ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
| ОТДЫХ | ДОО | ФСК "СИЛА" | ДОКУМЕНТАЦИЯ | ТВОРЧЕСТВО |
|СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ | КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО |
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача педагога – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни. Естественно, ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут в полной мере адекватно активизировать процесс социализированности наших подростков. Школа же благодаря своему воспитательному потенциалу способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Этот потенциал школы может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение педагогов управлять процессом воспитания учащихся и «строить» из каждого обучающего личность социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с окружающим социумом. Концепция воспитательной системы подразумевает, что школа создает условия для самореализации и самоутверждения обучающихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но и социально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания. Концепция разработана в соответствии: - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 13.02.2009 г., Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МОиН РФ от 6 октября 2009г. № 373);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 года № 19644);
- Конвенцией о правах ребенка принятая резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.;
Общие сведения об ОУ
Общие сведения об образовательном учреждении | |
Историческая справка | Свою историю наша школа начинает с 1961 года. Школа располагалась в одноэтажном здании по ул. Вокзальная. В 1977 году было построено новое здание для десятилетней школы по ул. Красноярская, где приступили к занятиям учащиеся 1-10 классов. В 1992 году появилось дополнительное здание рядом с основным. В итоге МБОУ Курагинская СОШ № 7 имеет 3 здания. Изначально школа имела статус железнодорожной школы и имела № 8, а с 1998г. она стала относиться к школам района, ей был присвоен № 7. В 2007 году школа была аккредитована на получение образовательной деятельности по обучению учащихся как Муниципальное общеобразовательное учреждение Курагинская средняя общеобразовательная школа № 7. В 2010 году школа была переименована в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Курагинская средняя общеобразовательная школа № 7. В данный момент она отвечает современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса: учреждение на 100% соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, имеет высокоскоростной симметричный доступ в сеть Интернет, создан сайт общеобразовательного учреждения, который обновляется регулярно. |
Юридический адрес | 662912, Красноярский край, Курагинский район, пгт Курагино, ул. Красноярская 8 Б, кон.тел. 8(39136)99251, s7kuragino@mail.ru |
Фактический адрес | 662912, Красноярский край, Курагинский район, пгт Курагино, ул. Красноярская 8 Б, кон.тел. 8(39136)99251, s7kuragino@mail.ru |
Учредитель | Управление образования администрация Курагинского района |
Лицензия | лицензия А № 0000817 выдана 13.10.2011 г. регистрационный номер 6117-л. Свидетельство о государственной аккредитации ОП № 019988 выдан 15.03.2012 г. |
Аккредитация | свидетельство о государственной аккредитации от 29.04.2013г. серия 23А01 №0000301, регистрационный №02560 |
Электронная почта | |
Сайт школы | |
Характеристика социокультурной среды микрорайона ст. Курагино | |
Пространственные характеристики микросоциума | МБОУ Курагинская СОШ № 7 расположена на станции Курагино. На станции функционируют МБДОУ № 9 «Аленушка», МБУК ДК станции Курагино, филиал МБУК ЦБС Курагинского района, почтовое отделение, железнодорожная станция Курагино, ПМС-181, ООО «Курагинский ТеплоВодоканал», аптека. |
Архитектурно-планировочные особенности | В микросоциуме представлены разные типы зданий. В основном двухэтажные и частные дома. |
Демографическая характеристика состава жителей микросоциума | Состав жителей микрорайона неоднороден. По национальному критерию преобладают русские, среди других национальностей – армяне, украинцы, немцы, татары, узбеки. Многие женщины являются домохозяйками (среди них и родители учащихся школы). В микрорайоне отмечается равномерное соотношение мужского и женского населения. |
Характеристика социально-психологического климата микросоциума. Типичный стиль жизни семей | В микрорайоне проживают неблагополучные семьи, в основном в бараках. Однако, их доля по сравнению с остальными семьями довольно мала. Большинство семей принимают активное участие в жизни школы. |
Сотрудничество школы | · МБОУ ДОД Курагинский ДДТ; · МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»; МБОУ ДОД Курагинская ДЮСШ; · МБУ ДК станции Курагино; · МКУ МЦ «Патриот»; · МБУК «Межпоселенческий районный Дом культуры»; · МБУК «Курагинский краеведческий музей»; · МБУК «Детская школа искусств»;МБУК ЦБС Курагинского района; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Курагинского района; МО МВД России «Курагинский» |
Характеристика образовательного процесса | |
Режим работы | Продолжительность учебного года (недель) – 1-е классы-33 недели, 2-5, 9,11 классы –34 недели, 6-8, 10 — 35 недель. |
Контингент учащихся | Количество учащихся школы – 227 человек. Количество классов – 13 (общеобразовательные классы); - 1 (ОВЗ) |
Образовательные программы | Тип образовательных программ: общеобразовательная. |
Кадровое обеспечение | Всего учителей – 32 человек (из них 2 выпускника школы). |
Управляющая система школы | Структура управления школой представлена многоуровневой моделью. |
Статус учреждения | Общеобразовательное учреждение |
Цели и задачи деятельности ОУ | - Создание комфортной образовательной среды для формирования у обучающихся компетенций необходимых для жизни в современном обществе; - совершенствование содержания и технологий образования; - развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; - повышение эффективности управления в системе образования; -совершенствование экономических механизмов в сфере образования. |
Объем образовательных услуг | Тип образовательных программ: общеобразовательная. |
Цель и задачи воспитательной системы
Целью воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного воспитания является воспитание целеустремленной, инициативной, нравственной личности с активной гражданской позицией. Это способствует ее творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных взаимоотношении в коллективе.
Исходя из цели воспитательного процесса, сформулированы задачи воспитательной деятельности:
- содействие формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, содействие формированию у них основ культуры и общения, умений построения межличностных отношений;
- содействие формированию осознания собственного «Я», оказание помощи обучающемуся в самоопределении и самореализации;
- содействие повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса и школы, формирование активной жизненной позиции;
- создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
- создание условий для открытого воспитательного пространства, в котором принимают активное участие родители и окружающий социум.
Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса является идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно-ориентированной системе.
Исходя из задач, нами была составлена модель личности выпускника. В центре – выпускник, и качества семи основных направлений, характеризующих достойную, социально адаптированную личность.
Компетентности личности, соответствующие направлениям:
Семья:
- внимательный, заботливый сын (дочь);
- умеет создавать уют в доме, заботиться о членах семьи;
- стремиться к расширению знаний и умений в создании семейного очага.
Труд:
- хорошо знает трудовые ресурсы поселка, района; - готов к профессиональному самообразованию;
- адекватно оценивает свои реальные и потенциальные возможности;
- умеет добровольно оказывать помощи на благо других;
- умеет строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.
Культура:
- владеет основами коммуникативной культуры личности;
- умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- понимает сущность нравственных черт и качеств характера окружающих людей.
Знание:
- испытывает потребность в знаниях; - умеет учиться, способен к самообразованию;
- ориентируется в общественно-политической и экономической жизни страны, имеет свою оценку окружающих событий.
Земля:
- понимает экологические проблемы;
- активно участвует в деятельности, направленной на решение экологических проблем.
Человек:
- стремится к здоровому образу жизни;
- осознает здоровье как одну из основных жизненных ценностей.
Отечество:
- знаком с национальной культурой, традициями поселка и страны;
- знает и уважает государственные символы;
- обладает такими качествами как патриотизм, гражданственность, ответственность за свою Родину;
- активно участвует в общественной жизни поселка;
- является законопослушным гражданином.
Эти семь ценностей были выбраны в качестве основных направлений воспитательной работы.
Этапы построения воспитательной системы
1 Этап – Этап становления.
Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.
Задачи:
1.Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.
2.Введение инноваций в школьную жизнь.
3.Создание модели выпускника. 4. Формирование связей с внешней средой.
Ожидаемый результат: цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.
2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы.
Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.
Задачи:
1.Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
2.Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.
3.Развивать самоуправление.
4.Развивать взаимодействие школы с внешней средой. 5. Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы.
Ожидаемый результат: программа развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.
3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована.
Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
1. Содружество детей и взрослых.
2. Реализация личностного подхода.
3. Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.
4. Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.
Ожидаемый результат: создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.
4 этап – Этап обновления и перестройки.
Цель: Рост социальных потребностей коллектива.
Задачи:
1. Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.
2. Разнообразие содержания.
3.Усложнение организационных и управленческих процессов.
Ожидаемый результат: совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.
Система воспитания и развития творчества детей формирует воспитательное пространство самовыражения личности ребенка. Детям создаются условия для самовыражения в познавательной, трудовой, эстетической, спортивной, коммуникативной, игровой деятельности.
При организации любой деятельности необходимо учитывать половозрастные, психологические и индивидуальные особенности личности.
− праздники; − конкурсные программы; − интеллектуально-познавательные программы; − концертные программы; − танцевальные программы; − марафоны; − выставки; − отчетные концерты; − КТД;
| − клубы по интересам; − акции; − интеллектуальные программы; − конференции; − мастер – классы; − индивидуальные беседы; − театрализованные представления; − дискотеки; − ярмарки.
|
Принципы воспитательной системы
Принцип вариативности | Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в секциях, кружках, студиях |
Принцип сотрудничества | Право ребенка выступать в качестве субъекта целепологания, т.е. право решать проблему « с двух сторон» - и взрослыми, и детьми |
Принцип инновационный | Право на активный инновационный поиск ребенком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования |
Принцип комфортности | Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях |
Принцип программности | Право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей |
Принцип самоуправления | Право на самоуправление школой |
Принцип заинтересованности | Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме |
Принцип адекватности | Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить |
Принцип коммуникативности | Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми |
Принцип адаптивности | Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества |
Формирование воспитательной среды в школе, содействующей самовыражению личности детей и педагогов:
- поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально – психологического климата в школе, наличие у детей и педагогов чувства комфортности, защищенности;
- обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности ребенка и взрослого;
- существование реальных объектов и предметов для проявления учащимися и педагогами своих способностей;
- восприятие и детьми и взрослыми творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;
- создание системы психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей;
- использование в воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания;
- моделирование и построение воспитательных систем в кружках, секциях, сориентированных на участие личности в деятельности по формированию и проявлению своих уникальных свойств и качеств;
- создание системы мониторинга по отслеживанию изменений в развитии личности и коллектива.
Механизм функционирования воспитательной системы
Воспитательная система школы выполняет следующие функции:
- развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
- интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных несогласованных воспитательных воздействий;
- регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
- защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
- компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
- корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении педагогических условий, таких как:
Обеспечение готовности личности ребенка к самовыражению:
- формирование позитивной Я - концепции;
- актуализация потребностей в самоактуализации и самоутверждении;
- обеспечение формирования умений у детей в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе.
Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности.
Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему значений, констатирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.
На основе анализа современных концепций воспитания определены подходы к воспитанию.
- Личностно – созидающий подход в организации воспитательного процесса: изначальная устремленность педагогического коллектива на созидание растущей личности, ее непрерывный рост.
- Индивидуализация растущей личности в процессе ее социализации: предоставление ребенку права выбора форм и направлений своей деятельности, своего досуга.
- Создание благоприятных условий:
- для удовлетворения многообразных культурно – образовательных потребностей детей;
− психического и физического оздоровления детей;
− для удовлетворения дефицита общения детей, педагогов, родителей;
− для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого ребенка.
Система организации
программно-методического сопровождения
Функции деятельности по методической поддержке классных руководителей:
− диагностическая;
− прогностическая;
− адаптационная;
− инновационно-развивающая;
− организационно-педагогическая деятельность;
− информационно-аналитическая.
Принципы работы:
- демократичность;
- научность;
- системность;
- открытость;
- целенаправленность;
- принцип конкретности и интеграции;
- оперативность и гибкость.
Организация (формы организационной работы).
1. Аналитико-диагностическая деятельность:
− наблюдение;
− тестирование;
− соцопросы;
− анкетирование;
− проектирование;
− консультирование;
− анализ.
2. Инновационно-развивающая, информационно-организационная, информационно-педагогическая деятельность:
- посещение занятий, праздников;
- конкурсы;
- обучающие семинары;
- тренинги;
- открытые программы;
- конференции;
- обзоры педагогической литературы;
- методическая учеба;
- педагогические советы;
- работа методического объединения;
- работа творческих групп;
- скорая методическая помощь.
Результативность воспитательной компоненты
Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели ее эффективности.
Первый критерий – самоактуализация личности обучающихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.
Третий критерий – конкурентоспособность нашего учебного заведения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в своем учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования района.
Успешной реализации концепции воспитательной системы способствует разработанный план воспитательной работы, где отражены цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и обучающихся. В качестве подпрограмм в школе разработаны и действуют:
- программа «Одаренные дети»;
- программа воспитания здорового образа жизни «Здоровье»;
- программа по развитию гражданского образования «Я – россиянин»;
- программа профилактики безнадзорности и правонарушений;
- программа по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- программа профессионального самоопределения обучающихся «Путь к профессии»;
- программа деятельности ДОО «Искатели».