Программа по профилактике правонарушений и безнадзорности школьников

2016-2017 уч.год

 


                                                                                                                                

 

Программа

«Профилактика безнадзорности и правонарушений школьников»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Курагинская средняя общеобразовательная школа № 7

на 2016-2076 гг.

 

Паспорт программы

 

Наименование программы

 

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Разработчики программы  

 

Социально-педагогическая служба

МБОУ Курагинская СОШ № 7

Цель программы

Создание   условий   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений

Задачи программы

Обеспечение работы единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений в МБОУ СОШ № 7

Сроки реализации программы   

2016-2017 гг.

 

Исполнители программы  

Социально-педагогическая служба МБОУ Курагинская СОШ № 7

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

- стабилизация числа беспризорных детей  подростков;

- преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних

 

Пояснительная записка

 

Содержание проблемы и обоснование необходимости

её решения программными методами

            Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России ,которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

- рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

- массовые нарушение прав детей;

- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

- омоложение преступности;                                                                                                                     - увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

            Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ Курагинская СОШ № 7.

 

Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

- Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

- Конституция Российской Федерации;- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- Указы Президента РФ;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

 

Цель программы:

-   создание   условий   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений и обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений.

 

Задачи программы:

- повышение уровня воспитательной – профилактической  работы с подростками в образовательном учреждении;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

- осуществление  консультативно-профилактической работы  среди учащихся,   педагогических  работников, родителей;

- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».

 

Содержание программы

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

 

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутри семейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

 

Профилактическая работа со школьниками включает:

- предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-- профилактическую деятельность через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

 

Этап

 

Содержание

 

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

 

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

 

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков        

 

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа

 

Самовоспитание

 

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

               

            Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

            Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, , педагог-организатор ОБЖ.

В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.

 

            Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

- планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОПДН МО МВД России «Курагинский»;

- организация работы школьного Совета профилактики;

- проведение тематических педагогических советов;

- педагогический всеобуч для  родителей;

- социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска»;

- составление социального паспорта классов, школы;

- ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.

- проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).

- выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

- анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ;

- анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.);

- проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.

- заполнение карты здоровья учащихся;

- профилактическая работа со школьниками.

            1 направление:                                                                                                         -предупредительно-профилактическая деятельность:                                                                   -реализация системы  воспитательной работы школы;                                                                  - проведение мероприятий совместно с ОПДН МО МВД России «Курагинский;                                                                                                - организация правового всеобуча;                                                                                                - профориентационная работа;                                                                                                        - проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ;                                     - организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:                                                        - вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;                                          - вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;

- охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и  интересным содержательным досугом в течение всего года;Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города и посёлка;

- привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

            2 направление: индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

- работа в этом направлении предполагает:

- выявление причин отклонений в поведении;                                                                              -  беседы социального педагога,  классного руководителя, администрации школы с подростком;

- приглашение на школьный  Совет по профилактике правонарушений;

- беседы инспектора ПДН;

- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

- направление ходатайств в КДН  и ЗП;

- проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

- профилактическая работа с родителями:

- выбор родительского комитета в классах.

- выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.

- «День открытых дверей» для родителей.

- привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

- привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

-выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.

- посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, - направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.

- проведение родительского всеобуча.

 

Тема  

 

Содержание

 

Профориентация школьников

 

1) Профориентация, её цели и задачи

2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда

3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком

По профилактике употребления ПАВ

 

1) ПАВ и его влияние на организм ребенка

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ

3) Устойчивость подростка в обществе

4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ

5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка

6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ

По профилактике правонарушений и преступлений

 

1) Права и обязанности семьи

2) Права, обязанности и ответственность родителей

3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме

5) Причина детского суицида

6) Свободное время и развлечения учащихся

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

 Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов,органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Планируемые результаты:

1 блок

 

-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

правонарушений,

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок

 

-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,

- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,

- получение информации о состоянии здоровья учащихся

 

3 блок

 

- сформировать у учащихся образ жизни,

-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека,

-сформировать жизненную позицию ребёнка

 

4 блок

 

-создание приоритетного родительского воспитания, 

-организация педагогического просвещения родителей, 

-построение демократической системы отношений детей и взрослых

 

 План  мероприятий направленных на  реализацию направлений программы

№ п\п

Содержание работы

 

классы

 

Сроки

 

Ответственные

 

1. Организационные мероприятия

1

 

Изучение и систематизация социальной структуры семей учащихся школы

1-11

 

сентябрь

 

Классные руководители   1-11 кл. Социальный педагог

2

 

Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

1-11

сентябрь

Классные руководители   1-11 кл. Социальный педагог

3

 

Организация заполнения в классах социальных паспортов

1-11

 

 

Классные руководители   1-11 кл. Социальный педагог

4

 

Составление банка данных и социального паспорта школы

1-11

 

до 01.10

 

Социальный педагог

 

5

 

Анализ состояния преступности и безнадзорности учащихся школы за 9 мес. 2016 г. ( о информации ОПДН  МО МВД России «Курагинский

1-11

 

октябрь

 

Социальный педагог

 

6

 

Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений  учащихся совместно с КДН и ЗП, ОПДН  МО МВД России «Курагинский

1-11

 

сентябрь- октябрь

 

Социальный педагог

 

7

 

Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану

1-11

 

1-2 р. в месяц

 

Заместитель директора  по ВР, социальный педагог

 

8

 

Участие в поселковых, районных, краевых акциях, профилактических мероприятиях по линии министерства образования, управления образования администрации района, КДН и ЗП ОПДН  МО МВД России «Курагинский

1-11

 

в течение

года

 

Администрация школы

 

9

 

Анкетирование учащиеся с целью выявления склонности к правонарушениям

5-11

 

сентябрь

 

Классные руководители              1-11 кл.

10

 

Вовлечение «трудных» учащихся в работу кружков и секций

2-11

 

сентябрь-октябрь

Классные руководители          1-11 кл.

11

 

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б)посещение семьи; в)приглашение на Совет профилактики школы

1-11

по мере необходимости

Социальный педагог

 

12

 

Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся «группы риска», в неблагополучные семьи

1-11

 

1 раз в четверть

 

Администрация школы

 

13

 

Участие в районных рейдах на квартиры учащихся, стоящих на учете в ОПДН МО МВД России «Курагинский и на пед/учете в школе

5-11

 

по плану КДН и ЗП

 

Администрация школы

 

14

 

Сверка документации школы и КДН и ЗП при администрации Курагинского района,  ОПДН  МО МВД России «Курагинский по количеству обучающихся состоящих на учете

 

 

сентябрь        

 

Социальный педагог

2. Работа с учащимися.

1

 

Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов:

 а) работа лектория правовых знаний ( по плану);

б) работа «Службы доверия»

8-9 кл. 1-11

 

1 раз в

месяц

Заместитель директора  по ВР,

социальный педагог

2

 

Оказание помощи вновь прибышим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

1-11

 

По мере необходимости

Социальный педагог школы

 

3

 

Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода

 

5,10 кл.

1 кл

 

Сентябрь-октябрь

 

Классные руководители   1-11 кл.,  социальный педагог

4

 

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование, в, том числе, через «Службу доверия»

1-11

 

Постоянно

 

Администрация школы, Классные руководители   1-11 кл.,  социальный педагог

 

5

 

Организация досуга учащихся

(по плану воспитательной работы школы)

1-11

 

Постоянно

 

Заместитель директора  по ВР, классные руководители   1-11 кл.

6

 

Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних

8-9

 

В течении учебного года

 

Соц. педагог, учителя обществознания

 

7

 

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:

а) через «Службу доверия»;

б) тренинговые занятия;

в)пед консилиумы;

г) "круглые столы"

7-11

 

 

В течении учебного года

 

Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.

 

8

 

Охват организованным отдыхом и трудом учащихся «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года

1-11

 

           

 

           

 

В течении года

 

Педагогический коллектив школы

9

 

Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска»

1-11

 

Ежедневно

 

Администрация школы, Классные руководители   1-11 кл.,  социальный педагог

10

 

Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время

2-11

 

По мере необходимости

 

Классные руководители   1-11 кл.,  Совет профилактики школы

3. Работа с семьей

1

 

Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий

           

1-11

 

Сентябрь

 

Классные руководители   1-11 кл.,  социальный педагог

2

 

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей

1-11

 

Сентябрь

 

Классные руководители   1-11 кл.,  социальный педагог

3

Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану)

1-11

 

1 раз в четверть

 

Администрация школы, классные руководители   1-11 кл

4

 

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися

1-11

 

Постоянно

 

Классные руководители   1-11 кл

 

5

 

Консультирование родителей : а) педагогами школы;

б)соц. педагогом;

в) медработником

Род. 1-11 кл.

 

По мере необходимости

 

Коллектив школы

 

6

 

Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения

Родители

7-11

 

кл.

 

Декабрь-

февраль

 

Классные руководители   1-11 кл, администрация школы

 

7

 

Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми «группы риска».:

 а) круглый стол;

 б) малый педсовет

1-11

 

           

 

           

 

1 раз в четверть

Администрация школы

4. Правовой всеобуч учащихся

1

 

Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся

1-11

 

По планам классных

руководителей

Классные руководители   1-11 кл

 

2

 

Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву ( по отдельному плану)

 

8-9 кл.

1 раз в

месяц

 

Социальный педагог

 

3

 

Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка

5-11

 

По общешкольному плану

 

Классные руководители   1-11 кл

 

4

 

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие

1-11

 

В декаду «За здоровый, образ жизни»

 

Администрация школы, социальный педагог

 

5.Профилактика алкоголизма и наркомании.

1

 

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам

5-11

 

Сентябрь

 

Заместитель директора  по ВР, социальный педагог

2

 

Проведение акции «За здоровый образ жизни» ( по отдельному плану)

1-11

 

Январь, апрель

 

Заместитель директора  по ВР, социальный педагог

3

 

Освещение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях Лектория правовых знаний для учащихся

8-9 кл.

 

По плану лектория

 

Социальный педагог

 

Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание эффективности всей программы   

 

- появление у подростков устойчивых интересов;

- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД;

-уменьшение количества детей «группы риска»

- уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска».

 

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы   

 

-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.

 

Конечный результат реализации программы

 

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание  условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.

 

 

 

Вернуться