Воспитательная система школы


 

Воспитательная система школы  

Пояснительная записка

Наступивший  XXI век называют веком Человека (в отличие от XVIII – века механики, XIX – века электричества, XX – века ядерной энергии, кибернетики).  И если образование есть отражение состояния цивилизации, а в ядре общественных явлений находится человек, то в связи с переходом общества к новому социально-экономическому и политическому укладу человечеству пора заняться самим собой и понять всю меру ответственности за свое бытие в прошлом, настоящем и будущем.

Говоря о развитии воспитательной системы общеобразовательной школы, необходимо затронуть проблему сохранения национальных традиций в воспитании. Воспитательная система школы должна основываться на ценностных ориентациях и мотивах поведения нации, сформированных за тысячелетнюю историю развития государства; опираться на собственные педагогические традиции, соответствующие российскому менталитету.

Все это вызывает необходимость  в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет  повышенные требования к выпускникам средней школы, которые должны быть способны к самоактуализации, самореализации, самоутверждению, к непрерывному самосовершенствованию.

С другой стороны, в условиях экономического и политического реформирования изменилась социокультурная ситуация жизнедеятельности подрастающего поколения. Реформирование вызвало резкое расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения страны. Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечается массовое обнищание семей, разрушение нравственно - этических норм и традиций семейного уклада, снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей, рост социального сиротства, ухудшение состояния здоровья детей и молодежи. Угрожающие масштабы приобрели безнадзорность, беспризорность детей, наблюдается тенденция роста детской преступности.

Вышеназванные проблемы особенно характерны для района, где расположена наша школа. Высокий процент проживания малообеспеченных и многодетных семей, тяжелые социальные условия обусловливают особые подходы воспитания со стороны педагогического коллектива.

 Изменения, происходящие в обществе, определяют дополнительные требования к системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, формирование нравственного отношения к миру - являются одними из важнейших задач учебно-воспитательного процесса.

 В этих сложных условиях школа была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

Ядром современного воспитания может и должна стать такая воспитательная система, которая основана на педагогической поддержке и стимулировании личностного саморазвития обучающихся.

1.                  Общие сведения об ОУ

 

Наименование общеобразовательного учреждения (далее – ОУ) по уставу

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение Курагинская средняя общеобразовательная школа №7

Адрес, телефон ОУ,

сайт, электронная почта

662912, Красноярский край, Курагинский район, п. Курагино, ул.Красноярская, д.8 б;

s7kuragino@mail.ru

ФИО директора

Голубкова Ольга Александровна

ФИО руководителя органа самоуправления ОУ

Председатель Управляющего совета – Леконцева Любовь Владимировна

№ и дата выдачи лицензии,

срок действия

Серия А,  № 0506817, дата выдачи -13 октября  2011 года, срок действия - бессрочно

№ и дата выдачи свидетельства о государственной аккредитации, срок действия

АА № 131069, дата выдачи –15 марта 2012 года, свидетельство действительно 12 лет

2. Стадии развития воспитательной системы

Этап установления   Работа над задачей воспитания всесторонне-развитой личности; установление взаимосвязей с социумом. Разработка модели воспитательной системы, программ воспитательной деятельности, определение концептуальных положений и диагностических средств мониторинга за результатами развития личности учащихся и формированием общешкольного и классных коллективов, развитие ученического самоуправления.

Этап стабильного развития   Реализация модельных представлений о воспитательной системе, направленной на создание в школе и социуме благоприятных условий для обучения, воспитания достойного гражданина своей страны. Апробация и использование в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов обучения и воспитания школьников, социальной и психологической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей; осуществление педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов, проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов.

Оформление модели выпускника на компетентностной основе. Формирование традиций.

Этап обновления и перестройки   Обобщение опыта работы администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по моделированию и построению воспитательной системы. Конкретизация целей воспитательной системы в соответствии с требованиями общества, усиление духовно-нравственной и гражданско-патриотической составляющих целеполагания в свете требований национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

1. Информационная справка об общеобразовательном учреждении

Из истории школы

Свою историю наша школа начинает с 1961 года.  Школа располагалась в одноэтажном  здании по ул. Вокзальная. В 1977 году было построено новое здание для десятилетней школы по ул. Красноярская, где приступили к занятиям учащиеся 1-10 классов. В 1992 году появилось дополнительное здание рядом с основным. В итоге МБОУ Курагинская СОШ № 7 имеет 3 здания.

Изначально школа имела статус железнодорожной школы и имела № 8, а с 1998г. она стала относиться к школам района, ей был присвоен № 7.

В 2007 году школа была аккредитована на получение образовательной деятельности по обучению учащихся как Муниципальное общеобразовательное учреждение   Курагинская средняя общеобразовательная школа № 7.

В 2010 году  школа была переименована в Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение Курагинская средняя общеобразовательная школа № 7.        

В данный момент она отвечает современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса: учреждение на 100% соответствует  санитарно-эпидемиологическим правилам и  нормативам, имеет высокоскоростной симметричный доступ в сеть Интернет, создан сайт общеобразовательного учреждения, который обновляется регулярно.                                                                                                                                                                                                      

Характеристика педагогических кадров

Школа укомплектована педагогическими кадрами. Учебно-воспитательный процесс обеспечивают 32 педагога, 68,7% из них имеют квалификационные категории.

Квалификационная категория педагогических работников на 01.09.2013г.

Квалификационная категория

Количество педагогов

В процентах

высшая

9

28,1 %

первая

8

25%

вторая

5

15,6

нет

10

31,2

Уровень квалификации педагогических работников отвечает требованиям квалификационных характеристик, определённых для соответствующих должностей, и позволяет обеспечивать реализацию образовательных программ.

Педагогический стаж учителей

Всего учителей: 32

Количество

В процентах

стаж до 5 лет

2

6,2 %

стаж от 6 до 10 лет

5

15,6%

стаж от 11 до 20 лет

10

31,2%

стаж более 20 лет

15

46,8%

  Работает  молодой специалист.

В школе работают социальный педагог, психолог,  логопед,  которые обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение детей. Организацию досуговой  деятельности школьников осуществляет педагоги-организаторы.

Материально-техническая база

Проектная мощность основного здания составляет около 350 ученических мест, в школе оборудованы 12 учебных кабинетов, столовая на 60 посадочных мест, спортивный зал, кабинет психологической разгрузки, медицинский кабинет, библиотека, компьютерный класс на 10 ученических мест, спортзал, спортивные площадки, мастерские. 

Есть школьный огород, теплица, где учащиеся проходят каждый год летнюю трудовую практику.

На прилежащей к школе территории находятся следующие здания: гараж, склад, тир.

Сведения об учащихся

В  2011/2012  учебном году в школе обучается 230 учеников, всего 12 классов – комплектов, а также классы коррекционной школы (2в, 3в, 4в, 5в, 6в, 7в, 9в). Начальных классов – 5 (в 1 классе есть параллель), в них  занимается    89  учащихся. В основной школе 5 классов – комплектов, в них обучается 86 человек, в классах коррекционной школы - 31 учащихся. В средней школе  - 2 класса – комплекта,  численность учащихся 24 человека.   Средняя наполняемость классов –18 человек. Учащиеся 1, 2, 5-11 классов  обучаются в I смену, учащиеся 3, 4 классов – во вторую. У всех детей, принятых в 1-й класс есть заключение психолого-медико-педагогической  комиссии о готовности ребенка к обучению.            

Характеристика социального статуса семей обучающихся

При работе с учащимися учитывается социальное положение их семей.

В школе 125  малообеспеченных семей, неполных семей – 75, многодетных – 43,  неблагополучных семей – 20.

13 детей находятся под опекой или сирота,  1 ученик находятся на домашней форме обучения, 1 учащийся  - на учете в СОП. С данными категориями семей и учащихся проводится совместная работа  классных руководителей, учителей – предметников, психолога, социального педагога.

В школе  230  учащихся, из них 9 учащихся страдают хроническими заболеваниями, 7 учащихся – инвалиды, 172 ребенка  практически здоровы.

В школе осуществляется работа по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья детей.

Внешние связи школы

Школа находится на территории ст. Курагино. По соседству со школой расположены с одной стороны ДК ст. Курагино, где находится библиотека, с другой стороны - детский сад «Аленушка». Курагинская СОШ № 7 находится недалеко от центра п. Курагино. Его близость дает прекрасную возможность педагогам, родителям и  учащимся  посещать Дом детского творчества, Районный ресурсный центр, детско–юношескую  спортивную школу, школу искусств,   центральную районную  библиотеку, музейно-выставочный центр,  районный Дом Культуры,  стадион «Урожай», молодежный центр «Патриот» для удовлетворения интеллектуальных, духовных и  эстетических потребностей. Школа активно использует возможности данных учреждений в организации внеклассной и внешкольной работы.

Развитию творческих способностей, проявлению социальной активности учащихся,  реализации их интересов и склонностей способствует сотрудничество школы с внешкольными учреждениями, общественными организациями района.

В учебно-воспитательной деятельности школа осуществляет сетевое взаимодействие с Курагинскими школами № 1, № 3, МБОУ Рощинская СОШ № 17. Учащиеся школы обучаются дистанционно в  «Школе космонавтики» города Железногорска.

Связь с учебными заведениями способствует развитию творческого потенциала учащихся и учителей. Учащиеся обучаются в заочных школах, участвуют в олимпиадах и тестированиях данных вузов, посещают Дни открытых дверей,  что обеспечивает их разностороннюю и углублённую подготовку по различным предметам, помогает подготовиться к поступлению в ВУЗы и  СУЗы.

Сотрудничество с  Институтом Повышения Квалификации способствует       повышению педагогического мастерства учителей и администрации школы, внедрению в образовательный процесс новых педагогических и управленческих  технологий.

Финансовые ресурсы

Школа находится на финансовой самостоятельности, имеет свой расчетный счет и осуществляет оперативное управление поступающими  средствами.

Общая характеристика школы

Одним из направлений модернизации школы является дифференциация и индивидуализация обучения.

Школа на протяжении нескольких лет использует инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения.

  На сегодняшней день в ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны следующие выводы:

- все учителя школы владеют информацией о современных педагогических технологиях, большинство используют ИКТ в учебной и воспитательной деятельности;

- большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей  образовательной среды.

Деятельность школы направлена на создание воспитательно-образовательной среды, способствующей интеллектуальному, духовно-нравственному, физическому развитию и социализации ребенка. Образовательное учреждение предоставляет широкий спектр образовательных услуг, в том числе дополнительных. 88 %  обучающихся  охвачены программами дополнительного образования в школе.  В школе организована работа по дополнительным программам следующих направленностей:

·                    художественно-эстетическая;

·                    эколого-биологическая;

·                    научно-техническая;

·                    культурологическая;

·                    гражданско-патриотическая;

·                    физкультурно-спортивная.

Кроме того, школа, тесно сотрудничая с общественными организациями поселка, расширяет область совместной деятельности педагогов и воспитанников во внеурочное время.

Планирование  воспитательной работы опирается на  школьную  целевую  комплексную  воспитательную  программу «Быть Человеком».

Главной идеей школы является развитие воспитательной системы, влияющей на формирование творчески развитой социально ориентированной личности, способной строить жизнь достойного человека, а также раскрытие, развитие и реализация интеллектуальных и духовных свойств личности, ее самоактуализация, самореализация и самоутверждение в современном мире.

Школьная столовая обеспечивает учащихся горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Доля учащихся охваченных горячим питанием составляет 100%.  

В целях развития государственно-общественных норм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных ресурсов для обеспечения деятельности школы работает Управляющий Совет.

1.                  Концепция воспитательной системы образовательного учреждения

Современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях преобразования и реформ, что способствует появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества.  Наша школа  никогда не снимала с себя ответственности за воспитание нового поколения российских граждан. Следуя духу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», педагоги МБОУ Курагинской СОШ №7 сегодня находят нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное – желание и веру,  организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной Личности, способной к достойной самореализации в современном обществе. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми насыщается воспитательная система нашего образовательного учреждения.

Сегодня в педагогике живут идеи ценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной.

Целью воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного воспитания является воспитание целеустремленной, инициативной, нравственной личности с активной гражданской позицией. Это способствует ее творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации  деловых и межличностных взаимоотношении в коллективе.

Исходя из цели воспитательного процесса,   сформулированы         задачи воспитательной  деятельности:

·                    содействие формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему  краю;

·                    приобщение детей к общечеловеческим ценностям, содействие формированию у них основ культуры и общения, умений построения межличностных отношений;

·                    содействие формированию осознания собственного «Я», оказание помощи обучающемуся в самоопределении и самореализации;

·                    содействие повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса и школы, формирование активной            жизненной позиции;

·                    создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

·                    привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;

·                    создание условий для открытого воспитательного пространства, в котором принимают активное участие родители и окружающий социум.

Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса является идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно-ориентированной системе.

Исходя из задач, нами была составлена модель личности выпускника. В центре – выпускник, и качества семи основных направлений, характеризующих достойную, социально адаптированную личность.

Компетентности личности, соответствующие направлениям:

Семья:

·                    внимательный, заботливый сын (дочь);

·                    умеет создавать уют в доме, заботиться о членах семьи;

·                    стремиться к расширению знаний и умений в создании семейного очага.

Труд:

·                    хорошо знает трудовые ресурсы поселка, района;

·                    готов к профессиональному самообразованию;

·                    адекватно оценивает свои реальные и потенциальные возможности;

·                    умеет добровольно оказывать помощи на благо других;

·                    умеет строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.

Культура:

·                    владеет основами коммуникативной культуры личности;

·                    умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения;

·                    понимает сущность нравственных черт и качеств характера окружающих людей.

Знание:

·                    испытывает потребность в знаниях;

·                    умеет учиться, способен к самообразованию;

·                    ориентируется в общественно-политической и экономической жизни страны, имеет свою оценку окружающих событий.

Земля:

·                    понимает экологические проблемы;

·                    активно участвует в деятельности, направленной на решение экологических проблем.

Человек:

·                    стремится к здоровому образу жизни;

·                    осознает здоровье как одну из основных  жизненных ценностей.

Отечество:

·                    знаком с национальной культурой, традициями поселка и страны;

·                    знает и уважает государственные символы;

·                    обладает такими качествами как патриотизм, гражданственность, ответственность за свою Родину;

·                    активно участвует в общественной жизни поселка;

·                    является законопослушным гражданином.

Эти семь ценностей были выбраны в качестве основных направлений воспитательной работы. 

Реализация цели и задач воспитания основывается на принципах государственной политики в области образования:

1. Демократичный характер школьного образования, под которым мы понимаем в первую очередь:

·           демократизацию школьного управления;

·           демократизацию содержания и организации образовательного процесса, основанного на идеях педагогики сотрудничества.

2.Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе:

·           поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личных целей, запросов и интересов;

·           создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарования ребенка, для его полноценной жизни, его самоопределения. Основным смыслом образовательного процесса в школе становится развитие ученика.

3. Дифференцированный подход к воспитанию детей, под которым мы понимаем создание веера возможностей для удовлетворения интересов, склонностей и способностей обучающихся, с учетом психофизических особенностей возрастных этапов их развития.

4. Эстетизация среды жизнедеятельности развития ребенка.

5. Непрерывный характер школьного воспитания, под которым мы понимаем единство, целостность и преемственность на всех возрастных этапах.

6. Связь воспитания с жизнью.

7. Опора на положительное в воспитании.

         Воспитание в МБОУ Курагинской СОШ №7 строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.

Принцип построения воспитания - поэтапное решение личностью задач на  каждом возрастном уровне:

·                    Раскрытие личности (1-4 классы).

·                    Развитие личности (5-8 классы).

·                    Самореализация, саморегуляция (9-11 классы).

Задача школы – поддержать и развить в человеке Личность, заложить в нем механизм самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания.

Задачи воспитания педагогический коллектив решает благодаря:

·                    реализации целевых программ воспитания;

·                    вовлечению обучающихся в различные кружки, секции, студии, объединения по интересам;

·                    созданию особой развивающей среды, которая дает ребенку возможность пробовать, выбирать и принимать самостоятельные решения;

·                    осознанию педагогами идеи, что главной ценностью был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника;

·                    взаимодействию с учреждениями культуры, с Центром Семьи, с общественными организациями.

Мы считаем, что на воспитание личности оказывает влияние тот факт, что дети из года в год проживают традиционные мероприятия, к которым многие классные коллективы  основательно готовятся на протяжении длительного периода под руководством опытных наставников.

Все воспитательные мероприятия ставят своей целью формирование общечеловеческих ценностей, так как коллектив педагогов следует народной  мудрости: «Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он сам».  Такой же позиции придерживаются педагоги дополнительного образования, осуществляющие в школе реализацию блока ДО по пяти направленностям.

Во внеурочное время обучающиеся школ заняты в кружках, секциях и объединениях школы, а также учреждениях культуры и ДОД.

Хочется отметить, что достоинством воспитательной системы, с нашей точки зрения, является ее простраивание по месячным циклам, что позволяет сосредоточить силы всех участников воспитательного процесса на общей теме и организовать работу более целенаправленно и плодотворно:

 

Сентябрь - месячник безопасности

Октябрь -месячник старшего поколения

Ноябрьмесячник воспитания гражданственности

Декабрь - месячник правовой культуры

Январь - месячник воспитания культуры жизненного самоопределения

Февраль -  месячник военно-патриотического воспитания

Март - месячник профориентации

Апрель - месячник добра и здоровья

Май - месячник гражданско-патриотического воспитания  «Этих дней не смолкнет слава!», подведения итогов

 

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: сотрудничество, сотворчество, свободного воспитания, деятельный, личностно-ориентированный.

Главная задача педагогического коллектива – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.  Главная задача классного руководителя – защита ребенка.

8. Основные цели и задачи по ступеням:

1 ступень:

 Начальное воспитание и образование (1-4-е классы, 7-11 лет)
Цель: Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.
Задачи:

1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

2. Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.

3. Формирование потребности в творческой деятельности.

4. Развитие художественно-эстетических способностей.

5. Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

6. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.

7. Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.

8. Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни.

2 ступень

  Воспитание и образование в среднем звене (5-7 классы, 11-14 лет)
Цель: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.

Задачи:

1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

2. Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.

3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей  детей.

4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

6. Дальнейшее развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

3 ступень

Воспитание и образование в старшем звене (8-11-е классы, 15-18 лет)
Цель: Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс общеобразовательного учреждения и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.
Задачи:

1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.

2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:

- профессиональной дальнейшей учёбы;

- выполнения гражданских обязанностей;

- успешной жизни и деятельности в условиях рынка.

3. Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в самоопределении, самоутверждении, самореализации.

4. Дальнейшее физическое развитие личности.

5.Дальнейшее развитие национального самосознания, формирования нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности. 

Решение проблем воспитания предполагает взаимодействие школы с другими учреждениями и организациями по следующим направлениям:

1.                Формирование единого воспитательно-образовательного пространства через использование возможностей школы и окружающего социума.

2.                Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств для развития материально-технической базы школы.

 Для успешной реализации  программы воспитания МБОУ Курагинская СОШ № 7 сотрудничает  с различными учреждениями:

·           МДОУ детский сад «Аленушка», 

·           МОУ ДОД «Курагинский районный Дом детского творчества»,

·           МОУ ДОД «Курагинская детская музыкальная школа»,

·           ДК ст. Курагино,

·           РДК п. Курагино,

·           РРЦ Курагинского района»,

·           Курагинская районная библиотека,

·           Отделение ГИБДД отдела внутренних дел по Курагинскому району (ежегодно);

·           Патриот,

·           ОПДН

·           МУЗ ЦРБ

·           Центр семьи

·           МОУ ДЮСШ «ЗОЖ

Управление воспитательной системой как условие реализации и развития:

а) обеспечивает участие в нем всех субъектов образовательного процесса;

б) обеспечивает мониторинг системы работы школы:

·           проведение психолого-педагогического анализа содержания, технологий, методов деятельности;

·           осуществление проектировочной и прогностической деятельности.

3. Управление воспитательным процессом

Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда и родительская общественность.

Методическая работа с педагогическим коллективом.

Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности учителя в области учебного предмета и методики его преподавания.

Работа с органами ученического самоуправления.

Цель: создать условия для развития ученического самоуправления, ученического коллектива, обеспечить социальную защиту ребёнка.

Внешняя среда

(связи с внешней социально-культурной, природной средой, связи с государственными и общественными учреждениями и родительской общественностью).

Цель:  использование в воспитательном процессе дополнительных возможностей, которых школа создать не может.

Работа с родителями.

Цель: достижение сотрудничества и единства воспитательных требований, предъявляемых к ребёнку обеими сторонами.    

Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов предполагает внедрение системы моральных и материальных стимулов.

   Системы моральной поддержки – конкурсы педагогов («Учитель года», «Классный руководитель года» и др.).

Практика проведения данных мероприятий в МБОУ  Курагинская СОШ №7 существует. Районный конкурс «Учитель года» с первых лет своего зарождения является инструментом  строгой оценки профессионализма учителя. Педагоги нашего коллектива являются участниками, в том числе и победителями конкурса «Учитель года». Целенаправленная работа по подготовке и участию в муниципальных и краевых конкурсах позволяет достигать результатов, способствует повышению качества образования в  школе.

Решение задачи развития инструментов финансирования воспитательной и образовательной деятельности, механизмов подушевого финансирования и новой системы оплаты труда, станет дополнительным материальным стимулом воспитательной деятельности педагогов.

Контроль осуществляется с помощью системы внутришкольного контроля за реализацией процесса воспитания, включающей:

·     тематические педсоветы;

·     педагогические конференции;

·     консультативную помощь учителям по организации факультативных, групповых и другого рода занятий;

·     координация деятельности МО;

·     комплексный контроль состояния преподавания учебных, факультативных курсов,   реализации дополнительного образования, воспитательной работы в классных коллективах;

·     выставку – смотр достижений;

·  открытые факультативные и внеклассные мероприятия;

·  анализ результатов работы по программе  воспитания.

Структура управления

Структура  управления, система управленческих отношений обусловлены целями, задачами и основными направлениями жизнедеятельности школы.

Управление деятельностью школы осуществляют директор и его заместители. Директор школы руководит разработкой и реализацией образовательной программы школы, разработкой нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школы: Устава школы, приложений к Уставу, Правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, локальных актов. Руководство различными сферами деятельности осуществляют заместители директора по учебно-методической  и  воспитательной работе.

Помимо администрации в процесс управления школой включены все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, родители. Этому способствует наличие таких  структурных звеньев, как  Педагогический совет,  МО классных руководителей, родительский комитет,  Совет старшеклассников (Школьный Парламент), Совет профилактики.

 Данные структурные звенья принимают коллегиальные решения, учитывая мнения и интересы всех субъектов образовательного процесса.

Педагоги участвуют в принятии управленческих решений через участие в работе Педагогического совета, методических объединений,  семинаров.

Ученическое самоуправление в школе осуществляет Совет старшеклассников (Школьный Парламент), который возглавляет Президент.

Администрация школы постоянно работает над повышением уровня управленческих компетентностей через курсовую подготовку учителей,  их самообразование, участие в семинарах при Управлении образования, в краевых семинарах.

Вынесение вопросов воспитания и дополнительного образования на  семинары позволяет формировать общие представления об управлении процессом, вырабатывать общие позиции по отношению к приоритетным направлениям школы, решению имеющихся проблем  по реализации  поставленных задач.

Управление воспитательной системой школы обеспечивается на основе прогнозирования и  программирования. В школе успешно реализуются программы: «Одаренные дети», «Профилактика правонарушений», «Здоровье».

В школе  разработаны и приняты к действию   локальные акты:

Положение о школьном Совете  профилактики правонарушений несовершеннолетних;

Положение о методическом объединении

Положение  об ученическом самоуправлении.

Положение об  отрядах  юных инспекторов дорожного движения

Правила  поощрения и наказаний  учащихся

Положение о правилах поведения в школе

Положение о детском  общественном объединении.

Ведущая роль в повышении профессионального уровня педагогов принадлежит методической службе.

Коллектив классных руководителей школы работает над единой методической темой: «Воспитательная деятельность классного руководителя по организации творческой жизнедеятельности классного коллектива».

Основной целью МО классных руководителей является  совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя.

Для профессионального образования классных руководителей в методической деятельности используется  проектно-программный подход, механизмы изучения динамики становления, развития и контроля уровня профессиональной компетентности классного руководителя, используются продуктивные формы методической работы: разработческие, рефлексивные семинары, где ведется освоение педагогами продуктивных способов деятельности с целью переноса их в воспитательный процесс.

В целях организации непрерывного образования классных руководителей используются такие формы методической работы, как: педсоветы, семинары, предметные недели, мастер – классы, открытые внеклассные мероприятия, консультации, самообразование.

На педсоветах, семинарах обсуждаются проблемы, намечаются общие цели, планируются  мероприятия по решению проблем.

 На мастер–классах, открытых внеклассных мероприятиях  учителя знакомятся с возможностями применения теоретических знаний на практике, происходит обмен опытом, демонстрация педагогического мастерства классных руководителей в применении новых технологий, в организации классных часов. 

4.Направления внеклассной работы

Внеклассная работа с учащимися направлена на формирование у детей:

- гражданственности и патриотизма,

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью,

- готовности к осознанному выбору будущей профессии,

- эстетического отношения к окружающему миру,

-активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, коммуникативных умений и навыков, физической культуры, навыков здорового образа жизни.

            Чтобы организовать  работу с классом, педагоги используют такие виды внеурочной деятельности как: познавательную, эстетическую, досуговую,  профориентационную, спортивную. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению воспитательных целей.

    Так познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и прочее. Организовывается  она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады,  конкурсы и т.д.

Ценностно–ориентационная деятельность представляет собой формирование отношения к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями, которые вырабатываются в различных формах внеурочной деятельности: беседах, акциях по социально – нравственной проблематике, дискуссиях, диспутах.   

 

5.Результаты деятельности 

В воспитательной работе школы большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения.  Ежегодно учащиеся организуют поздравления ветеранов Великой Отечественной войны на дому, оказывают помощь ветеранам ВОВ, труженикам тыла, нуждающимся пенсионерам. Ежегодно силами учащихся школы организуются  и проводятся  концерты для участников и ветеранов  Великой Отечественной войны, работников тыла, вдов.

Мероприятия ко Дню  защитника Отечества помогают решить вопросы не только патриотического воспитания, но и спортивно-массовой работы. Это соревнования  по баскетболу и  волейболу, для младшеклассников проводятся  «Веселые старты», для учащихся старших классов – «Рыцарский турнир».

 Уровень физического развития учащихся зависит от состояния физического воспитания в школе. Об этом сами за себя говорят результаты  районных соревнований   (учителя физкультуры Еремеев М.И., Кореньков А.Ф., тренера – преподаватели  по волейболу Дик А.В., по теннису Жук Н.В.).

В начальной школе  ежедневно проводятся физминутки, перемены с подвижными играми,  которые направлены на оздоровление детей.     Ежегодно  проводятся Дни здоровья в разнообразной форме, внутришкольные соревнования по волейболу, баскетболу, пионерболу, теннису. В целях сохранения физического здоровья школьников в школе  разработана  и реализуется  программа «Здоровье».

В школе проходят традиционные мероприятия:  День Знаний,  День самоуправления, День учителя, Осенний бал,  День Матери,  Новый год,  «Рыцарский турнир»,  «Для милых дам», Последний звонок, предметные недели и т.д.

Наши ребята принимают участие  в школьных и  районных  конкурсах, выставках, фестивалях.                              

6. Развитие дополнительного образования 

         В школе были  определены следующие цель и задачи развития дополнительного образования как:

Цель дополнительного образования: обеспечение реализации прав учащегося на получение дополнительного образования в соответствии с его потребностями и возможностями.

Задачи:

- обеспечить благоприятные условия в освоении общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и обучения детей, укрепления здоровья, личностного и профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет;

- ориентировать ребенка на максимальную самореализацию личности;

- организовать обучение и воспитание в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.

   В этом учебном году учащиеся нашей школы по-прежнему  имеют возможность, посещать как школьные детские творческие объединения, так и УДО п. Курагино  по следующим направленностям:

- художественно–эстетическая («Детское эстрадное пение», «Учимся играть на гитаре», руководитель Синогноев Ю.Г., «ИЗО студия» под руководством Эрбис С.В)

- эколого – биологическая  («Человек и природа», при  МОУ ДОД Дом детского творчества руководитель Чернышкова Н.В.)

- научно-техническая («Основы компьютерной грамотности», руководитель Ципушников А.В.)

- культурологическая («Журналистика», «Страноведение», руководитель «Могильников Е.В.)

-гражданско-патриотическая («Граждановедение», руководитель Буриличева Т.Л.)

   Данные программы лицензированы службой по контролю в области образования администрации Красноярского края.

Физкультурно-спортивная направленность реализуется за счет организованной внеклассной работы учителей физической культуры школы, тренерами-преподавателями от МОУ ДОД «ЗОЖ».

   Режим занятий был обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня  после окончания предметов учебного цикла. Формы занятий кружков разнообразные: беседы, игры,  экскурсии,  и др. Отчетные и итоговые занятия  проводятся в форме тематического тестирования, анкетирования, выставки, концерта,  открытого мероприятия или выездного модуля.

7.Развитие  ученического самоуправления 

Важная  часть системы воспитательной работы - это  развитие ученического самоуправления, возглавляемого   Советом старшеклассников (Школьным Парламентом) под руководством Президента. В его состав входят учащиеся 5 -11 классов. 

Основными целями и задачами Совета учащихся являются:   привлечение учащихся школы к сотрудничеству с педагогическим коллективом в организации внеурочной воспитательной работы; создание условий для адаптации школьников в современных условиях.

      В состав Школьного Парламента входят бывшие кандидаты в президенты (лидеры классов). Они являются Министрами , которые отвечают за работу следующих министерств: Министерство Образования, Министерство Культуры, Министерство СМИ, Министерство ЗОЖ, Министерство Труда, Министерство Юстиции, Министерство Библиотеки.  

Министры ведут работу по направлениям школьной жизни, взаимодействуют с классными активами, которые решают текущие вопросы жизни классов. Цель школьного самоуправления в нашей школе – привлечение учащихся к организации и управлению учебной и досуговой деятельностью учащихся школы.  Самоуправление множит число активных организаторов в коллективе, что позволяет повысить уровень учебной и внеклассной работы. Значение  развития самоуправления состоит в том, что, выступая в роли активных организаторов, хозяев своей школы, учащиеся утверждаются в активной жизненной позиции, проникаются ответственностью за состояние школьных дел и за свой вклад в них.

Традиционные мероприятия, проводимые учащимися школы:

День Знаний;

День самоуправления;

Осенний бал;

День Матери;

Новогодние праздники;

День Защитников Отечества;

Международный женский День;

Митинг ко Дню Победы;

Последний звонок;

Спортивные соревнования среди учащихся;

Акции «Весенняя неделя Добра», «Осенняя неделя Добра» (организация помощи ветеранам и пожилым одиноким людям),  «Поздравь ветерана» (организация концертов, поздравлений), «Мы за безопасное движение!», «Мы за здоровый образ жизни», «Наркотикам- НЕТ».

   В школе с 2008 года ведет свою работу школьный пресс-центр. Продуктом работы школьного пресс-центра является школьная газета «Семерочка», публикации в районных СМИ, в районной школьной газете «Инфомдесерт». Газета выходит 1 раз в месяц, в ней освещается жизнь школы, рассказывается о знаменательных датах, интересных фактах и событиях.  На страницах газеты обсуждаются вопросы, поднимаемые родителями, учащимися, администрацией. Проводится опрос, берутся интервью. Также  освещается работа кружковых объединений,  размещаются творческие работы ребят, вести с уроков.  Номера школьной газеты  выставляются на школьном сайте.

Навыки, приобретаемые детьми на классных собраниях, заседаниях Школьного Парламента,  необходимы для саморазвития личности. Дети учатся обмениваться идеями и мнениями, учатся говорить от себя и о себе, выражать словами свои чувства и отношения, учатся активному слушанию, пишут выступления, проводят заседания, разрешают конфликты. Традиционный метод самоуправленческой работы - поручение, обращённое непосредственно к личности школьника. Поручение формирует позицию хозяина жизни, инициатора, творца, активного исполнителя.

     Самоуправление помогает развивать организаторские качества  личности, вооружает учащихся навыками и приемами организаторской деятельности.

Модель ученического самоуправления

Школьная республика «Искатели»

Школьный Парламент                            

Президент школьной республики «Искатели» 

Волонтерская агитбригада

Вице-Президент 

Министерство СМИ

Министерство Труда

Министерство ЗОЖ

  Министерство Культуры 

Министерство образования 

   Министерство Юстиции

  Министерство Библиотеки 

Классные коллективы 

8.Социально – психологическая служба в школе           

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. В то же время значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.  Педагоги и родители нашей школы вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы.

В поле деятельности психолога работа с «трудными» детьми, слабоуспевающими. В течение  учебного года ведется индивидуальная работа с детьми, состоящими на ВШУ, на учете в ОПДН. Проводятся психологические обследования интеллектуальной,  эмоциональной, личностной сферы учеников. По результатам разрабатываются и реализуются индивидуальные планы работы с каждым ребенком, состоящим на ВШУ. Формы психологической работы с учениками: беседы, консультации, психологические занятия с элементами тренинга, элементы аутогенной тренировки.

Проблемы развития и воспитания ребенка обсуждаются на родительских собраниях. Сегодня они могут решаться профессионально. Для этого необходимо вооружение учителей, школьников и их родителей основами психологических знаний, развитие их способностей к рефлексии, самооценке. Помощь в данных вопросах оказывает на МО классных руководителей школьный психолог.

Работа социального педагога осуществляется по направлениям:

·                    Организационная и координационная деятельность.

·                    Профилактическая работа.

·                    Защитно-охранная деятельность.

Сформирован банк данных по результатам совместных с инспектором ОПДН, социальным педагогом, классными руководителями рейдов  и данным педагогической диагностики. Полученные сведения позволили выявить детей «группы риска», неблагополучные семьи, малообеспеченных и остро нуждающихся, опекаемых учащихся. Совместно с зам. директора по ВР, психологом, социальным педагогом,  классными руководителями, родителями проводится работа по составлению социального паспорта,  индивидуальных карт учащихся   в классах, в которые включена работа с трудными детьми. На административных планёрках обсуждается и корректируется совместная деятельность социальной и психологической служб. Регулярно проводятся выступления на классных родительских собраниях. Осуществляется индивидуальная работа с классными руководителями, учителями – предметниками и родителями. Особое внимание уделено учащимся, нуждающимся в педагогической помощи и поддержке.

В школе успешно работает Совет профилактики под руководством зам. директора школы по ВР Давлеевой Н.Ю. в тесном сотрудничестве с соц. педагогом Дашинимаевой Ц.М. Составленная база данных и социальный паспорт школы и классов позволяют конкретизировать стоящие перед социальным педагогом и классными руководителями задачи. Работа с учащимися позволяет выявить интересы и их потребности, трудности и проблемы, стоящие перед ними, уровень социальной защищенности. Это способствует своевременному оказанию помощи нуждающимся в ней учащимся, принятию мер по социальной защите.

Учащиеся школы, родители, педагоги, жители территории ст. Курагино ежегодно участвуют во  Всероссийской акции «Помоги пойти учиться», помогая нуждающимся детям и их семьям (одежда, обувь, письменные принадлежности, учебники).

Регулярно проводится сверка данных в ОПДН. Осуществляется летнее трудоустройство малообеспеченных детей, детей из неблагополучных семей, а также детей, состоящих на учете в ОПДН на летний период, организуется  их отдых в загородных и пришкольных лагерях.

Результатом совместной работы социально – психологической службы, классных руководителей, родителей можно считать снижение  количества учащихся на учете в ОПДН.      

9.Этапы реализации концепции воспитательной системы школы 

Нормативно-правовое оформление концепции воспитательной системы школы

Отработка структуры концепции воспитательной системы школы

Переход к воспитательной системе школы

10. Ресурсное обеспечение воспитательной системы 

В системе условий, определяющих реализацию концепции воспитательной системы МБОУ Курагинской СОШ №7, можно выделить следующие ведущие блоки:

а) педагогический коллектив;

б) содержание и организация образовательного процесса;

в) школьный коллектив;

г) управление воспитательной системой.

Педагогический коллектив как условие развития школы рассматривается с позиций:

осознания личности обучающегося в образовательном процессе как субъекта деятельности;

осознания своей педагогической позиции как профессионального воспитателя: необходимости творческой, активной деятельности в условиях воспитательной системы.

Школьный коллектив рассматривается с позиций:

формирования позитивной «Я-концепции» ребенка и взрослого;

актуализации потребности в самореализации;

умения быть субъектом своей жизнедеятельности.

Образовательный процесс как условие реализации отвечает следующим  требованиям:

вариативность и целесообразность учебных планов и программ, определяемых целями и задачами воспитательной системы, возможностями педагогического коллектива и коллектива обучающихся;

подвижность форм образовательного процесса и деятельности обучающихся.

Управление воспитательной системой как условие реализации и развития:

а) обеспечивает участие в нем всех субъектов образовательного процесса;
б) обеспечивает мониторинг системы работы (деятельности) школы:

проведение психолого-педагогического анализа содержания, технологий, методов деятельности;

осуществление проектировочной и прогностической деятельности. 

11. Критерии и показатели эффективности воспитания 

1.Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы ОУ

Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.

Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.

Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.

Отношение к внутришкольным конфликтам.

Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.

Событийный характер деятельности.

Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).

Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).

1.                Критерии и показатели эффективности воспитательной системы

 12. Подробное  описание основных способов достижения целей воспитательной системы

Реализация школьной целевой комплексной программы воспитания  является главным средством достижения целей воспитательной системы ОУ.

Школьная  целевая  комплексная  воспитательная  программа

 «Быть Человеком»

Пояснительная записка

Долгое время процесс воспитания рассматривался как сопутствующий процессу обучения. В последние годы появилась тенденция усиления роли воспитания в образовательном процессе. Поэтому возникла необходимость в создании целевой программы «Быть Человеком» на 2011-2016 годы (далее – Программа) с условием усиления духовно-нравственной и гражданско-патриотической составляющих.  Реализация Программы будет способствовать снижению неблагоприятных показателей, преодолению кризисных явлений в социальной среде, а также обеспечению преемственности воспитательных мероприятий различных уровней системы образования и культуры, координации педагогической и просветительской деятельности различных социальных институтов: семьи, образовательных и социальных учреждений, государственных и общественных структур, религиозных объединений поселка.

В Программе определены основные пути развития школьной системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, обозначен комплекс мер по обеспечению взаимодействия различных социальных институтов, что непременно будет способствовать решению целей воспитательной системы по самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности всех субъектов воспитательного процесса.  При составлении Программы учитывался имеющийся практический опыт патриотического, духовно-нравственного воспитания в школе, а также культурно-исторические, социально-экономические особенности развития поселения.

1.Нормативно – правовая база  реализации  Прграммы

·      Конституция РФ

·      Федеральный Закон «Об образовании РФ»

·      Национальная доктрина образования

·      Международная конвенция «О правах ребенка»

·      Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России.

·      «Всеобщая декларация прав человека»

·       Гражданский кодекс РФ

 

2. Актуальность программы

В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Достижение стабильности и устойчивого развития страны возможно при возрождении культурной традиции, гражданских и нравственных базовых ценностей, на которых строилось Российское государство, создавалась великая русская культура.

Сегодня для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только общими действиями при условии использования системного подхода в рамках целевой школьной программы. Основой системного подхода в воспитании гражданственности, патриотизма, восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем различных социальных и возрастных групп населения. В связи с этим работа по воспитанию гражданственности, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию включает в себя и совершенствование школьного образования, и систему мер, адресованных семье; внедрение патриотического и духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, работу общественных объединений с подростками и молодежью, деятельность силовых структур. 

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса школы. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Все вышесказанное учитывалось при составлении целевой комплексной программы «Быть Человеком». Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности по воспитанию у школьников высоких духовно-нравственных качеств.

Мы считаем, что особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.

Разработанная программа имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае реализации позволит преодолеть следующие негативные явления и тенденции среди школьников:

·                    рост правонарушений и преступлений;

·                    распространение употребления ПАВ;

·                    дезадаптация;

·                    низкий уровень состояния здоровья школьников;

·                    негативное воздействие на школьника со стороны окружающего общества;

·                    отсутствие явно выраженных ценностных ориентиров, единства;

·                    неумение конструктивно общаться.

3. Сроки реализации программы

2011-2016 гг.

4. Управление программой

Внесение изменений в программу по направлениям воспитания может осуществляться педагогическим, ученическим, родительским Советами школы, если эти изменения соответствуют целям и задачам Программы.

Управление реализацией Программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе Н.Ю. Давлеева.

5. Материальная база

·                    спортивный зал и площадка, спортивный инвентарь;

·                    компьютерный класс с доступом в Интернет;

·                    музыкальное и звукозаписывающее оборудование;

·                    библиотека школы.

6. Основные принципы воспитания

Организация воспитательной работы осуществляется на основе:

·           социально-педагогической поддержки;

·           нравственного примера педагога, родителя, представителей общественности;

·           личностного роста обучающегося;

·           социальной востребованности воспитания;

·           индивидуализации воспитательного процесса;

·           взаимодействия с другими субъектами социума.

7. Основные функции воспитания

         Процесс воспитания предполагает следующие функции:

·           развивающую, направленную на изменение мотивации, учебной деятельности,  развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

·           защитную, способствующую изменению взаимоотношений ребенка и взрослого в  основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;

·           корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью  предупреждения негативного влияния на формирование личности;

·           компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для  самовыражения, демонстрации творческих способностей развития коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной  деятельности детей и взрослых;

·           управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога взаимодействие всех участников воспитательной системы.

8. Сотрудничество с социумом

Для успешной реализации  программы воспитания МБОУ Курагинская СОШ № 7 сотрудничает  с различными учреждениями:

·           МДОУ детский сад «Аленушка», 

·           МОУ ДОД «Курагинский районный Дом детского творчества»,

·           МОУ ДОД «Курагинская детская музыкальная школа»,

·           ДК ст. Курагино,

·           РДК п. Курагино,

·           РРЦ Курагинского района»,

·           Курагинская районная библиотека,

·           Отделение ГИБДД отдела внутренних дел по Курагинскому району (ежегодно);

·           МЦ «Патриот»,

·           МОЦ ДОД «ДЮСШ»

·           ОПДН

·           Центр Семьи 

9. Внутришкольное сотрудничество

В воспитательной работе задействованы следующие участники образовательного процесса:

1.                  классные руководители 1-11 классов;

2.                  обучающиеся 1-11 классов;

3.                  родители обучающихся 1-11 классов;

4.                  педагоги-предметники (не классные руководители);

5.                  социальный педагог;

6.                  психолог;

7.                  логопед;

8.                  библиотекарь.

10. Цель и задачи программы

Для успешной реализации воспитательной  программы духовно-нравственной и  гражданско-патриотической направленностей необходимо сформулировать новые целевые установки. Коллектив школы видит их в создании условий для возможности самоопределения, самореализации, социализации школьника, через активное включение его в процесс самовоспитания

Цель программы:   создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самоактуализации, самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

     Задачи программы:

а)  создание условий для:

·           интеллектуально-творческого развития личности обучающегося;

·           нравственного воспитания обучающегося;

·           профессионального  самоопределения обучающегося;

·           становления активной гражданской позиции;

·           осознания и принятия обучающимися общечеловеческих ценностей, традиций своей страны и других народов, формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;

·           воспитания чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству;

·           развития коммуникативных способностей обучающихся;

·           осознания и принятия обучающимися норм и правил поведения в социуме;

·           физического развитие учащихся, формирования навыков здорового образа жизни, личной гигиены;

·           развития форм ученического самоуправления;

б) консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

11. Подходы, используемые в процессе воспитания

·                    Деятельностный подход позволяет обучающимся активно участвовать в процессе воспитания, влиять на методы и формы воспитательной работы, составлять программы своего личностного роста.

·                    Компетентностный подход позволяет рассматривать каждое воспитательное мероприятие с позиции 4-единой воспитательной задачи:

1.                  Какие знания для развития личности получает обучающийся в процессе воспитательного мероприятия?

2.                  Сформировано ли умение применить полученные знания?

3.                   Как воспитательное мероприятие влияет на позитивное отношение обучающегося к окружающему миру?

4.                  Как влияет мероприятие  на стремление обучающегося двигаться вперед в своем развитии?

·                    Культурологический подход основан на использовании в воспитательном процессе традиций и обычаев различных народов как лучших примеров нравственного и патриотического воспитания.

12. Традиционная деятельность

Виды деятельности

 

Познавательная

Творческая

Коммуникативная

Социально-полезная

Методы воспитания

Беседа

Лекция

Дискуссия

Метод примера

Диспут

Метод создания воспитывающих ситуаций

Соревнование

Познавательная игра

Методы контроля: самоконтроль, самоанализ, наблюдение, анализ

Формы воспитания

КТД

Конференция

Круглый стол

Классный час

Концерт

Конкурс

Деловая игра

Клуб интересных встреч

Спортивные состязания

День самоуправления

Акция

Контроль качества воспитания

Определение уровня воспитанности

13. Инновационная деятельность

Методы воспитания

Использование проектного метода

IT- технологии

Содержание воспитания

Реализация социальных проектов

Формирование Школьного Парламента

Контроль качества воспитания

Образ выпускника с точки зрения компетентностного подхода.

                      

14. Основные направления работы

Блок

Направления воспитания

Ожидаемый результат

 Отечество

Гражданско-патриотическое, правовое,

духовно-нравственное

 

·  Чувство гордости за свою страну;

·  активная гражданская позиция;

·  принятие ценности традиций и обычаев других народов ;

·  укрепление ценностно-смысловой сферы;

·  способность обучающихся сознательно выстраивать отношение  к себе, к другим людям, к  Отечеству, миру в целом

Человек

Спортивно-физическое, ЗОЖ

·      Стремление обучающихся вести и пропагандировать здоровый образ жизни

·      негативное отношение обучающихся к правонарушениям и преступлениям;

·      понимание обучающимися ответственности за совершение правонарушений и преступлений;

·      соблюдение обучающимися правил и норм поведения в социуме.

Знание

Организация интеллектуально-познавательной деятельности

·      Устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество;

·      самостоятельное и рациональное мышление;

·      убежденность и готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах;

·      ориентация  в общественно-политической и экономической жизни страны.

Труд

Профориентация

·      100 % трудоустройство выпускников;

·      способность к профессиональному самоопределению;

·      стремление трудиться на благо Отечества.

Семья

Взаимодействие с родителями, воспитание ценности семейных отношений

·      Включение семьи и общественности в воспитательный процесс;

·      пропаганда здорового образа жизни;

·      формирование представлений о семейных ценностях.

Земля

Экологическое

·      Понимание экологических проблем;

·      участие в деятельности, направленной на решение экологических проблем.

Культура

Художественно-эстетическое

·      Развитое чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре тамбовского края, отечества и к мировой культуре;

·      умение найти свое место в творчестве;

·      владение основами коммуникативной культуры личности;

·      умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

·      понимание сущности нравственных черт и качеств характера окружающих людей.

Развитие самоуправления

·      Усвоение обучающимся социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

·      корректное и конструктивное социальное общение

Развитие дополнительного образования

·      Способность к профессиональному самоопределению, индивидуально-личностной ориентации;

·      сформированность ценностно-смыслового равенства творческого начала

15. Диагностика

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

·                    общие сведения;

·                    способности;

·                    темперамент;

·                    тип личности в общении;

·                    самооценка;

·                    успешность в деятельности;

·                    уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

·                    социометрия;

·                    социально-психологический климат в классе;

·                    общие сведения;

·                    способности;

·                    темперамент;

·                    тип личности в общении;

·                    самооценка;

·                    успешность в деятельности;

·                    уровень воспитанности.

3. Формы диагностики:

·                    анкетирование;

·                    тестирование;

·                    наблюдение;

·                    беседы.

16. Работа с родителями

Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

·                    анкетирование

·                    беседа

·                    консультации

·                    родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.

17. Ожидаемые результаты программы:

1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2.  Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3.  Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

4.  Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5.   Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

6.   Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

7.  Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

 

 

 

 

 

 Назад