки и задуем огонь все вместе.

 

А теперь давайте прощаться и скажем нашим гостям до свидание.

 

 Назад