Программа по профилактике правонарушений и безнадзорности школьников
2016-2017 уч.год
Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений школьников»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Курагинская средняя общеобразовательная школа № 7
на 2016-2076 гг.
Паспорт программы
Наименование программы
| Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
Разработчики программы
| Социально-педагогическая служба МБОУ Курагинская СОШ № 7 |
Цель программы | Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений |
Задачи программы | Обеспечение работы единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений в МБОУ СОШ № 7 |
Сроки реализации программы | 2016-2017 гг.
|
Исполнители программы | Социально-педагогическая служба МБОУ Курагинская СОШ № 7 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе; - стабилизация числа беспризорных детей подростков; - преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних |
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России ,которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- массовые нарушение прав детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
- омоложение преступности; - увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ Курагинская СОШ № 7.
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации;- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Указы Президента РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Цель программы:
- создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений и обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы:
- повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».
Содержание программы
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутри семейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает:
- предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-- профилактическую деятельность через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап
| Содержание
|
Изучение подростка и окружающей его среды | Диагностика подростка
|
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
| Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков
| Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа
|
Самовоспитание
| Поддержка подростка в процессе самовоспитания |
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, , педагог-организатор ОБЖ.
В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
- планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОПДН МО МВД России «Курагинский»;
- организация работы школьного Совета профилактики;
- проведение тематических педагогических советов;
- педагогический всеобуч для родителей;
- социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»;
- составление социального паспорта классов, школы;
- ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
- проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).
- выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
- анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ;
- анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.);
- проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
- заполнение карты здоровья учащихся;
- профилактическая работа со школьниками.
1 направление: -предупредительно-профилактическая деятельность: -реализация системы воспитательной работы школы; - проведение мероприятий совместно с ОПДН МО МВД России «Курагинский; - организация правового всеобуча; - профориентационная работа; - проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ; - организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»: - вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции; - вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
- охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города и посёлка;
- привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
2 направление: индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
- работа в этом направлении предполагает:
- выявление причин отклонений в поведении; - беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
- приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
- беседы инспектора ПДН;
- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- направление ходатайств в КДН и ЗП;
- проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
- профилактическая работа с родителями:
- выбор родительского комитета в классах.
- выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.
- «День открытых дверей» для родителей.
- привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
- привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
-выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
- посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, - направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
- проведение родительского всеобуча.
Тема
| Содержание
|
Профориентация школьников
| 1) Профориентация, её цели и задачи 2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда 3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком |
По профилактике употребления ПАВ
| 1) ПАВ и его влияние на организм ребенка 2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ 3) Устойчивость подростка в обществе 4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ 5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка 6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ |
По профилактике правонарушений и преступлений
| 1) Права и обязанности семьи 2) Права, обязанности и ответственность родителей 3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни 4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме 5) Причина детского суицида 6) Свободное время и развлечения учащихся |
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов,органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Планируемые результаты:
1 блок
| -разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений, -создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» правонарушений, -создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» |
2 блок
| -получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи, - получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи, - получение информации о состоянии здоровья учащихся
|
3 блок
| - сформировать у учащихся образ жизни, -сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека, -сформировать жизненную позицию ребёнка
|
4 блок
| -создание приоритетного родительского воспитания, -организация педагогического просвещения родителей, -построение демократической системы отношений детей и взрослых
|
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
№ п\п | Содержание работы
| классы
| Сроки
| Ответственные
|
1. Организационные мероприятия | ||||
1
| Изучение и систематизация социальной структуры семей учащихся школы | 1-11
| сентябрь
| Классные руководители 1-11 кл. Социальный педагог |
2
| Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | 1-11 | сентябрь | Классные руководители 1-11 кл. Социальный педагог |
3
| Организация заполнения в классах социальных паспортов | 1-11
|
| Классные руководители 1-11 кл. Социальный педагог |
4
| Составление банка данных и социального паспорта школы | 1-11
| до 01.10
| Социальный педагог
|
5
| Анализ состояния преступности и безнадзорности учащихся школы за 9 мес. 2016 г. ( о информации ОПДН МО МВД России «Курагинский | 1-11
| октябрь
| Социальный педагог
|
6
| Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений учащихся совместно с КДН и ЗП, ОПДН МО МВД России «Курагинский | 1-11
| сентябрь- октябрь
| Социальный педагог
|
7
| Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану | 1-11
| 1-2 р. в месяц
| Заместитель директора по ВР, социальный педагог
|
8
| Участие в поселковых, районных, краевых акциях, профилактических мероприятиях по линии министерства образования, управления образования администрации района, КДН и ЗП ОПДН МО МВД России «Курагинский | 1-11
| в течение года
| Администрация школы
|
9
| Анкетирование учащиеся с целью выявления склонности к правонарушениям | 5-11
| сентябрь
| Классные руководители 1-11 кл. |
10
| Вовлечение «трудных» учащихся в работу кружков и секций | 2-11
| сентябрь-октябрь | Классные руководители 1-11 кл. |
11
| Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б)посещение семьи; в)приглашение на Совет профилактики школы | 1-11 | по мере необходимости | Социальный педагог
|
12
| Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся «группы риска», в неблагополучные семьи | 1-11
| 1 раз в четверть
| Администрация школы
|
13
| Участие в районных рейдах на квартиры учащихся, стоящих на учете в ОПДН МО МВД России «Курагинский и на пед/учете в школе | 5-11
| по плану КДН и ЗП
| Администрация школы
|
14
| Сверка документации школы и КДН и ЗП при администрации Курагинского района, ОПДН МО МВД России «Курагинский по количеству обучающихся состоящих на учете |
| сентябрь
| Социальный педагог |
2. Работа с учащимися. | ||||
1
| Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов: а) работа лектория правовых знаний ( по плану); б) работа «Службы доверия» | 8-9 кл. 1-11
| 1 раз в месяц | Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
2
| Оказание помощи вновь прибышим учащимся в адаптации в новом классном коллективе | 1-11
| По мере необходимости | Социальный педагог школы
|
3
| Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода
| 5,10 кл. 1 кл
| Сентябрь-октябрь
| Классные руководители 1-11 кл., социальный педагог |
4
| Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование, в, том числе, через «Службу доверия» | 1-11
| Постоянно
| Администрация школы, Классные руководители 1-11 кл., социальный педагог
|
5
| Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы) | 1-11
| Постоянно
| Заместитель директора по ВР, классные руководители 1-11 кл. |
6
| Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних | 8-9
| В течении учебного года
| Соц. педагог, учителя обществознания
|
7
| Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: а) через «Службу доверия»; б) тренинговые занятия; в)пед консилиумы; г) "круглые столы" | 7-11
|
В течении учебного года |
Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.
|
8
| Охват организованным отдыхом и трудом учащихся «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года | 1-11
| В течении года
| Педагогический коллектив школы |
9
| Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска» | 1-11
| Ежедневно
| Администрация школы, Классные руководители 1-11 кл., социальный педагог |
10
| Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время | 2-11
| По мере необходимости
| Классные руководители 1-11 кл., Совет профилактики школы |
3. Работа с семьей | ||||
1
| Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий |
1-11
| Сентябрь
| Классные руководители 1-11 кл., социальный педагог |
2
| Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей | 1-11
| Сентябрь
| Классные руководители 1-11 кл., социальный педагог |
3 | Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану) | 1-11
| 1 раз в четверть
| Администрация школы, классные руководители 1-11 кл |
4
| Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися | 1-11
| Постоянно
| Классные руководители 1-11 кл
|
5
| Консультирование родителей : а) педагогами школы; б)соц. педагогом; в) медработником | Род. 1-11 кл.
| По мере необходимости
| Коллектив школы
|
6
| Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения | Родители 7-11
кл.
| Декабрь- февраль
| Классные руководители 1-11 кл, администрация школы
|
7
| Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми «группы риска».: а) круглый стол; б) малый педсовет | 1-11
| 1 раз в четверть | Администрация школы |
4. Правовой всеобуч учащихся | ||||
1
| Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся | 1-11
| По планам классных руководителей | Классные руководители 1-11 кл
|
2
| Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву ( по отдельному плану)
| 8-9 кл. | 1 раз в месяц
| Социальный педагог
|
3
| Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка | 5-11
| По общешкольному плану
| Классные руководители 1-11 кл
|
4
| Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие | 1-11
| В декаду «За здоровый, образ жизни»
| Администрация школы, социальный педагог
|
5.Профилактика алкоголизма и наркомании. | ||||
1
| Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам | 5-11
| Сентябрь
| Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
2
| Проведение акции «За здоровый образ жизни» ( по отдельному плану) | 1-11
| Январь, апрель
| Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
3
| Освещение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях Лектория правовых знаний для учащихся | 8-9 кл.
| По плану лектория
| Социальный педагог
|
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы
| - появление у подростков устойчивых интересов; - положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД; -уменьшение количества детей «группы риска» - уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска».
|
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
| -проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.
|
Конечный результат реализации программы
| Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков. |