Программа по развитию гражданского образования "Я - гражданин России"

 


 

 

 

 

 

 

Паспорт программы 

Наименование программы

Программа по воспитанию школьников  МБОУ Курагинская СОШ № 7

Исполнители программы

Педагоги и обучающиеся МБОУ Курагинская СОШ № 7

Цель и задачи:

- формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного поселка, края, страны, правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства;

-развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества;

- воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа, формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы;

- создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей и подростков, вовлечение их в активные формы гражданского и патриотического воспитания

 

Сроки реализации программы

2015- 2018 гг.

Ожидаемые результаты:

- духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;

- формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям;

- воспитание уважения к труду, человеку труда;

- воспитание гражданско – патриотического сознания и духовно нравственных качеств у обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, взаимопонимания и уважения между народами;

- формирование активной жизненной позиции обучающихся, ориентирование на здоровый образ жизни;

- повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодежи.

 

 

Пояснительная записка

            В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.   Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

            «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально-грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право». Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. 
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина;
В статье № 2 Закона РФ № «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 
Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “»Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

            Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

            Программу рекомендуется использовать в средней школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет педагогам большую свободу творчества.

Правовой базой для составления программы являются:

- Конвенция ООН о правах ребенка.

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».

- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).

- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).

Постановление Правительства Красноярского края от 01.11.2011 № 663-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание молодежи Красноярского края»

 

Основные принципы организации воспитания:

- принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: «хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело».

- принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

- концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

- учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

- принципы организации и самоорганизации,   (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

- принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Участники программы: учащиеся 1–11-х классов МБОУ Курагинская СОШ № 7

Кадровое обеспечение:

- педагоги МБОУ Курагинская СОШ № 7;

- педагоги дополнительного образования;

- психолог;

- медицинский работник школы.

 

Организация программы

            Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на четыре года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: ребята 1–4-x классов.

Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения односельчанами, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.

II категория: учащиеся 5–8-х классов.

У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

III категория: учащиеся 9–11-х классов.

Период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины.

Содержание программы

      Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.

    В МБОУ Курагинская СОШ № 7 в основе процесса образования  и воспитания лежит идея личностного подхода,  принцип преемственности и непрерывности,  толерантности, уважения к наследию и традициям прошлого.

        Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, к своей малой Родине

 

Основные направления реализации Программы

 Организация работы по патриотическому воспитанию:

- использование государственных символов России в патриотическом воспитании, а также символов Красноярского края Курагинского района (герба, флага, гимна);

- совершенствование процесса патриотического воспитания;

- развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;

- информационное  и техническое обеспечение в области патриотического воспитания;      

- разработка системы приёмов, методов мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы;

- пополнение школьной библиотеки материалами патриотического содержания;

- создание базы методических разработок внеклассных мероприятий и уроков патриотической направленности.

- привлечение родителей учащихся, жителей станции Курагино к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях;

- включение в планы воспитательной работы классных руководителей вопросов патриотического воспитания;

- проведение военно – спортивных мероприятий, игр, сборов;

- проведение мероприятий, посвящённых памятным датам России, событиям военной истории родного края;

- организация социально – значимых дел, акций.

     С учетом психологических,  физиологических возрастных особенностей детей и подростков  в школе созданы условия для обеспечения патриотического воспитания  ребенка на каждом из возрастных этапов  (в детстве, отрочестве, юности), поэтому в программе  выделены три ступени.

На I ступени обучения

- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;

- развивать произвольность психических процессов учащихся (внимания, памяти, во­ображения, мышления, речи) на уроках и во внеурочной деятельности, используя различ­ные игры и упражнения

- гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;

- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;

- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;

- воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия, беседы.

На II ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:

- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;

- заложить формировать представления учащихся об индивидуальности и особенностях своего «я»;

- формировать положительную Я- концеп­цию;

- формировать половое самосознание и здоровый образ жизни;

- фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.

Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения следующих задач:

- определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;

- нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному  самоопределению;

- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития,

- формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании. Научить подростков планировать свою деятельность; наблюдать за своим поведением, характером, волей. Сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые ему дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; ана­лизировать свою деятельность (учёба, обще­ние, труд) и внутреннее состояние.

Мероприятия по реализации Программы

п/п

Направления работы

Мероприятия

1

Реализация образовательных программ в урочное время

- уроки: ОБЖ, музыки, истории и обществознания, литературы и ИЗО

2

Создание системы гражданско-патриотического воспитания 

- чествование флага России на торжественных школьных мероприятиях;

- линейка «Твои права и обязанности»;

- линейка  «Взгляд на историю Родины» ко Дню памяти жертв политических репрессий;

- линейка «Памяти воинов локальных конфликтов посвящается...»;

- военно-оздоровительная игра «Зарница»;

- мероприятие «Мы — одно поколение»;

- конкурс рисунков и стенгазет, посвященных Дню Защитников Отечества, 9 мая;

- участие в параде Победы 9 мая;

- участие во Всероссийских акциях: «Георгиевская лета», «Бессмертный полк»;

- акция «Вахта памяти»;

- митинг у памятника воинам -железнодорожникам погибшим в годы ВОВ 1941-1945 гг.

3

Привлечение общественности к решению проблем патриотического воспитания детей и молодежи

Уроки мужества с привлечением  совета ветеранов ВОВ  пгт Курагино, ветеранов и участников локальных конфликтов

4

Организация работы школьного пресс-центра по вопросу патриотического воспитания

- оформление тематических стендов;

- выставки книг в школьной библиотеке;

- тематические фоторепортажи

5

Патриотическое воспитание через экскурсионную деятельность

- обзорные экскурсии в музеи Курагинского района, юга Красноярского края, Республики Хакасия

6

Сотрудничество с родителями и педагогами

- родительские собрания;

- организация работы Совета родителей;

- акция «Альбом памяти в истории моей семьи»

7

Система воспитательной работы направленная на благотворительность

- операция «Забота» - помощь пожилым людям;

- акция «Памяти достойны» (по уборке могилы Я.И. Ермохина);

- акция «Букет благодарности» (поздравление ветеранов педагогического труда с днем учителя, 23 февраля, 8 марта, 9 мая)

8

Организация летнего отдыха обучающихся

- участие в военно-спортивном лагере обучающихся 10 кл.;

- акция «День России»

 

Реализация целевой программы патриотического воспитания «Я – гражданин России»:

- обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста   подрастающего поколения;

- создание условий для преемственности поколений;

- конкретизация цели воспитательной работы;

- содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;

- воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;

- создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;

- повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;

- поступление обучающихся в  военные учебные заведения и учебные заведения МЧС;

     Выполнение программы приведёт к  совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.

 

 

 

 

Назад