Программа деятельности Детского общественного объединения
«Школьная республика «Искатели»» на 2016-2017 учебный год
1. Пояснительная записка.
После ликвидации пионерской и комсомольской организации, школа работает по методике И.П. Иванова, которая является одним из эффективных средств развития детского коллектива. Начиная с 1987 года, школа накопила богатый опыт работы по данной методике, в которой И.П. Иванов выдвинул идею «Педагогики общей заботы». Наш коллектив старается сохранять и поддерживать эту идею и по сей день. Воспитание уважения к истории и традициям своей школы, посёлка, страны - одно из главных направлений. Умелое руководство, сочетание различных форм работы позволяет формировать лидерские качества у школьников, от этого зависит социальная успешность детей в будущей учебной, личной, профессиональной деятельности.
Применение КТД позволило создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности школьника, развитие различных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов.
КТД становятся мощной силой притягивающей в школу, обеспечивает широкую внеурочную занятость детей. Традиционными стали КТД: День Знаний, Праздник осени, День самоуправления. День учителя, День здоровья, День матери, Благотворительная ярмарка , Новогодний карнавал, Праздник песни и строя, Праздник 8 марта, День смеха, День Победы, День защиты детей.
При разработке концепции мы организовали проблематизацию, обсуждение проблем воспитания в нашем социокультурном пространстве с точки зрения родителей, детей и педагогов.
По мнению педагогов, честность, любовь к людям и всему живому, интеллигентность начинают считаться словами устаревшими, а сами качества личности — немодными, так как они не приносят человеку ни благосостояния, ни уверенности в завтрашнем дне. Для того чтобы перечисленные выше качества стали приоритетными, воспитание необходимо поставить на должный уровень. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, потому что вызванные им к действию духовные саны будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего духовного роста и становления личности.
Цель воспитания — влиять на ребенка, развивая богатство его души, профессионально и с любовью воспитывать личность.
По мнению родителей, задача педагога — помочь ребенку стать Личностью и Человеком. Личность может быть воспитана только Личностью. Поэтому к воспитателю школа предъявляет свои требования: развивайся, твори, имей живую душу и живую этику, люби каждого ребенка, а не детей «вообще», воспитывай личным примером. Учитель, занимающийся воспитанием ребенка, должен уважать детей, делать им добро.
По мнению детей, каждый классный руководитель должен помнить, лишь тот имеет право требовать от других, кто умеет требовать от себя. У учителя должно быть единство слово и дела. Дисциплина, конкретность и подтянутость должны быть присущи учителю, тогда он имеет право требовать это от ученика. Будем считать, что учитель добился своей цели, если он останется в памяти ученика. Поэтому первым этапом проектирования воспитательного пространства было согласование общих целей и ценностей субъектов. В результате согласования возникла цель воспитания – воспитание свободной, духовно богатой и высоконравственной личности, способной к творческому саморазвитию и компетентному решению задач, возникающих в конкретной жизненной ситуации. Реализация данной цели, актуализировала создание единого образовательного пространства школы, путем объединения усилий всех субъектов (педагоги, родители, дети, педагоги доп. образования). В таком воспитательном пространстве целенаправленно организована цепь социально значимых педагогических событий, совместное событие ребёнка и взрослого в едином смысловом поле. Каждый субъект в таком пространстве имеет возможность, проявить инициативу и реализовать в совместной деятельности свой проект.
В современных условиях, когда в обществе остро стоит вопрос возвращения нравственных ориентиров в детскую и молодежную среду, возникает потребность в возрождении и усилении роли детских объединений. В связи с этим, в нашей школе возникла идея продолжения уже существующих традиций через создание программы работы школьного детского объединения «Искатели». Программа направлена на создание определенных условий для разностороннего развития ребенка посредством игры.
2. Идея программы.
Формирование личности возможно в ситуации успеха, но далеко не каждый ребенок способен через учебную деятельность реализовать свои способности, быть успешным. Цель взрослых участников игры помочь каждому ребенку самореализоваться через игровую деятельность.
Детская игра – сфера активного общения личности, поскольку предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельность, развивающую неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении. В работе детского объединения возможно оптимальное сочетание игры и учебной деятельности.
3.Нормативная база ученического самоуправления.
В перечень документов, регламентирующих самоуправление в школе, входят: Закон РФ «Об образовании», положение об ученическом самоуправлении, Устав школы, Конвенция о правах ребенка, документы ДОО: Конституция детской организации «Искатели», правила поведения учащихся, положение о школьном конкурсе «Класс года», программа деятельности детской организации.
4. Цель и задачи
Цель - создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности.
Задачи:
- становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;
-приобщение школьников к общечеловеческим ценностям и усвоение ими социальных норм через участие в общественной жизни школы;
- развитие творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции школьников;
- создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважения детей и взрослых.
5. Деятельность ДОО «Школьная республика «Искатели»» строится на принципах:
-принцип педагогического содействия: педагогический коллектив посредством педагогов консультантов через общешкольные органы ученического самоуправления, классные руководители через совет представителей класса осуществляют педагогическое влияние;
- принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с деятельностью организации, решаются только его членами;
- принцип ответственности: каждый ученик несет ответственность перед организацией;
- принцип равноправия и сотрудничества: все ученики имеют равные права, могут отстаивать свои интересы и интересы других учащихся;
- принцип коллективности: любое решение в организации принимается после коллективного обсуждения с учетом самых разнообразных мнений;
- принцип гласности: все решения организации доводятся до сведения учащихся;
- принцип прав и обязанностей учащихся: сочетание общественных и личных интересов в работе органов ученического самоуправления.
6. Регламент формирования органов управления.
Высшим органом управления детской общественной организацией является общешкольное ученическое собрание.
Общешкольное ученическое собрание (Школьный Парламент) формируется из активов 5 -11 классов. В основе деятельности ученического самоуправления лежит изучение интересов и запросов учащихся, обобщение, доведение до сведения администрации, организация конкретной работы по их удовлетворению.
В деятельности ДОО принимают участие учащиеся классов, их родители, педагоги, работники школы.
Общешкольное ученическое собрание призвано оказывать помощь в организации самоуправления и самоуправления в школе, осуществлять социальную защиту, отстаивать права учащихся.
7. Направления деятельности:
Направления | Воспитательные задачи | Содержание работы | Ответственные |
Человек | Создание условий для сохранения и физического и психического здоровья учащихся; -воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; -пропаганда здорового образа жизни; формирование навыка здорового образа жизни; развитие интереса к физической культуре и спорту. | -Работа по соблюдению санитарно гигиенических норм; -Возможности уроков физического воспитания; занятия по психологии; -проведение занятий ОБЖ; -развитие сети спортивных кружков и секций; -проведение дней здоровья, спортивных мероприятий, соревнований между классами, спортивного тура игры; -проведение акций по пропаганде здорового образа жизни, против табакокурения, алкоголизма и наркомании; -участие спортивных команд школы в районных и краевых соревнованиях. -введение большой перемены 20 минут -обогащение рациона питания комплексами функционального питания, витаминными комплексами. | Медработник Психологи Преподаватели ОБЖ и физкультуры. Руководители спортивных секций Министерство ЗОЖ |
Труд | -воспитание ответственного отношения к общественно-полезному труду; -формирование навыков физического труда; -воспитание толерантного отношения к результатам чужого труда. | -Профориентация -проведение субботников -оказание социальной помощи ветеранам ВОВ и труда | Преподаватели технологии, Зам. директора по АХЧ, Зам.директора по ВР Министерство труда
|
Знание | -Выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся; -воспитание уважительного отношения к знаниям, потребности в образовании, стремление к самообразованию; формирование навыков умственного труда. | -Использование развивающих методик и технологий в обучении; -вовлечение школьников в предметные кружки, факультативы; -проведение внеклассных мероприятий интеллектуального характера интеллектуального тура общешкольной игры; работа НОУ; -проведение школьных и участие в районных и краевых предметных олимпиадах; -организация школьной и участие в районной научно-практической конференции. -разработка системы поощрения лучших учеников. | Зам директора по УВР Совет НОУ
Зам директора по научно-методической работе. Министерство образования |
Земля | -формирование понимания экологических проблем; -воспитание потребности участия в деятельности, направленной на решение экологических проблем | -Развитие сети кружков и клубов, имеющих экологическую направленность; -проведение мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды, помощь животным, птицам. | Зам директора по ВР Педагоги дополнительного образования Министерство культуры |
Культура | -Выявление и развитие творческих способностей учащихся; -создание условий для творческой самореализации школьников; -воспитание стремления к творчеству и красоте во всех её проявлениях жизни. -гуманизация воспитательного и воспитательного процесса ; -создание условий для освоения учащимися общечеловеческих нравственных и культурных ценностей; -воспитание чувства собственного достоинства и уважения к достоинству и правам других людей; -воспитание ответственности за окружающий мир, за сохранения жизни на земле; -формирование правовой и экологической культуры отношений, в т.ч между полами -воспитание уважения к семье, родителям подготовка к семейной жизни | -Использование воспитательных возможностей предметов эстетического цикла; -развитие сети кружков и клубов, направленных на развитие творческих способностей; -проведение праздников, фестивалей, смотров художественного и технического творчества, отчётов кружков, художественного тура общешкольной игры -издание литературного сборника; -участие команд школы в районных конкурсах; -посещение театров, музеев, выставок -использование воспитательных возможностей предметов общественного и гуманитарного цикла; -проведение бесед по культуре поведения, психологических и социальных тренингов, ролевых игр, диспутов на морально этические темы | Зам директора по ВР Педагоги дополнительного образования |
Министерство культуры Министерство СМИ | |||
Отечество | -Воспитание уважения к истории и культуре своей страны, народа, края -воспитание уважения к истории и традициям своей и школы , гордости за неё. -воспитание чувства ответственности за настоящее и будущее своей школы, края, страны. | -Изучение истории России, края, школы; -создание музея школы; -организация праздников посвящённых историческим датам; -посещение музеев, организация экскурсий по району и краю. -проведение встреч с ветеранами войны, труда УВД, вооружённых сил; -проведение конкурсов сочинений, рисунков, фотографий, стихов, певцов на патриотическую тему; -проведение военно-спортивного конкурса « А ну-ка парни»; -участие в военно-спортивной игре «Зарница» -организация дежурства на посту №1, летних сборов старшеклассников; -изучение и соблюдение законодательства о правах ребёнка; -организация правового лектория для учащихся и родителей | Заместитель директора по ВР Организатор Преподаватель ОБЖ
Министерство юстиции
Министерство культуры |
Самоуправление | -Воспитание стремления к самореализации в обществе; -формирование правовой и экономической грамотности; -формирование навыков совместной деятельности с другими людьми, навыков организации совместной деятельности; -выявление и развитие лидерских качеств; -воспитание уважения к труду как основе достойной жизни; -воспитание хозяйственного отношения к школе -создание условий для профессионального самоопределения. | -Создание и развитие системы детского самоуправления в школе; -организация деятельности по самообслуживанию, благоустройству школьных помещений и территорий школы; -организация летней трудовой четверти; -работа пресс центра, издание школьной газеты; -знакомство с миром профессий, помощь в профессиональном самоопределении. | Заместитель директора по ВР Соц. педагог Организатор
Президент |
Во главе ДО «Искатели» стоит президент, который избирается сроком на 1 год. Есть законодательная и представительная власть – Совет (Школьный Парламент), в который входят президент, вице-президент, лидеры 5-11 классов, координаторы. Это постоянно действующий орган. Исполнительный комитет — министерства Образования, Культуры, СМИ, Юстиции, Труда, ЗОЖ, Физкультуры и спорта. Порядок избрания определяется положением о выборах. Также работают классные министерства, председатели которых входят в состав школьных министерств.
Министерство Образования:
- организует, планирует и проводит познавательные дела в классных коллективах.
- помогает педагогам в проведении предметных недель, олимпиад.
- ведет учет учебных достижений школы.
- осуществляет контроль за посещаемостью и успеваемостью. Ведёт экран успеваемости.
- организует взаимопомощь в классе;
- распределяет занятость класса по интересам;
- отвечает за состояние дневников, учебников, тетрадей;
- подводит итоги на школьных линейках
Министерство Труда:
- планирует и организует в Содружестве трудовую деятельность;
- отвечает за порядок на школьной территории;
- следит за качеством дежурства по школе;
- обеспечивает порядок во время проведения школьных мероприятий
Министерство ЗОЖ:
- организует проведение физкультминуток;
- пропагандирует здорового образа жизни через участие в акциях;
- осуществляет помощь в подготовке классных часов по пропаганде здорового образа жизни.
Министерство Юстиции.
- выполнение Устава школы;
- соблюдение правопорядка в школе;
- совместная деятельность с Управляющим советом школы;
- участие в работе с учащимися «Группы риска»
Министерство Культуры:
- готовит и проводит праздники. Организует в коллективные творческие дела.
- ведет учет и пропагандирует творческие достижения.
- организует экскурсии, выходы в музеи, на выставки.
- проведение фестиваля классных уголков;
- организация и участие в школьном конкурсе «Лучший класс года» и других промежуточных конкурсах.
Министерство СМИ:
- главный печатный орган, состоящий из службы корреспондентов и фотослужбы;
- освещает все важные события через выпуск стенгазеты «Семерочка»;
- доводит до ученического коллектива постановления органов власти;
- через выпуск оперативных информационных листков;
- оформляет и ведет летопись школы;
Министерство физкультуры и спорта
- организует спортивную и оздоровительную работу.
- ведет учет и оформляет спортивные достижения.
Волонтеры:
- оказывают шефскую помощь престарелым людям, младшим школьникам, нуждающимся;
-организуют благотворительные акции, концерты и пр.;
- ведут работу по экологическому направлению.
8. Технологический блок.
Основные формы деятельности:
- избирательная кампания по выборам;
- работа по применению законов;
- заседания Школьного Парламента (не реже 2 раз в месяц);
- проведение педсоветов по вопросам самоуправления, методических объединений, родительских собраний, открытых мероприятий.
- работа классных и школьных министерств;
- еженедельные линейки
9. Циклограмма работы органов самоуправления.
1 этап: подготовительный (сентябрь):
- пресс-конференция по итогам года.
- выбор актива.
- формирование избиркома.
2 этап: избирательный (сентябрь-октябрь):
- выдвижение и регистрация кандидатов избиркома;
- проведение предвыборной кампании;
- выборы президента;
- формирование Школьного Парламента.
3 этап: правовой (октябрь-апрель).
4 этап: работа комитетов (министерств) (октябрь-апрель).
5 этап: подведение итогов (май):
- подготовка министерствами отчетов по работе за год.
- итоговое открытое заседание Школьного Парламента
1. Каждый ученический совет обязан:
-доносить всю поступающую информацию до своих классных коллективов;
- организовывать работу согласно функциям;
-координировать работу классных органов самоуправления;
-отчитываться о проделанной работе на заседании парламента( по приглашению).
2. Заседания министерств проходят по мере необходимости.
3. За каждым министерством закреплен ученик-координатор, который помогает учащимся координировать свою работу.
10. Права и обязанности членов организации.
Члены организации имеют право:
- на проявление собственной активности в организации работы организации «Искатели» в соответствии с его целями и задачами;
- на выражение мнений, сомнений, касающихся содержания деятельности организации, и получение на них объяснений и ответов;
- избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать выборным органам свои проблемы и получать от них помощь;
- на участие в планировании деятельности организации и выполнении принятого плана;
- входить в состав других объединений, организаций, клубов.
Члены организации обязаны:
- действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;
- достойно, культурно вести себя;
- проявлять уважение к старшим;
-уважать взгляды и убеждения других людей;
- уважать свободу и достоинство другого человека;
- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье свои товарищей.
11. Поощрения и наказания
Члены организации поощряются за достижения в учебе и спорте, за общественную работу. Вид поощрения и порядок его присуждения определяется на Совете старшеклассников (Школьном Парламенте).
Меры наказания определяются Школьным Парламентом или Собранием учащихся индивидуально по каждому случаю, опираясь в решении на Устав Школы, Правила поведения учащихся, соблюдая Конвенцию о правах ребенка.
12. Условия деятельности организации.
Деятельность организации возможна лишь тогда, когда дети и подростки видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих разнообразных интересов и потребностей. Организация сотрудничает со всеми, кто проявляет к ней интерес и готов оказать помощь в реализации идей. Ликвидация детской общественной организации осуществляется по решению общешкольного ученического собрания большинством голосов.
13. Символика детской общественной организации.
Детская общественная организация «Искатели» имеет свою символику:
- эмблема: круг, в котором расположена путеводная звезда;
-галстук- бандана зелёного цвета символизирует (молодость, активность, надежду, изобилие, свободу, радость).
Искатели:
И-интеллект
С -самостоятельность
К –креативность
А – активность
Т-традиции
Е- единства
Л- любознательность
И- интерес
Законы организации.
1. Пришёл - не молчи.
2. Критикуешь – предлагай.
3. Предлагаешь – действуй.
4. Что говоришь - думай.
5. Умей слушать других.
6. Дал слово - держи.
7. Твори, выдумывай, пробуй.
Заповеди
1.Будь правдивым, никогда не лги.
2.Старость уважай.
3. Будь весёлым и никогда не падай духом.
4.Будь аккуратным и в одежде и в делах.
5. Помни о своих корнях, о своей Родине.
6.Будь завтра лучше, чем ты есть сегодня и чем ты был вчера.
Девиз: От интереса к знаниям, через самостоятельность - к успеху
Ритуал - подъем и спуск флага на торжественных линейках, возложение венков на аллее Славы.
Традиции
1.КТД
2.Линейки
3.Праздник песни и строя, посвящённый 9 мая
4.Субботники.
5.Зарница.
6.Тимуровская работа.
14. Результатом реализации данной программы может стать:
-создание условий для приобретения общественного, социального опыта, коммуникативной культуры;
-осуществление преемственности между начальным и старшим звеном школы;
-создание методической копилки в области игровой деятельности детей внутри школы;
-сплочение детского коллектива, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, самобытности личности ребенка, формирование духовно – нравственных ценностей посредством игровой практики;
-внедрение в школе самоуправления;
-привлечение внимания родителей к проблемам воспитания учащихся и организации досуга детей.
15. Контроль.
На протяжении всего периода обучения классные руководители фиксируют фактическое участие детей в классных и общешкольных мероприятиях, проводимых в рамках действия детского объединения, результаты участия в мероприятиях обязательно отображаются в личных портфолио учащихся и в портфолио класса.
На школьном сайте выставляются результаты деятельности на страничках «Новости школьной жизни» и Детское общественное объединение «Искатели».