Программа по профилактике злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ)

 

 


 

 

                                  

Программа

по профилактике злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ)

 

Пояснительная записка

            В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности образовательного учреждения. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата.

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой  рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества. Алкоголизация населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество оказалось неспособным противостоять этим явлениям. Ситуация в стране с потреблением наркотических и других психоактивных веществ детьми и подростками продолжает ухудшаться. Средний возраст приобщения к наркотикам 13–16 лет, средний возраст приобщения к алкоголю еще ниже, курить некоторые дети начинают еще в дошкольном возрасте.                                                                                                                  Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы научить детей говорить «нет» пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже попробовавших сверстников или более старших товарищей. Нужно говорить с детьми о том, что несет с собой для их здоровья и разума даже «один-единственный разок» общения с ПАВ. Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

            Профилактика употребления ПАВ будет эффективной, если:

- детям будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;

- методы и приемы передачи информации будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- осознание вреда ПАВ будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

- школа обладает рядом возможностей для успешной профилактики ПАВ, а именно:

- возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;

- свободным доступом к семье ребенка для анализа и контроля ситуации;                                          - возможностью привлечения специалистов по профилактике.

 

Цель программы:

- формирование здорового образа жизни обучающихся, развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ).

Задачи программы:

- формирование у обучающихся представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности;

-развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;                                                                       формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, токсическим веществам.

Система работы

Принципы реализации программы.

Мероприятия по реализации программы.

Основные направления деятельности и формы работы

Личностно-ориентированный подход к каждому участнику программы;

Включение в решение задач программы обучающихся 5-11 классов, их родителей, педагогов, специалистов.

1. Раннее выявление курения, употребление алкогольных напитков и причин, побудивших к этому;

2. Создание в школе единого банка данных о трудных семьях, несовершеннолетних «группы риска» состоящих на внутришкольном учете, в КДН и ПДН;

3. Проведение мероприятий и общественных акций по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних

4. Усиление информационн- методическаго обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;

- создание новых и поддержка существующих кружков, секций;

- организация летнего отдыха и оздоровление детей школы.

1.Диагностика всех участников программы:

- проведение социологических исследований по вредным привычкам у школьников;

- изучение уровня воспитанности учащихся;

- систематические педагогические наблюдения за учащимися, установление причин подверженности их табачной, алкогольной зависимости.

2. Организация взаимодействия между школой и субъектами профилактики, родителями,  учреждениями здравоохранения, МО МВД России «Курагинский», общественными организациями,

3. Работа с учащимися школы:

- пропаганда ЗОЖ, беседы об отрицательном действии вредных привычек на растущий организм;

- проведение тематических классных часов;

- лекции, беседы, просмотр и обсуждение видеофильмов;

- конкурсы рисунков, плакатов, акции и проведение тренингов среди «трудных» подростков;

- проведение заседаний Совета профилактики.

4. Социально-педагогическое и медико- психологическое сопровождение:

- своевременное выявление проблем у учащихся, подверженных вредным привычкам и оказание им необходимой помощи;

- организация консультаций в школе по работе с проблемными детьми, их родителями и педагогами;

- организация профилактических бесед и лекций, встреч со специалистами по проблемам наркомании, алкоголизма, токсикомании и правонарушений.

5. Работа с родителями:

- проведение классных и общешкольных родительских собраний;

-выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки;

- индивидуальные консультации и тематические встречи с родителями «трудных» подростков;

- родительский патруль, общешкольные педагогические рейды;

- приглашение родителей на заседания Совета профилактики.

 

Критерии отслеживания эффективности
предложенной программы

1.      Отслеживание эффективности всей программы в целом.

Критерии:                                                                                                                                               - появление у подростков устойчивых интересов;                                                                                           - повышение успеваемости;                                                                                                                                       -  изменение количества подростков, стоящих на учете;                                                                                     -  изменение количества детей, состоящих в «группе риска»;                                                             - изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»

2.      Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия. 

          Целевая группа: обучающиеся 5-11 класса.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у обучающихся.                 2. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.                                                                                                                                              3. Получение необходимых знаний по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании. 4. Получение базовые знания в области самозащиты от наркотиков, ВИЧ-инфекции;

Обучающиеся должны знать:

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);

- вредное влияние ПАВ на организм человека.

Обучающиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.

Обучающиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

 

План мероприятий, направленный на профилактику употребления ПАВ

 

п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки выполнения

1

Выявление обучающихся, злоупотребляющих табакокурением,  создание банка данных

Классные руководители,

социальный педагог

 

Сентябрь

 

2

Жесткий контроль за обучающимися, злоупотребляющие табакокурением. Составление актов.

Социальный педагог, классные руководители, родительский комитет

Сентябрь

 

3

Проведение информационно-профилактических бесед на тему

«Разговор о вредных привычках»

Социальный педагог,

медицинский работник КГБУЗ «Центральная районная больница»

 

Сентябрь

4

Проведение информационно-профилактических бесед на тему

 «Правовая ответственность за правонарушения и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков»

Социальный педагог, инспектор ОПДН МО МВД России «Курагинский»

Сентябрь

5

Привлечение обучающихся «группы риска»  в кружки, секции, объединения

Заместитель директора

по ВР, классные руководители

Сентябрь

6

Ходатайства в Совет профилактики на обучающихся злоупотребляющими табакокурением

Классные руководители

Октябрь

7

Участие в районном конкурсе творческих работ «Территория здорового образа жизни»

Социальный педагог, руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры

10-28 октября

8

Выпуск и раздача буклетов о вреде пива «Мифы и реальность»

Руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры

Октябрь

9

Общешкольная линейка «Если ты куришь»

Руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры

Октябрь

10

Социологический опрос учащихся «Твое отношение к вредным привычкам»

Социальный педагог, классные руководители

Октябрь

11

Участие в районной акции, посвященной Дню отказа от курения «Мы за здоровый образ жизни»

Классные руководители,

руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры

14-25 ноября

 

12

Классные часы, посвященные Международному дню отказа от курения: «Безвредного табака не бывает»

Классные руководители

17 ноября

 

13

День борьбы со СПИДом

Участие в районной акции «Молодежь выбирает жизнь»

Классные руководители, социальный педагог,

руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры

1 декабря

1 ноября

- 1 декабря

 

14

Участие в районном конкурсе «Лучший волонтерский отряд»

Руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры

2 декабря

15

Месячник правовых знаний

(по отдельному плану)

Администрация школы, классные руководители, уполномоченный по правам ребенка

Январь-февраль

16

Участие в районном конкурсе информационных, печатных материалов по профилактике наркомании среди несовершеннолетних «Наш выбор - здоровье»

Классные руководители, социальный педагог

9-27 января

17

Участие в районной акции «Думай, выбирай, действуй» по профилактике пагубных привычек и пропаганде здорового образа жизни

Социальный педагог, руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры

6-17 февраля

18

Тренинг «Наркотики или ЗОЖ»

Медицинский работник,  педагог-психолог, классные руководители,

Март

 

19

Всемирный день здоровья. 

Классные руководители, учителя ФК

7 апреля

20

Игра для младших школьников «Полезные и вредные привычки»

Педагог-организатор,

классные руководители,

Апрель

21

«Наркотики, курение. Выход есть всегда» - тренинг безопасного поведения с привлечением волонтеров.

Педагог-психолог, классные руководители

 

Апрель

 

22

Цикл классных часов по профилактике употребления ПАВ

(к Всемирному дню без табака)

Классные руководители

Май

 

23

Просмотр в/ф «Лекция проф. Жданова» о вреде алкоголя, курения и наркомании»

Социальный педагог, классные руководители

Май

24

Районная акция, посвященная дню борьбы с наркоманией «Дети за здоровое будущее»

Руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры

15 мая - 27 июня

 

 

 

Примерная тематика занятий классных часов

 

п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

1

Здравствуйте, или что значит ЗОЖ

Устный журнал

2

Вредные привычки и наше здоровье

Занятие-мастерская

3

Воздействие ПАВ на сердечно сосудистую систему

Проблемная беседа

4

Влияние ПАВ и сильнодействующих лекарственных препаратов на работу головного мозга

Круглый стол

5

Свобода выбора – уход от зависимости

Занятие-мастерская

6

Последствия употребления ПАВ

Ролевая игра

7

Формирование навыков, по отказу от приема ПАВ

Тренинг

8

Курение: дань моде, привычка, болезнь

Ток-шоу

9

Суд над курильщиком

Ролевая игра

10

Ступени, ведущие вниз

Устный журнал

11

Здоровье нации в наших руках!

Акция

12

Здоровье и безопасность

Ролевая игра

13

Роль силы воли, при отказе от употребления ПАВ

Тренинг

14

Человек, продли свой век

Ролевая игра-представление

 

Ожидаемые результаты

Ученик должен:

- иметь четкое представление о том, что восприимчивость к ПАФ индивидуальна и зависимость может возникнуть очень быстро.

-уметь избегать ситуаций пассивного курения.

- понимать, что алкоголизм, токсикомания, наркомания - трудноизлечимые заболевания.

выработать форму поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

- осознавать коммерческий характер рекламы алкоголя и табака и уметь критически к этому относится.

 

 

 

 

 

 

Вернуться