Рекомендации логопеда
СЕНСОРНАЯ КОМНАТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
Уважаемые родители! Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно: 1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки). 2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов). 3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки). 4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим). 5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома! Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи. Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда! Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи! Учитель – логопед: Кыштымова О.Ю. |
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами. Общие рекомендации:
поддается коррекции. Учитель – логопед: Кыштымова О.Ю.
|
ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ 1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. 2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим. 3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. 4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует. 5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он. 6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков. 7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения. 8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей. 9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения. 10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть Учитель – логопед: Кыштымова О.Ю. |
Если в детском коллективе есть дети с особенностями развития?
Дети обычно очень открыты и легко принимают в свой круг детей с отклонениями, даже с серьезными.
У большинства из них еще не сложилось на этот счет никаких предрассудков.
Кроме того, вы очень скоро убедитесь сами, что дети с отклонениями – это, прежде всего, просто дети. Сходства между ними и типично развивающимися детьми гораздо больше, чем различия.
Как предотвратить проблему?
Прочитайте вместе с детьми книжки, где говорится о детях с разными отклонениями, например: «Цветик-семицветик», «Карлик-нос», и поговорите об индивидуальных особенностях людей.
Всегда отвечайте на вопросы, которые будут вам задавать дети о своих товарищах с отклонениями, прямо, конкретно и просто. Если кто-то спросит: «А почему он не умеет ходить?», посоветуйте обратиться прямо к тому, кто не ходит. Если этот ребенок сам не сможет ответить, дайте самый простой ответ: «Когда он родился, его ноги не смогли заработать. Зато сейчас он ловко передвигается на коляске».
Многие дети задают такие вопросы не из любопытства, а из боязни, что и с ними может случиться такое же или что они могут заразиться. Их нужно подбодрить и успокоить.
На конкретных примерах покажите детям, как сильно мы отличаемся друг от друга и насколько при этом похожи.
Займите активную позицию и постарайтесь убедить детей отказаться от неверных стереотипов в отношении людей с особенностями. Всякий раз, когда дети высказывают неправильный взгляд, обязательно поправляйте их.
Обязательно говорите детям об их хороших чертах, достижениях каждого ребенка, не выделяя никого намеренно, но и не обделяя вниманием.
Постарайтесь, чтобы у ребенка с особенностями были равные, по возможности, права и обязанности.
Учитель-логопед: Кыштымова О.Ю.
Интегрированный урок педагога – психолога и учителя – логопеда по коррекции навыка чтения во 2-м классе
Тема: Путешествие по сказке «Бременские музыканты».
Цели:
Коррекция пространственного восприятия, зрительной памяти, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, подвижности артикулярного аппарата.
Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Формирование навыка беглого, безошибочного чтения, эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
Оборудование:
1. Организационный момент.
Звучит мелодия из сказки «Бременские музыканты». Дети входят в класс, встают в круг.
Приветствие с добрым словом.
Ребята, а вы узнали мелодия из какой сказки звучит?
Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке «Бременских музыкантов». А наш путь будет освещать волшебный фонарь. Сказочное тепло волшебного фонаря поможет вам научиться быстро и правильно читать, составлять предложения и слова, быть доброжелательными и внимательными друг к другу.
А кто скажет? Какие герои встречаются в сказке?
- Давайте пригласим героев этой сказки к нам на занятие.
(проходят за парты)
2. Коррекция мелкой моторики.
Психолог :
– У вас на партах, лежат разрезанные картинки. Соберите из частей целое и узнайте имя нашего первого гостя. (Дети собирают картинку кота.)
Это КОТ.
4. Упражнения на координацию рук.
Логопед:
Почему кошку называют чистюлей?
Давайте покажем, как кошка умывается: левой лапкой моем лоб, правой – щечку: на счет 1,2,3,4. Трём сильнее; а теперь поменяем руки.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
– Теперь покажем, как кошка чистит зубки (возьмите зеркала). Язычком чистим зубки:
верхние;
нижние;
за верхними;
за нижними;
кот моет верхнюю губу: 3 раза;
нижнюю губу: 3 раза;
язычком тянемся к левой щеке, к подбородку, к правой щеке.
5. Развитие слухового восприятия восприятия.
Психолог :
А теперь ребята послушайте, какие какие вещи взял кот с собой к нам в гости?
Загадки
– А вы любите заниматься спортом?
– Кому из вас нравятся уроки физкультуры?
– Кто делает по утрам зарядку?
(Заслушиваются ответы детей.)
Психолог : Молодцы, тот, кто будет дружить со спортом, непременно вырастет сильным, смелым и здоровым.
6. Физкультминутка.
Логопед:
– Наш гость Кот предлагает заняться спортом вместе с ним и разучить такую физкультминутку:
Котик лапки напрягает
Котик штангу поднимает
1, 2, 3, 4, 5
Можно штангу опускать.
7. Развитие зрительно-моторной координации.
Психолог :
2 класс – «Рисование по точкам»
4 класс – «Графический диктант»
Логопед: Кто появился у вас на листочках? СОБАКА. Значит к нам в гости спешит собака. Логопед: Молодцы, ребята, помогли собаке. Все справились с заданием.
8. Формирование грамматического строя речи.
Логопед:
«Скажи правильно».
9. Развитие фонематического восприятия.
Логопед:
– Посмотрите на картинки. По первым звукам каждого слова составьте имя нашего следующего гостя:
2 класс
– попугай 1 звук – П;
– ель – Е;
– тигр – Т;
– улитка – У;
– хомяк – Х.
4 класс – «Составь предложение»
Логопед: Петух нес важное сообщение, но по дороге проголодался и склевал две буквы. Давайте восстановим слова и прочитаем, что у нас получится. СКОРО ЛЕТО
2 класс-
4 класс-
Логопед:
– Действительно, посмотрите на улицу, сегодня последний день осени, а погода уже по-зимнему холодная. И птицы нуждаются в вашей помощи. Не забудьте повесить кормушки! А птицы потом вас отблагодарят веселой песней.
10. Расширение поля зрения.
Логопед:
–Буквы, составляющие имя нашего последнего гостя, разбежались и попрятались на доске. Отыщите их и составьте слово: ОСЁЛ.
11. Фонематическая разминка.
Логопед:
– Герои сказки отправились в город Берн, чтобы стать настоящими артистами. Давайте попробуем спеть так, как поют они.
ОСЁЛ: ИА_ ИА _ИА _ИА
КОТ: МЯУ_ МЯУ _ МЯУ _МЯУ
СОБАКА: ГАВ _ ГАВ _ ГАВ _ ГАВ
ПЕТУХ: КУ _ КА _ РЕ _ КУ
Наденьте маски и попробуйте превратиться в наших героев: но петь будет только тот, кого я назову: по очереди:
СОБАКИ
КОТЫ
ОСЛЫ
ПЕТУХИ
СОБАКИ И ОСЛЫ
КОТЫ И ПЕТУХИ
СОБАКИ И ПЕТУХИ
ПЕТУХИ И ОСЛЫ
ВСЕ ВМЕСТЕ
Психолог :
– Мне больше всего понравилось, когда вы пели все вместе. Всегда все дела выполняйте вместе, и тогда у вас всё хорошо будет получаться.
12. Звукобуквенный анализ слов (по героям сказки).
13. Итог с психооценкой.
Психолог:
– Ребята, мне очень вы понравились, вы очень хорошо работали. А вам понравился наш урок? А что вам больше всего понравилось? Какой герой запомнился больше? А сейчас я вам предлагаю нарисовать пальчиками на песке веселые эмоции.
Я вижу, что на всех ваших эмоциях появились весёлые улыбки и в нашем классе сразу стало светлее и уютнее. Я думаю, пора погасить наш фонарь. Давайте возьмёмся за руки и задуем огонь все вместе.
А теперь давайте прощаться и скажем нашим гостям до свидание.