ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

                        | ОТДЫХ | ДОО | ФСК "СИЛА"  | ДОКУМЕНТАЦИЯ | ТВОРЧЕСТВО |

|СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ | КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО |
 


Концепция воспитательной системы МБОУ Курагинской  СОШ № 7

 

Пояснительная записка

       Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача педагога – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать  правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.      Естественно, ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут в полной мере адекватно активизировать процесс социализированности наших подростков. Школа же благодаря своему воспитательному потенциалу способна помочь в определении ориентации  личности каждого ученика.  Этот потенциал школы может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение педагогов управлять процессом воспитания учащихся и «строить» из каждого обучающего личность социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с окружающим социумом.                                                                         Концепция воспитательной системы подразумевает, что школа создает условия для самореализации и самоутверждения обучающихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению,  культурному росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но и социально. Причем все виды его развития проявляются в  его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.                                                                                                                 Концепция разработана в соответствии:                                                                                                                                           - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

     - Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции     от 13.02.2009 г., Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании          в Российской Федерации»;

     - Национальной  образовательной инициативой «Наша новая школа»;

  - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего          образования (приказ МОиН РФ от 6 октября 2009г. № 373);

  - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего           образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской          Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции            Российской Федерации 1 февраля 2011 года № 19644);

      - Конвенцией о правах ребенка принятая резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН      от       20.11.1989 г.;

 Общие сведения об ОУ

Общие сведения об образовательном учреждении

Историческая справка

Свою историю наша школа начинает с 1961 года.  Школа располагалась в одноэтажном  здании по ул. Вокзальная. В 1977 году было построено новое здание для десятилетней школы по ул. Красноярская, где приступили к занятиям учащиеся 1-10 классов. В 1992 году появилось дополнительное здание рядом с основным. В итоге МБОУ Курагинская СОШ № 7 имеет 3 здания.

Изначально школа имела статус железнодорожной школы и имела № 8, а с 1998г. она стала относиться к школам района, ей был присвоен № 7. В 2007 году школа была аккредитована на получение образовательной деятельности по обучению учащихся как Муниципальное общеобразовательное учреждение   Курагинская средняя общеобразовательная школа № 7.

В 2010 году  школа была переименована в Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение Курагинская средняя общеобразовательная школа № 7.  В данный момент она отвечает современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса: учреждение на 100% соответствует  санитарно-эпидемиологическим правилам и  нормативам, имеет высокоскоростной симметричный доступ в сеть Интернет, создан сайт общеобразовательного учреждения, который обновляется регулярно.      

Юридический адрес

662912, Красноярский край, Курагинский район, пгт Курагино, ул. Красноярская 8 Б, кон.тел. 8(39136)99251, s7kuragino@mail.ru

Фактический адрес

662912, Красноярский край, Курагинский район, пгт Курагино, ул. Красноярская 8 Б, кон.тел. 8(39136)99251, s7kuragino@mail.ru

Учредитель

Управление образования администрация Курагинского района

Лицензия

лицензия А № 0000817 выдана 13.10.2011 г. регистрационный номер 6117-л. Свидетельство о государственной  аккредитации ОП № 019988 выдан 15.03.2012 г.

Аккредитация

свидетельство о государственной аккредитации от 29.04.2013г. серия 23А01 №0000301, регистрационный №02560

Электронная почта

s7kuragino@mail.ru

Сайт школы

Www.school7.vov.ru

Характеристика социокультурной среды микрорайона ст. Курагино

Пространственные характеристики микросоциума

МБОУ Курагинская СОШ № 7 расположена на станции Курагино. На станции          функционируют МБДОУ № 9 «Аленушка», МБУК ДК станции Курагино, филиал МБУК ЦБС Курагинского района, почтовое отделение, железнодорожная станция Курагино, ПМС-181, ООО «Курагинский ТеплоВодоканал», аптека.

Архитектурно-планировочные особенности

В микросоциуме представлены разные типы зданий. В основном   двухэтажные и частные дома.

Демографическая характеристика состава жителей микросоциума

Состав жителей микрорайона неоднороден. По национальному критерию преобладают русские, среди других национальностей – армяне, украинцы, немцы, татары, узбеки. Многие женщины являются домохозяйками (среди них и родители учащихся школы). В микрорайоне отмечается равномерное соотношение мужского и женского населения.

Характеристика социально-психологического климата микросоциума. Типичный стиль жизни семей

В микрорайоне проживают неблагополучные семьи, в основном в бараках. Однако, их доля по сравнению с остальными семьями довольно мала. Большинство семей принимают активное участие в жизни школы.

Сотрудничество школы

·      МБОУ ДОД Курагинский ДДТ;

·      МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»; МБОУ ДОД Курагинская ДЮСШ;

·      МБУ ДК станции Курагино;

·      МКУ МЦ «Патриот»;

·      МБУК «Межпоселенческий районный Дом культуры»;

·      МБУК «Курагинский краеведческий музей»;

·      МБУК «Детская школа искусств»;МБУК ЦБС Курагинского района; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Курагинского района;                                                                              МО МВД России «Курагинский»

Характеристика образовательного процесса

Режим работы

Продолжительность учебного года (недель) – 1-е классы-33 недели, 2-5, 9,11 классы –34 недели, 6-8, 10 — 35 недель.
Продолжительность учебной недели (дней) – 5,6 дней. 
Количество смен в школе  -2.
Продолжительность уроков  (мин.) -1-е классы- 35 мин. 1 полугодие, 2-11 классы- 45 мин.

Контингент учащихся

Количество учащихся школы – 227 человек.                                              Количество классов – 13 (общеобразовательные классы);                                             - 1 (ОВЗ)      

Образовательные программы

Тип образовательных программ: общеобразовательная.
Уровень реализуемых образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее общее. 
Формы освоения образовательных программ: очная.

Кадровое обеспечение

Всего учителей – 32 человек (из них 2 выпускника школы). 
Квалификационная категория:                                                                высшая – 4 чел.;                                                                                           первая – 8 чел.;                                                                               соответствие – 5 чел.;                                                                                   и другие - 15 чел.

Управляющая система школы

Структура управления школой представлена многоуровневой моделью.
1. Уровень стратегического управления включает директора школы, совет родителей школы, профсоюзный комитет, педагогический совет. 
2.  Уровень тактического управления представляют заместители директора по УВР, ВР, аттестационная комиссия.
3.  Уровень оперативного управления ( органы коллегиального управления) представлен методическими объединениями учителей предметников, временными творческими группами педагогов, психолого-медико-педагогической службой, уполномоченным по правам участников образовательного процесса.
4.  Уровень соуправления и самоуправления функционируют ученический актив, совет старшеклассников. 
Опыт работы по данной модели показал её эффективность в силу того, что в ней представлена не только вертикаль управления, но и достаточно ярко выделены горизонтальные связи. Модель достаточно мобильна и может претерпевать изменения в зависимости от поставленных задач, что не может повлиять на её функционирование в целом.

Статус учреждения

Общеобразовательное учреждение

Цели и задачи деятельности ОУ

- Создание комфортной образовательной среды для формирования у обучающихся компетенций необходимых для жизни в современном обществе;

- совершенствование содержания и технологий образования;

- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

-  повышение эффективности управления в системе образования;

-совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Объем образовательных услуг

Тип образовательных программ: общеобразовательная.
Уровень реализуемых образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее общее. 
Формы освоения образовательных программ: очная.

 

      Цель и задачи воспитательной системы

 

            Целью воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного воспитания является воспитание целеустремленной, инициативной, нравственной личности с активной гражданской позицией. Это способствует ее творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации  деловых и межличностных взаимоотношении в коллективе.

            Исходя из цели воспитательного процесса,   сформулированы         задачи воспитательной  деятельности:

- содействие формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему  краю;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, содействие формированию у них основ культуры и общения, умений построения межличностных отношений;

- содействие формированию осознания собственного «Я», оказание помощи обучающемуся в самоопределении и самореализации;

- содействие повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса и школы, формирование активной            жизненной позиции;

- создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

- привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;

- создание условий для открытого воспитательного пространства, в котором принимают активное участие родители и окружающий социум.

            Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса является идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно-ориентированной системе.

            Исходя из задач, нами была составлена модель личности выпускника. В центре – выпускник, и качества семи основных направлений, характеризующих достойную, социально адаптированную личность.

Компетентности личности, соответствующие направлениям:

Семья:

- внимательный, заботливый сын (дочь);

- умеет создавать уют в доме, заботиться о членах семьи;

- стремиться к расширению знаний и умений в создании семейного очага.

Труд:

хорошо знает трудовые ресурсы поселка, района;                                                                                                    - готов к профессиональному самообразованию;

- адекватно оценивает свои реальные и потенциальные возможности;

- умеет добровольно оказывать помощи на благо других;

- умеет строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.

Культура:

- владеет основами коммуникативной культуры личности;

- умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- понимает сущность нравственных черт и качеств характера окружающих людей.

Знание:

- испытывает потребность в знаниях;                                                                                                             - умеет учиться, способен к самообразованию;

- ориентируется в общественно-политической и экономической жизни страны, имеет свою оценку окружающих событий.

Земля:

- понимает экологические проблемы;

- активно участвует в деятельности, направленной на решение экологических проблем.

Человек:

- стремится к здоровому образу жизни;

- осознает здоровье как одну из основных  жизненных ценностей.

Отечество:

- знаком с национальной культурой, традициями поселка и страны;

- знает и уважает государственные символы;

- обладает такими качествами как патриотизм, гражданственность, ответственность за свою Родину;

- активно участвует в общественной жизни поселка;

- является законопослушным гражданином.

            Эти семь ценностей были выбраны в качестве основных направлений воспитательной работы. 

            Этапы построения  воспитательной системы

1 Этап – Этап становления.

            Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.

            Задачи:

1.Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.

2.Введение инноваций в школьную жизнь.

3.Создание модели выпускника.                                                                                                                      4. Формирование связей с внешней средой.

Ожидаемый результат: цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

 

2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы.

            Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.

            Задачи:

1.Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.

2.Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.

3.Развивать самоуправление.

4.Развивать взаимодействие школы с внешней средой.                                                                     5. Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы.

 

Ожидаемый результат: программа  развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.

3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована.

Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Задачи:

1. Содружество детей и взрослых.

2. Реализация личностного подхода.

3. Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.

4. Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.

Ожидаемый результат: создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.

 

4 этап – Этап обновления и перестройки.

            Цель: Рост социальных потребностей коллектива.

            Задачи:

1. Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.

2. Разнообразие содержания.

3.Усложнение организационных и управленческих процессов.

Ожидаемый результат: совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.

 

Система воспитания и развития творчества детей формирует воспитательное пространство самовыражения  личности ребенка. Детям создаются условия для самовыражения в познавательной, трудовой, эстетической, спортивной, коммуникативной, игровой деятельности.

При организации любой деятельности необходимо учитывать половозрастные, психологические и индивидуальные особенности личности.

 

       праздники;                                      

       конкурсные программы;

       интеллектуально-познавательные программы;

       концертные программы;

       танцевальные программы;

       марафоны;

       выставки;

       отчетные концерты;

       КТД;

 

       клубы по интересам;

       акции;

       интеллектуальные программы;

       конференции;

       мастер – классы;

       индивидуальные беседы;

       театрализованные         представления;

       дискотеки;

       ярмарки.

 

Принципы воспитательной системы

 

Принцип вариативности

Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в секциях, кружках, студиях

Принцип сотрудничества

Право ребенка выступать в качестве субъекта целепологания, т.е. право решать проблему « с двух сторон» - и взрослыми, и детьми

Принцип инновационный

Право на активный инновационный поиск ребенком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования

Принцип комфортности

Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях

Принцип программности

Право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей 

Принцип самоуправления

Право на самоуправление школой

Принцип заинтересованности

Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме

Принцип адекватности

Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить

Принцип коммуникативности

Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми

Принцип адаптивности

Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества

 

Формирование воспитательной среды в школе, содействующей самовыражению личности детей и педагогов:

- поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально – психологического климата в школе, наличие у детей и педагогов чувства комфортности, защищенности;

- обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности ребенка и взрослого;

- существование реальных объектов и предметов для проявления учащимися и педагогами своих способностей;

- восприятие и детьми и взрослыми творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;

- создание системы психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей;

- использование в воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания;

- моделирование и построение воспитательных систем в кружках, секциях, сориентированных на участие личности в деятельности по формированию и проявлению своих уникальных свойств и качеств;

- создание системы мониторинга по отслеживанию изменений в развитии личности и коллектива.

Механизм функционирования воспитательной системы

 

Воспитательная система школы выполняет следующие функции:

- развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;

- интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных несогласованных воспитательных воздействий;

- регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

- защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

- компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

- корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении педагогических условий, таких как:

Обеспечение готовности личности ребенка к самовыражению:

- формирование позитивной Я - концепции;

- актуализация потребностей в самоактуализации и самоутверждении;

- обеспечение формирования умений у детей в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе.

Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности.

Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему значений, констатирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.

На основе анализа современных концепций воспитания определены подходы к воспитанию.

-                   Личностно – созидающий подход в организации воспитательного процесса: изначальная устремленность педагогического коллектива на созидание растущей личности, ее непрерывный рост.

-                   Индивидуализация растущей личности в процессе ее социализации: предоставление ребенку права выбора форм и направлений своей деятельности, своего досуга.

-                   Создание благоприятных условий:

-                   для удовлетворения многообразных культурно – образовательных потребностей детей;

       психического и физического оздоровления детей;

       для удовлетворения дефицита общения детей, педагогов, родителей;

       для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого ребенка.

 

Система организации

программно-методического сопровождения

 

Функции деятельности по методической поддержке классных руководителей:

       диагностическая;

       прогностическая;

       адаптационная;

       инновационно-развивающая;

       организационно-педагогическая деятельность;

       информационно-аналитическая.

 

Принципы  работы:

- демократичность;

- научность;

- системность;

- открытость;

- целенаправленность;

- принцип конкретности и интеграции;

- оперативность и гибкость.

 

Организация (формы организационной работы).

1. Аналитико-диагностическая деятельность:

наблюдение;

тестирование;

соцопросы;

анкетирование;

проектирование;

консультирование;

анализ.

2. Инновационно-развивающая, информационно-организационная, информационно-педагогическая деятельность:

-  посещение занятий, праздников;

-  конкурсы;

-  обучающие семинары;

-  тренинги;

-  открытые программы;

-  конференции;

-  обзоры педагогической литературы;

-  методическая учеба;

-  педагогические советы;

-  работа методического объединения;

-  работа творческих групп;

-  скорая методическая помощь.

 

Результативность воспитательной компоненты

 

            Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены          критерии и показатели ее эффективности.

   Первый критерий – самоактуализация личности обучающихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.

   Второй критерий – удовлетворенность детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

   Третий критерий – конкурентоспособность нашего учебного заведения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в своем учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования района.

 

     Успешной реализации концепции воспитательной системы способствует разработанный план воспитательной работы, где отражены цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и обучающихся. В качестве подпрограмм в школе разработаны и действуют:

- программа «Одаренные дети»;

- программа воспитания здорового образа жизни «Здоровье»;

- программа по развитию гражданского образования  «Я – россиянин»;

- программа профилактики безнадзорности и правонарушений;

- программа по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

- программа профессионального самоопределения обучающихся «Путь к профессии»;

- программа деятельности ДОО «Искатели».

 

 

 

           

 

 

На главную