Программа по профилактике злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ)
Программа
по профилактике злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ)
Пояснительная записка
В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности образовательного учреждения. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата.
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества. Алкоголизация населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество оказалось неспособным противостоять этим явлениям. Ситуация в стране с потреблением наркотических и других психоактивных веществ детьми и подростками продолжает ухудшаться. Средний возраст приобщения к наркотикам 13–16 лет, средний возраст приобщения к алкоголю еще ниже, курить некоторые дети начинают еще в дошкольном возрасте. Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы научить детей говорить «нет» пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже попробовавших сверстников или более старших товарищей. Нужно говорить с детьми о том, что несет с собой для их здоровья и разума даже «один-единственный разок» общения с ПАВ. Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Профилактика употребления ПАВ будет эффективной, если:
- детям будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;
- методы и приемы передачи информации будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- осознание вреда ПАВ будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
- школа обладает рядом возможностей для успешной профилактики ПАВ, а именно:
- возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;
- свободным доступом к семье ребенка для анализа и контроля ситуации; - возможностью привлечения специалистов по профилактике.
Цель программы:
- формирование здорового образа жизни обучающихся, развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ).
Задачи программы:
- формирование у обучающихся представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности;
-развитие навыков самоконтроля и саморегуляции; формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, токсическим веществам.
Система работы
Принципы реализации программы. | Мероприятия по реализации программы. | Основные направления деятельности и формы работы |
Личностно-ориентированный подход к каждому участнику программы; Включение в решение задач программы обучающихся 5-11 классов, их родителей, педагогов, специалистов. | 1. Раннее выявление курения, употребление алкогольных напитков и причин, побудивших к этому; 2. Создание в школе единого банка данных о трудных семьях, несовершеннолетних «группы риска» состоящих на внутришкольном учете, в КДН и ПДН; 3. Проведение мероприятий и общественных акций по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних 4. Усиление информационн- методическаго обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних; - создание новых и поддержка существующих кружков, секций; - организация летнего отдыха и оздоровление детей школы. | 1.Диагностика всех участников программы: - проведение социологических исследований по вредным привычкам у школьников; - изучение уровня воспитанности учащихся; - систематические педагогические наблюдения за учащимися, установление причин подверженности их табачной, алкогольной зависимости. 2. Организация взаимодействия между школой и субъектами профилактики, родителями, учреждениями здравоохранения, МО МВД России «Курагинский», общественными организациями, 3. Работа с учащимися школы: - пропаганда ЗОЖ, беседы об отрицательном действии вредных привычек на растущий организм; - проведение тематических классных часов; - лекции, беседы, просмотр и обсуждение видеофильмов; - конкурсы рисунков, плакатов, акции и проведение тренингов среди «трудных» подростков; - проведение заседаний Совета профилактики. 4. Социально-педагогическое и медико- психологическое сопровождение: - своевременное выявление проблем у учащихся, подверженных вредным привычкам и оказание им необходимой помощи; - организация консультаций в школе по работе с проблемными детьми, их родителями и педагогами; - организация профилактических бесед и лекций, встреч со специалистами по проблемам наркомании, алкоголизма, токсикомании и правонарушений. 5. Работа с родителями: - проведение классных и общешкольных родительских собраний; -выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки; - индивидуальные консультации и тематические встречи с родителями «трудных» подростков; - родительский патруль, общешкольные педагогические рейды; - приглашение родителей на заседания Совета профилактики. |
Критерии отслеживания эффективности
предложенной программы
1. Отслеживание эффективности всей программы в целом.
Критерии: - появление у подростков устойчивых интересов; - повышение успеваемости; - изменение количества подростков, стоящих на учете; - изменение количества детей, состоящих в «группе риска»; - изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»
2. Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия.
Целевая группа: обучающиеся 5-11 класса.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у обучающихся. 2. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека. 3. Получение необходимых знаний по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании. 4. Получение базовые знания в области самозащиты от наркотиков, ВИЧ-инфекции;
Обучающиеся должны знать:
- болезни, связанные с применением ПАВ;
- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);
- вредное влияние ПАВ на организм человека.
Обучающиеся должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- уметь говорить «Нет»;
- вести активный здоровый образ жизни.
Обучающиеся должны приобрести навык:
- работы в коллективе;
- высказывания своих мыслей;
- изучения научной литературы.
План мероприятий, направленный на профилактику употребления ПАВ
№ п/п | Мероприятия | Ответственные | Сроки выполнения |
1 | Выявление обучающихся, злоупотребляющих табакокурением, создание банка данных | Классные руководители, социальный педагог
| Сентябрь
|
2 | Жесткий контроль за обучающимися, злоупотребляющие табакокурением. Составление актов. | Социальный педагог, классные руководители, родительский комитет | Сентябрь
|
3 | Проведение информационно-профилактических бесед на тему «Разговор о вредных привычках» | Социальный педагог, медицинский работник КГБУЗ «Центральная районная больница»
| Сентябрь |
4 | Проведение информационно-профилактических бесед на тему «Правовая ответственность за правонарушения и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков» | Социальный педагог, инспектор ОПДН МО МВД России «Курагинский» | Сентябрь |
5 | Привлечение обучающихся «группы риска» в кружки, секции, объединения | Заместитель директора по ВР, классные руководители | Сентябрь |
6 | Ходатайства в Совет профилактики на обучающихся злоупотребляющими табакокурением | Классные руководители | Октябрь |
7 | Участие в районном конкурсе творческих работ «Территория здорового образа жизни» | Социальный педагог, руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры | 10-28 октября |
8 | Выпуск и раздача буклетов о вреде пива «Мифы и реальность» | Руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры | Октябрь |
9 | Общешкольная линейка «Если ты куришь» | Руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры | Октябрь |
10 | Социологический опрос учащихся «Твое отношение к вредным привычкам» | Социальный педагог, классные руководители | Октябрь |
11 | Участие в районной акции, посвященной Дню отказа от курения «Мы за здоровый образ жизни» | Классные руководители, руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры | 14-25 ноября
|
12 | Классные часы, посвященные Международному дню отказа от курения: «Безвредного табака не бывает» | Классные руководители | 17 ноября
|
13 | День борьбы со СПИДом Участие в районной акции «Молодежь выбирает жизнь» | Классные руководители, социальный педагог, руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры | 1 декабря 1 ноября - 1 декабря
|
14 | Участие в районном конкурсе «Лучший волонтерский отряд» | Руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры | 2 декабря |
15 | Месячник правовых знаний (по отдельному плану) | Администрация школы, классные руководители, уполномоченный по правам ребенка | Январь-февраль |
16 | Участие в районном конкурсе информационных, печатных материалов по профилактике наркомании среди несовершеннолетних «Наш выбор - здоровье» | Классные руководители, социальный педагог | 9-27 января |
17 | Участие в районной акции «Думай, выбирай, действуй» по профилактике пагубных привычек и пропаганде здорового образа жизни | Социальный педагог, руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры | 6-17 февраля |
18 | Тренинг «Наркотики или ЗОЖ» | Медицинский работник, педагог-психолог, классные руководители, | Март
|
19 | Всемирный день здоровья. | Классные руководители, учителя ФК | 7 апреля |
20 | Игра для младших школьников «Полезные и вредные привычки» | Педагог-организатор, классные руководители, | Апрель |
21 | «Наркотики, курение. Выход есть всегда» - тренинг безопасного поведения с привлечением волонтеров. | Педагог-психолог, классные руководители
| Апрель
|
22 | Цикл классных часов по профилактике употребления ПАВ (к Всемирному дню без табака) | Классные руководители | Май
|
23 | Просмотр в/ф «Лекция проф. Жданова» о вреде алкоголя, курения и наркомании» | Социальный педагог, классные руководители | Май |
24 | Районная акция, посвященная дню борьбы с наркоманией «Дети за здоровое будущее» | Руководитель волонтерского отряда «ЭКШН», волонтеры | 15 мая - 27 июня |
Примерная тематика занятий классных часов
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия |
1 | Здравствуйте, или что значит ЗОЖ | Устный журнал |
2 | Вредные привычки и наше здоровье | Занятие-мастерская |
3 | Воздействие ПАВ на сердечно сосудистую систему | Проблемная беседа |
4 | Влияние ПАВ и сильнодействующих лекарственных препаратов на работу головного мозга | Круглый стол |
5 | Свобода выбора – уход от зависимости | Занятие-мастерская |
6 | Последствия употребления ПАВ | Ролевая игра |
7 | Формирование навыков, по отказу от приема ПАВ | Тренинг |
8 | Курение: дань моде, привычка, болезнь | Ток-шоу |
9 | Суд над курильщиком | Ролевая игра |
10 | Ступени, ведущие вниз | Устный журнал |
11 | Здоровье нации в наших руках! | Акция |
12 | Здоровье и безопасность | Ролевая игра |
13 | Роль силы воли, при отказе от употребления ПАВ | Тренинг |
14 | Человек, продли свой век | Ролевая игра-представление |
Ожидаемые результаты
Ученик должен:
- иметь четкое представление о том, что восприимчивость к ПАФ индивидуальна и зависимость может возникнуть очень быстро.
-уметь избегать ситуаций пассивного курения.
- понимать, что алкоголизм, токсикомания, наркомания - трудноизлечимые заболевания.
выработать форму поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- осознавать коммерческий характер рекламы алкоголя и табака и уметь критически к этому относится.