ПРОГРАММА ПО Пожарной безопасности
Программа по пожарной безопасности учащихся
МБОУ Курагинская СОШ № 7
Настоящая программа рассчитана на повышение уровня знаний по пожарной безопасности учащихся, подготовку членов юношеских добровольных пожарных дружин по проведению пожарно-профилактической, массово-разъяснительной работы среди населения по предупреждению пожаров и уменьшению их последствий.
Учебные занятия с членами ДЮП должны проводить преподаватели учебных заведений (преподаватели по ОБЖ), сотрудники Государственного пожарного надзора (далее – ГПН), работники добровольных пожарных обществ, а в сельских населенных пунктах сотрудники ГПН, начальники добровольных пожарных формирований. Программа является примерной. В зависимости от местных условий в содержание тем могут вноситься необходимые изменения. По тактико-технической подготовке проводятся практические занятия с посещением территориальных подразделений Государственной противопожарной службы (далее – ГПС).
2 Пояснительная записка
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Задачи программы: физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма, формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Программа рассчитана на учащихся 8-11-х классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.
Цель программы: формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
патриотическое воспитание подрастающего поколения;
социальное становление личности ребенка;
№ | Темы занятий | Вид | Кол-во |
| I. Пожарно-профилактическая подготовка |
| 9 |
1 | Цели и задачи юных пожарных. Исторические сведения о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций (в России, Красноярском крае) | лекция | 2 |
2 | Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания | лекция | 1 |
3 | Отчего происходят пожары. Данные по пожарам за прошедший период. Рассказы о некоторых характерных пожарах | беседа | 1 |
4 | Общие требования правил пожарной безопасности в школе, в быту | лекция | 2 |
5 | Что нужно делать при пожаре. Элементарные способы тушения загораний. Эвакуация из пожароопасной зоны | лекция | 3 |
6 | Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности | лекция | 1 |
| II . Тактико-техническая подготовка |
| 13 |
1 | Общие сведения о средствах противопожарной защиты и тушения пожаров | практическое | 2 |
2 | Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование | практическое | 2 |
3 | Основы профессии "пожарный" | практическое | 1 |
4 | Первая доврачебная помощь на пожаре | практическое | 2 |
5 | Противопожарное водоснабжение | лекция | 2 |
6 | Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт | лекция, | 4 |
| Приём зачётов |
| 1-2 |
Задачи обучения:
- ознакомить слушателей с историей создания и развития пожарной охраны; - первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; - развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; - пожары Москвы; - краткие исторические сведения о создании пожарной охраны; - научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; - основные направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Задачи обучения:
- ознакомить слушателей с физико-химическими свойствами горения. Огонь – друг и враг человека; - рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку, как человек научился управлять огнём; - какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека; - рассказать о последствиях пожаров в жилых домах и других зданиях; - почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; - обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнём.
Задачи обучения: - основные причины пожаров; - основы профилактики пожаров; - предупреждение травматизма и несчастных случаев.
Задачи обучения: - обучить слушателей мерам пожарной безопасности дома, в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях; - пожарная опасность электрооборудования, газовых приборов, печного отопления. Содержание зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ гибели людей при пожарах.
Задачи обучения: - приобретение основных знаний по порядку действий в случае возникновения пожара; - обучение правилам тушения загораний; - приобретение навыков эвакуации при пожаре.
Задачи обучения:
- ознакомление с основными статьями кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации; - административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности граждан, должностных, юридических лиц.
Задачи обучения:
- дать знания в области противопожарной защиты и тушения пожаров; - назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации; - классификация, основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей; - принцип действия, устройство систем: водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения; - назначение, устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Задачи обучения:
- виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов и веществ. - пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
Задачи обучения:
- привить интерес и уважение к героической профессии "пожарного"; - формирование волевых и морально - психологических качеств; - приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Задачи обучения:
- обучение правилам оказания первой доврачебной помощи;
- анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравления продуктами горения, первая помощь.
Задачи обучения:
- изучить свойства воды, как основного вида огнетушащих средств; - способы подачи воды на нужды пожаротушения.
Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран, их назначение.
Задачи обучения:
- формирование волевых и морально-психологических качеств; - приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Нормы и требования спортивной классификации. Правила проведения соревнований по видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег по дистанции, финиш). Упражнения по пожарно-строевой и физической подготовке. Спортивные игры.