Программа по развитию гражданского образования "Я - гражданин России"
Наименование программы | Программа по воспитанию школьников МБОУ Курагинская СОШ № 7 |
Исполнители программы | Педагоги и обучающиеся МБОУ Курагинская СОШ № 7 |
Цель и задачи: | - формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного поселка, края, страны, правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства; -развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества; - воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа, формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы; - создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей и подростков, вовлечение их в активные формы гражданского и патриотического воспитания
|
Сроки реализации программы | 2015- 2018 гг. |
Ожидаемые результаты: | - духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом; - формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям; - воспитание уважения к труду, человеку труда; - воспитание гражданско – патриотического сознания и духовно нравственных качеств у обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, взаимопонимания и уважения между народами; - формирование активной жизненной позиции обучающихся, ориентирование на здоровый образ жизни; - повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодежи.
|
Пояснительная записка
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально-грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право». Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина;
В статье № 2 Закона РФ № «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “»Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программу рекомендуется использовать в средней школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет педагогам большую свободу творчества.
Правовой базой для составления программы являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
Постановление Правительства Красноярского края от 01.11.2011 № 663-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание молодежи Красноярского края»
Основные принципы организации воспитания:
- принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: «хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело».
- принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
- концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
- учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
- принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
- принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Участники программы: учащиеся 1–11-х классов МБОУ Курагинская СОШ № 7
Кадровое обеспечение:
- педагоги МБОУ Курагинская СОШ № 7;
- педагоги дополнительного образования;
- психолог;
- медицинский работник школы.
Организация программы
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на четыре года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: ребята 1–4-x классов.
Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения односельчанами, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.
II категория: учащиеся 5–8-х классов.
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
III категория: учащиеся 9–11-х классов.
Период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
Содержание программы
Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.
В МБОУ Курагинская СОШ № 7 в основе процесса образования и воспитания лежит идея личностного подхода, принцип преемственности и непрерывности, толерантности, уважения к наследию и традициям прошлого.
Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, к своей малой Родине
Основные направления реализации Программы
Организация работы по патриотическому воспитанию:
- использование государственных символов России в патриотическом воспитании, а также символов Красноярского края Курагинского района (герба, флага, гимна);
- совершенствование процесса патриотического воспитания;
- развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;
- информационное и техническое обеспечение в области патриотического воспитания;
- разработка системы приёмов, методов мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы;
- пополнение школьной библиотеки материалами патриотического содержания;
- создание базы методических разработок внеклассных мероприятий и уроков патриотической направленности.
- привлечение родителей учащихся, жителей станции Курагино к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях;
- включение в планы воспитательной работы классных руководителей вопросов патриотического воспитания;
- проведение военно – спортивных мероприятий, игр, сборов;
- проведение мероприятий, посвящённых памятным датам России, событиям военной истории родного края;
- организация социально – значимых дел, акций.
С учетом психологических, физиологических возрастных особенностей детей и подростков в школе созданы условия для обеспечения патриотического воспитания ребенка на каждом из возрастных этапов (в детстве, отрочестве, юности), поэтому в программе выделены три ступени.
На I ступени обучения
- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
- развивать произвольность психических процессов учащихся (внимания, памяти, воображения, мышления, речи) на уроках и во внеурочной деятельности, используя различные игры и упражнения
- гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия, беседы.
На II ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:
- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
- заложить формировать представления учащихся об индивидуальности и особенностях своего «я»;
- формировать положительную Я- концепцию;
- формировать половое самосознание и здоровый образ жизни;
- фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.
Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения следующих задач:
- определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
- нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития,
- формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании. Научить подростков планировать свою деятельность; наблюдать за своим поведением, характером, волей. Сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые ему дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; анализировать свою деятельность (учёба, общение, труд) и внутреннее состояние.
Мероприятия по реализации Программы
№ п/п | Направления работы | Мероприятия |
1 | Реализация образовательных программ в урочное время | - уроки: ОБЖ, музыки, истории и обществознания, литературы и ИЗО |
2 | Создание системы гражданско-патриотического воспитания | - чествование флага России на торжественных школьных мероприятиях; - линейка «Твои права и обязанности»; - линейка «Взгляд на историю Родины» ко Дню памяти жертв политических репрессий; - линейка «Памяти воинов локальных конфликтов посвящается...»; - военно-оздоровительная игра «Зарница»; - мероприятие «Мы — одно поколение»; - конкурс рисунков и стенгазет, посвященных Дню Защитников Отечества, 9 мая; - участие в параде Победы 9 мая; - участие во Всероссийских акциях: «Георгиевская лета», «Бессмертный полк»; - акция «Вахта памяти»; - митинг у памятника воинам -железнодорожникам погибшим в годы ВОВ 1941-1945 гг. |
3 | Привлечение общественности к решению проблем патриотического воспитания детей и молодежи | Уроки мужества с привлечением совета ветеранов ВОВ пгт Курагино, ветеранов и участников локальных конфликтов |
4 | Организация работы школьного пресс-центра по вопросу патриотического воспитания | - оформление тематических стендов; - выставки книг в школьной библиотеке; - тематические фоторепортажи |
5 | Патриотическое воспитание через экскурсионную деятельность | - обзорные экскурсии в музеи Курагинского района, юга Красноярского края, Республики Хакасия |
6 | Сотрудничество с родителями и педагогами | - родительские собрания; - организация работы Совета родителей; - акция «Альбом памяти в истории моей семьи» |
7 | Система воспитательной работы направленная на благотворительность | - операция «Забота» - помощь пожилым людям; - акция «Памяти достойны» (по уборке могилы Я.И. Ермохина); - акция «Букет благодарности» (поздравление ветеранов педагогического труда с днем учителя, 23 февраля, 8 марта, 9 мая) |
8 | Организация летнего отдыха обучающихся | - участие в военно-спортивном лагере обучающихся 10 кл.; - акция «День России» |
Реализация целевой программы патриотического воспитания «Я – гражданин России»:
- обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего поколения;
- создание условий для преемственности поколений;
- конкретизация цели воспитательной работы;
- содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
- воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
- создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
- повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
- поступление обучающихся в военные учебные заведения и учебные заведения МЧС;
Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.