Программа профессионального самоопределения обучающихся «Путь к профессии» на 2015-2018 гг.
1. Основные положения
Современная жизнь предъявляет человеку новые, определенные требования. Это должен быть человек, умеющий самостоятельно и критически мыслить, принимать решения и нести за них ответственность. Во многом задача воспитания всех этих качеств у подрастающего поколения ложится на систему образования. Роль образования определяется задачами перехода России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современном образовательном пространстве отсутствует однозначное толкование понятия "профильное обучение", но вместе с тем, позволил определить его основные сущностные черты:
- условие эффективного развития профессионального самоопределения личности обучающихся;
- особый вид дифференцированного обучения;
- особое содержательное приращение.
В концепции модернизации Российского образования до 2010 г. говорилось, что одной из важнейших задач воспитания является «формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». В свою очередь, принятая в 2002 году "Концепция профильного обучения на старшей ступени образования" так определила основную цель профильного обучения: это "обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения учащихся, с учетом индивидуальных склонностей и потребностей". Данные основополагающие факторы определили ключевую задачу в системе воспитания подрастающего поколения, которая выражается в поэтапной социализации обучающихся в рамках самоопределения обучающихся. Самоопределение личности - сложная научная проблема, имеющая философский, социологический, психологический и педагогический аспекты. В самом общем виде самоопределение – становление внутренней позиции личности и устойчивого отношения к себе, к людям, к миру. Характерными особенностями самоопределения являются:
- принадлежность субъекту;
- определение, поиск собственной позиции;
- процессуальность.
Процессуальность самоопределения проявляется в том, что это не одномоментный акт. Самоопределение является процессом, а это означает, что его состояние возможно оценить “на входе"; промежуточные состояния и происходящие изменения; состояние “на выходе”, т.е., существенные отличия в сравнении с первоначальным положением системы. По соотнесению своего образа “Я” с жизненными, личностными и профессиональными планами различают следующие формы самоопределения:
- Жизненное самоопределение – выбор человеком стиля и образа жизни. Оно характеризуется определенностью образа и стиля жизни в зависимости от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды, от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
- Личностное самоопределение – нахождение человеком самобытного образа “Я”, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.
- Профессиональное самоопределение – готовность рассматривать себя развивающимся во времени и находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Важной особенностью профессионального самоопределения современных школьников является то, что данный процесс проходит в условиях нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм и ценностей. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентационной работы. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально - производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации. Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель Е.А. Климова (хочу - могу - надо). Исходя из вышеизложенного, были определены следующие цели и задачи программы.
Цель программы - формирование ответственного отношения к выбору индивидуального маршрута образовательной деятельности через расширение границ самопознания, с учетом личностных особенностей.
Задачи программы:
- просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства);
- психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);
- рефлексивный анализ соответствия личностных особенностей и требований «привлекательной» профессии;
- моделирование индивидуального маршрута образовательной деятельности
- привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.
Реализация данной программы основывалась на следующих принципах:
1. Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.
2. Методическая работа с педагогическими кадрами.
3. Работа с учащимися (комплекс профориентационных услуг в виде диагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры; консультации по выбору профиля обучения; анкетирование; организация и проведение; встречи с представителями предприятий, учебных заведений; информированность учащихся о противопоказаниях к профессиям).
4. Совместная работа школы, районной службы занятости населения, предприятий района.
5. Организация работы с родителями учащихся (проведение родительских собраний; лектории для родителей; индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; анкетирование родителей учащихся; привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами; помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время)
6. Мониторинг качества профориентационной работы.
3. Структуры деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы
1. Диагностика профессиональной направленности обучающихся.
2. Работа с родителями и учащимися.
3. Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:
- выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
- поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
- осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика, определение индивидуальной образовательной траектории;
- проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
- создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
- организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
- осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
- организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки.
4. Классный руководитель, опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы, выполняет следующие функции:
- составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
- помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
5. Учителя-предметники:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
6. Библиотекарь:
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.)
7. Школьный психолог:
- изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора профессии;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы в качестве руководителей кружков;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
- создает базу данных по профдиагностике.
8. Медицинский работник:
- способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
- оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
- оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
4. Оценка эффективности реализации программы
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы относятся:
1. Индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств).
2. Направленность профориентационных воздействий, прежде всего, на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
3. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Показателем достаточности информации является ясное представление человека о профессии, месте ее получения, о потребностях общества в данных специалистах.
4. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание проявить свои силы в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
5. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
6. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
7. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана, умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей (тех, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности).
5. План мероприятий по программе профессионального самоопределения «Путь в профессию»
5.1 Организационная работа в школе
№ п/п | Мероприятие | Ответственный за выполнение |
1. | Создание школьного совета по профориентации. | Заместитель директора по ВР |
2. | Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX, XI классов) | Социальный педагог, классные руководители 9-х и 11-х классов |
3. | Составление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. | Совет по профориентации |
4. | Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению | Педагог-библиотекарь |
5. | Организация регулярного выпуска газеты "Семёрочка" | Куратор школьной газеты «Семерочка» |
6. | Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. | Классные руководители, педагоги-организаторы |
7. | Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости. | Заместитель директора по ВР |
8. | Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками. | Педагог-организатор |
5.2 Работа с родителями
№ п/п | Мероприятие | Ответственный за выполнение |
1. | Организация лектория для родителей по теме "Роль семьи в профессиональном самоопределении". | Классные руководители |
2. | Проведение элективных курсов, индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий учащимися. | Учителя-предметники |
3. | Организация встречи учащихся с их родителями - представителями различных профессий. | Педагог-организатор, классные руководители |
4. | Проведение родительских собраний: “Анализ рынка труда и востребованности профессий в районе”, “Медицинские аспекты при выборе профессии” | Классные руководители |
5. | Привлечение родителей к оформлению профориентационных уголков | Классные руководители |
6. | Подготовка рекомендаций для родителей по возникшим проблемам профориентации | Социальный педагог |
7. | Проведение круглого стола “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с приглашением представителей учебных заведений | Совет по профориентации |
5.3. Работа с обучающимися
№ п/п | Мероприятие | Ответственный за выполнение |
1. | Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения юга Красноярского края. | Классные руководители, заместитель директора по ВР |
2. | Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности. Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации. | Педагог-психолог, социальный педагог |
3. | Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений | Классные руководители |
4. | Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр, “Фестиваль профессий” и др. | Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы, классные руководители |
5. | Организация и проведение выставок, викторин, бесед для учащихся: “В мире профессий”, “Транспорт”, “Военные профессии”, “Информационные технологии”, “Строительство и архитектура”, “Машиностроение”. | Учителя начальных классов |
6. | Проведение серий классных часов: “Сто дорог – одна твоя”, “Как претворить мечты в реальность”, “Легко ли быть молодым”, “К чему люди стремятся в жизни?”.
| Классные руководители |
7. | Организация и проведение встреч с представителями различных профессий.
| Заместитель директора по ВР, педагог-организатор |
8. | Организация экскурсий и встреч со специалистами “Центра занятости”.
| Заместитель директора по ВР |
9. | Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.
| Социальный педагог, классные руководители |
10. | Проведение диагностики по выявлению интересов обучающихся.
| Педагог-психолог |